Эльхан Шахиноглу: Конфликт в Нагорном Карабахе опасен для Сочинской Олимпиады
Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических исследований "Атлас" (Баку) Эльханом Шахиноглу.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете результаты очередной встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Сочи?
Как и ожидалось, никаких сенсаций не произошло. Президенты Азербайджана и Армении остались при своих мнениях. Азербайджан по-прежнему поддерживает обновленные "мадридский план" урегулирования, а Армения как всегда выступает за пакетный план. То есть, по мнению Еревана в документе должно быть отражено в какие сроки будет проведен референдум в Нагорном Карабахе, на что, по объективным причинам не может согласиться Азербайджан. Ведь сколько бы беженцев-азербайджанцев не возвратилось в Нагорный Карабах, численность армян всегда будет выше, а это означает что, результаты любого референдума заранее известны. Так почему соглашаться на такой референдум, который изначально создает конфликтную ситуацию?
ИА REGNUM: То есть вы считаете, что в Сочи не было ни каких подвижек?
Если конечно не считать тот принятый документ, который кроме общих слов ничего не означает. Возьмем, например первый пункт совместного заявления, в котором сказано "завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными". Но то же самое было сказано и в Астраханском заявлении, которое было выполнено наполовину. Где гарантия того, что этот пункт будет выполнен на этот раз? Обратимся теперь ко второму пункту сочинского заявления, где сказано: "стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон, под эгидой сопредседателей Минской Группы
ИА REGNUM: Тогда почему президент России так активен в посреднической миссии?
Действительно президент России
ИА REGNUM: Какие, по вашему мнению, реальные шаги мог бы предпринять президент России для разрешения конфликта?
Дмитрий Медведев может достичь результата лишь в том случае, если он убедит армянского коллегу принять обновленный мадридский план. Вот если бы по этому плану Армения первым делом освободила бы прилегающие к Нагорному Карабаху несколько оккупированных районов, то это дало бы серьезный толчок всему мирному процессу в регионе. В ответ Азербайджан и Турция открыли бы все коммуникационные линии, установились бы доверительные политические и экономические отношения между всеми сторонами. Но как видим, нынешняя власть в Армении не готова к такому развитию событий, а Москва по разным причинам не хочет нажимать на Ереван. Хотя Армения в военном и в экономическом отношении во многом зависима от России. Уже второй год подряд и именно в зимние месяцы президент России организовывает встречи в Сочи. Я пришел к выводу, что это как-то связано с зимней олимпиадой в
До олимпиады осталось всего 3 года. За это время России нужно показать миру, что олимпиаде в Сочи ничто не угрожает. Взрывы в Московском метро, в
ИА REGNUM: Кроме России в Минской Группе два сопредседателя - США и Франция. Почему за последние годы эти страны не так активны в посреднической миссии, как Россия?
К сожалению, для США и Франции разрешение Нагорно-Карабахского конфликта тоже не на переднем плане. После того как
Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении в США было организована более 10 лет назад. Взять, к примеру, слова помощника государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Филиппа Гордона о последней встрече президентов в Сочи. "Некоторые утверждают, что российская сторона, организовывая встречи между Арменией и Азербайджаном, постепенно берет процесс под свой контроль, но проблема здесь совершенно другая: географическое положение России позволяет ей легче организовывать встречи, например, в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге или в Астрахани, чем далекому Вашингтону", - заявил Гордон. Представитель Государственного департамента явно лукавит. По этой логике получается, что географическое положение Боснии обязывало ближайшие Европейские страны найти разрешение данного конфликта. Но соглашение по Боснии было подписано именно в США, в далеком Дейтоне. Просто Барак Обама и Государственный Департамент заняты другими проблемами и с Россией установлены доверительные дружественные отношения. Поэтому Вашингтон по доверенности отдал посреднические услуги по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта Кремлю и не стремится к активности в данном вопросе. Но если в регионе начнутся военные столкновения Белому Дому и Государственному Департаменту вряд ли удастся наблюдать за происходящим издалека. Это будет война непохожая на войну начала 1990-х годов. Россия, Грузия, Турция и даже Иран будут, так или иначе, сторонами в возможном конфликте. Может тогда страны ЕС и США поймут, что неразрешенность Нагорно-Карабахского конфликта опасна и для их интересов.