Выборы в Ленинградской области: пейзаж перед боем
Политэлита Ленинградской области начинает мобилизацию: в течение нескольких месяцев, а скорее всего, гораздо быстрее, решится вопрос с возможностью совмещения выборов в региональный и федеральный парламенты - и начнется предвыборная гонка. Соответствующий закон в
Фактор федеральной кампании
Согласно действующему законодательству, выборы в областное Законодательное собрание (ЗАКС) должны пройти 11 марта 2012 года (вместе с президентскими). Однако большинство экспертов вполне уверено говорит, что голосовать жителям Ленинградской области придется 4 декабря этого года. "Если выборы в областное Законодательное собрание совпадут с выборами в Государственную думу РФ, думская кампания, естественно, окажет сильное влияние на результаты голосования по партийным спискам в ЗАКС, - считает политконсультант Тимофей Худяков. - Выбирая ту или иную партию в государственный парламент, избиратель в большинстве случаев поддержит ее же и на уровне региона".
Кроме того, роль федеральной компоненты на выборах в Ленинградской области велика из-за слабости региональных средств массовой информации. За исключением часа утреннего вещания "Ленинградской областной телекомпании" (ЛОТ), вся эфирная телевизионная сетка в регионе - федеральная. Серьезного ресурса влияния нет и у областной прессы: на полуторамиллионный регион - единственная общеобластная газета "Вести". Таким образом, информацию и агитацию избиратель будет получать через федеральные СМИ, а также районные газеты районное же телевидение и радио. Районные СМИ безусловно влиятельны, но многие зависимы от районных и областных властей, которые будут поддерживать,скорее всего, линю партии - понятно какой.
Новый избирательный закон
Еще один фактор, явно повлияющий на расклад сил в будущем парламенте - изменения в законе "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области". По общему мнению, действующая ныне система "пяти региональных групп" показала свою неэффективность: региональные отделения партий вынуждены объединять в каждом "групповом" списке кандидатов от разных территорий (в них могут входить разные районы с разными проблемами, элитами и так далее). А избирателю, в свою очередь, предлагается поддержать список, наполовину составленный из незнакомых ему кандидатур. Кроме того, как показала практика выборов 2007 года, при формировании списка между элитами из разных районов часто возникают серьезные конфликты - и уже после выборов они долго не могут выстроить даже рабочие отношения друг с другом. Конкурируя за место в списке, местные элиты болезненно реагируют на кадровые решения региональных партийных организаций, плохо воспринимают победивших политиков и так далее.
Взамен не оправдавшей себя системы предложено два законопроекта, расколовших в середине февраля областной парламент. Один из них инициирован фракцией
При фактической монополии "Единой России" на районном уровне, оппозиционеры чаще всего лишены финансового и административного ресурса. В этих условиях региональные отделения оппозиционных партий испытывают кадровый голод, и вариант избраться единым списком для них оптимален. Однако шансов быть закрепленной в букве закона у такой выборной схемы немного. Обладая большинством в ЗАКСе, единороссы сумели продавить концепцию, предложенную Леноблизбиркомом. Именно она была принята за основу будущего закона. Вариант, инициированный Избирательной комиссией, выгоден прежде всего "Единой России" и исполнительной власти. Он предполагает сохранение смешанной системы: 25 депутатов избираются по одномандатным округам, 25 - идут в областной парламент в составе партийных списков. Однако взамен пяти региональных групп на территории региона предполагается создать 25 - по числу одномандатных избирательных округов. Таким образом, в каждом избирательном округе партия сможет выдвинуть не только кандидата-одномандатника, но и отдельную редакцию партийного списка.
"Здесь нет какого-то областного ноу-хау. Это оптимальная схема, которая работает во многих регионах России. В частности, к подобному варианту пришли петербургские законодатели", - отмечает первый заместитель регионального исполкома "Единой России" Анна Хмелева. По ее словам, на предстоящих выборах в каждой из 25 региональных групп единороссы планируют "прицепить" к региональной тройке двух местных кандидатов. Кроме того, в каждом округе партия выдвинет одного кандидата-одномандатника. "Таким образом, кандидатов от "Единой России" может быть не 50, а 75 плюс возглавляющая список региональная тройка", - резюмирует Анна Хмелева.
Кроме того, в отличии от выборов 2007 года, на этот раз в случае, если после голосования "проходной" кандидат откажется занять депутатское кресло, мандат не будет автоматически переходить к следующему по списку. Право кадрового решения отдано региональным политсоветам. Очевидно, что в этих условиях искать баланс интересов партии будут кулуарно. И можно предполагать, что в большинстве таких споров решающее слово останется за губернатором. По крайней мере, в "Единой России", где глава региона является членом президиума регионального политсовета.
Фактор губернатора
Несмотря на регулярно появляющиеся слухи о грядущей отставке губернатора Ленинградской области, знакомые с политической ситуацией в регионе эксперты пока сходятся во мнении:
Вторая, не менее важная причина политического долголетия губернатора Ленинградской области, отмечаемая всеми наблюдателями и участниками политического процесса, - выстроенный им механизм политических сдержек и противовесов, позволяющий Валерию Сердюкову, не пользуясь безусловным политическим весом в Москве, оставаться ключевой фигурой на уровне региона. Имея опыт противостояния с сильными оппозиционными группами депутатов в ЗАКСе третьего созыва (2002-2006 годов), губернатор, скорее всего, сделает все возможное, чтобы не допустить повторения такого сценария.
"Валерий Сердюков - очень сильная фигура. Я думаю, его влияние на выборах в Законодательное собрание будет значительным, качественным и, в конечном итоге, решающим, - уверен политолог Александр Конфисахор. - У губернатора Ленинградской области есть ресурс для того, чтобы провести своих людей и по партийным спискам, и по одномандатным округам. В том, что он сможет выставить сильные кандидатуры и обеспечить им всестороннюю поддержку, я не сомневаюсь".
За годы работы Валерию Сердюкову удалось выстроить отношения с элитами, способными оппонировать главе региона и влиять на ситуацию в районах, однако в итоге предпочитающими все-таки искать с губернатором компромиссы. В их числе эксперты называют, прежде всего, бывших сенаторов от Ленинградской области: главного акционера Группы
Пока же, по мнению экспертов, самостоятельно управлять ситуацией на местах и лоббировать свои интересы на уровне области способны гендиректор ООО "
Другие игроки на политическом поле области обладают меньшим ресурсом и еще больше ориентируются на политику областного руководства. Кроме того, идти вразрез с линией губернатора руководители предприятий, сельхозпроизводств и представители бизнеса не могут, поскольку они зависят от муниципалитетов, для которых мнение Валерия Сердюкова - решающее.
Отладка механизмов управления формально независимыми главами районных администраций в условиях действия закона "О местном самоуправлении", очевидно, стоила губернатору не одного седого волоса. Но Валерий Сердюков с этой задачей справился. Подтверждение тому - недавний пример с отставкой главы администрации Приозерского района Сергея Дорощука. Из всех районов Ленинградской области в этом смысле исключением остается лишь Всеволожский, но ситуация там требует отдельного разговора.
По мнению экспертов, интрига, связанная с неопределенностью даты проведения выборов в Законодательное собрание Ленинградской области, разрешится весной или в начале лета 2011 года. А после того, как станут понятными правила игры, можно будет говорить о ресурсах и шансах сторон, возможной расстановке сил в будущем Законодательном собрании региона. При этом гарантом сохранения общего баланса интересов в Ленинградской области остается фигура губернатора - существенно повлиять на политический расклад может разве что досрочная отставка Валерия Сердюкова. Впрочем, в таком случае неизбежен настолько масштабный передел сфер влияния, что сам фактор выборов в областной парламент станет в нем только одним из многих.