Антон Иванов, Константин Казенин: Общая оценка динамики общественной безопасности на Северном Кавказе в 2010 г. (доклад)
Доклад подготовлен в рамках проекта "Гуманитарный диалог по укреплению человеческой безопасности на Северном Кавказе", реализуемого совместно "Миротворческой Миссией имени генерала Лебедя" (ММГЛ), "Швейцарским фондом мира" (swisspeace) и "Форумом по раннему предупреждению и раннему реагированию - Евразия" (FEWER Eurasia) c 2006 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ
События и тенденции, наблюдавшиеся в Северо-Кавказском федеральном округе в 2010 году, в целом свидетельствуют о постепенном дальнейшем ухудшении ситуации с человеческой безопасностью в этой части России. Год ознаменовался усилением угроз, связанных с религиозным экстремизмом, и сохранением угроз, связанных с межэтническими проблемами. При этом обе группы угроз находятся в тесной взаимосвязи с самыми разными сторонами общественной жизни, включая региональную политику и экономику, что еще более усиливает их негативное влияние на общую ситуацию с безопасностью. Экстремисты любого толка не являются на сегодняшнем Кавказе "вещью в себе", а активно встраиваются в самые разные процессы жизни регионов. Отсутствие понятной для населения государственной стратегии и размытость духовно-нравственной опоры, а также практическое отсутствие конструктивных каналов выражения недовольства на фоне множества нерешенных социально-экономических проблем приводит к тому, что социальная протестная активность масс трансформируется в радикальные религиозные лозунги и экстремизм. Негативный эффект от этого усугубляется зачастую неадекватными и преимущественно репрессивными методами работы силовых органов, утратой авторитета власти, нехваткой подлинного и конструктивного диалога между властью и обществом.
За истекший год на Северном Кавказе в целом также не найдено каких-либо эффективных решений и инструментов, позволяющих рассчитывать на реальный успех в борьбе с коррупцией. Ситуация с созданием рабочих мест и легальных экономических возможностей осталась практически неизменной. Крупные экономические проекты, заявленные в Стратегии развития СКФО до 2025 года, пока являются лишь предметом чиновничьего обсуждения, хотя многократные упоминания в СМИ о значительных объемах планируемых инвестиций создали определенные ожидания. Таким образом, значимого противовеса выявленным негативным тенденциям в 2010 году на данный момент создать не удалось.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В 2010 году ситуация с человеческой безопасностью в разных республиках Северного Кавказа развивалась разнонаправлено. Предельно огрубляя картину, можно сказать, что она имела тенденцию к ухудшению в восточной и западной части СКФО и к относительному успокоению в центральной части округа. Такая фрагментация в первый год существования СКФО сама по себе представляет проблему, поскольку идея создания СКФО предполагала в первую очередь проведение единой федеральной политики в кавказских регионах.
Как и в предыдущие годы, основными факторами, негативно влияющими на человеческую безопасность на Северном Кавказе, были следующие: (1) подрывная деятельность бандподполья и религиозных экстремистов; (2) межнациональная напряженность и ее политизация; (3) низкий уровень доверия населения к правоохранительным органам.
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЗАКОННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
В деятельности экстремистского подполья различных регионов СКФО в 2010 году можно выделить следующие новые тенденции, каждая из которых усугубляет риски для мирной жизни Северного Кавказа.
Во-первых, деятельность экстремистов все более явно выходит за рамки противостояния с правоохранительными органами и охватывает все более широкие общественные слои. Нападения на милиционеров в 2010 году случались часто, однако наиболее резонансными стали другие преступления. В 2010 году незаконные вооруженные формирования (НВФ) вернулись к практике терактов в других городах России, в результате которых пострадало большое количество гражданского населения. Самыми заметными преступлениями такого рода стали два теракта в московском метро 29 марта, взрыв в Пятигорске 17 августа и взрыв на рынке Владикавказа 9 сентября. Кроме того, мишенью экстремистов часто становились известные в своем регионе люди, не имеющие отношения к силовым структурам. Одними из самых громких преступлений такого рода стали декабрьские убийства в КБР известного ученого-этнографа Аслана (Арсена) Ципинова и убийство председателя духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии
Во-вторых, в регионах СКФО укрепляется представление о том, что экстремистские группы своими действиями обслуживают политические интересы тех или иных местных игроков. Бандподполье уже не воспринимается как внешняя сила, действующая от имени и на средства неких зарубежных эмиссаров. Наиболее явно эта тенденция проявлялась в КБР, где террористическая активность заметно возросла накануне переназначения главы региона.
В-третьих, все чаще совершаются такие преступления, которые позволяют говорить о серьезной вовлеченности НВФ в решение экономических вопросов. Например, много тревожных событий происходило на новых и строящихся ГЭС Дагестана. Дважды, в сентябре и декабре, были предотвращены попытки подрыва Ирганайской ГЭС. До этого, в августе, был похищен главный инженер строящейся Гоцатлинской ГЭС
В-четвертых, укрепляются межрегиональные связи между НВФ. Об этом свидетельствуют, в частности, теракты, совершенные в одном регионе СКФО жителями другого региона. Примером может служить атака на расположение Буйнакской горнострелковой бригады в Дагестане, совершенная 5 сентября уроженцем и жителем Ставропольского края. Сохраняются и связи с радикальными группами других стран, свидетельства чему - уничтожение боевика, являвшегося гражданином Казахстана, в ходе спецоперации в Махачкале 5 октября, а также присутствие уроженцев Дагестана среди группы радикалов, совершивших 23 августа побег из тюрьмы в столице Таджикистана Душанбе. При всех различиях в деятельности и влиянии НВФ разных регионов, они, очевидно, не являются на сегодняшний день обособленными друг от друга.
Все указанные тенденции говорят об усилении влияния экстремизма на Северном Кавказе и о такой трансформации его роли, которая только увеличивает дестабилизирующее воздействие на политические и экономические отношения. При этом ясной, единой стратегии борьбы с этим явлением в данный момент у федеральных и региональных властей, очевидно, нет. Силовые акции соседствуют с проектами "реабилитации" бывших членов НВФ, однако эти проекты существенно отличаются от региона к региону. Наиболее заметным из таких проектов стало создание в Дагестане Комиссии по содействию в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить экстремистскую и террористическую деятельность. Эта комиссия была создана указом президента Дагестана
2. МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ
Вопросы межнациональных отношений как общекавказский фактор имели в 2010 году существенно меньшее значение, чем религиозный экстремизм. Однако почти во всех регионах Северного Кавказа они в той или иной мере сохранились в повестке дня. В качестве риска для общественной безопасности важно указать на то, что в ряде случаев реальные или мнимые трудности в межэтнической сфере активно используются региональными игроками как инструмент давления при решении различных вопросов, прежде всего кадровых.
Наиболее заметную роль межнациональная тема, как и в предыдущие годы, играла в политической жизни Карачаево-Черкесии. Там аргумент этнического баланса напрямую использовался в борьбе за посты в правительстве при его частичной замене в апреле-мае 2010 г. Национальные общественные организации КЧР постоянно проявляют политическую активность, то создавая между собой альянсы, то отказываясь от них. Периодически в публичную сферу вбрасывается идея раздела региона по этническому признаку. Такая активность национальных организаций, по нашим наблюдениям, не находит массового отклика у населения региона. Однако она развивается на фоне, по крайней мере, частичного неблагополучия в межнациональной сфере на бытовом уровне, о чем говорят, например, массовые молодежные драки, прокатившиеся зимой и весной 2010 г. по столице республики г. Черкесску.
В Ингушетии и Северной Осетии ключевым фактором, способным осложнить межнациональные отношения, является Пригородный район. Сам процесс возвращения туда ингушских беженцев, их обустройства в селах Пригородного района с совместным проживанием осетин и ингушей в 2010 году не был заметным фактором напряженности, постоянно находясь в центре внимания руководства обеих республик. Однако теракт на рынке во Владикавказе 9 сентября спровоцировал ряд массовых выступлений жителей Владикавказа, которые пытались провести митинги в местах компактного проживания ингушей. Негативного развития событий удалось избежать, однако стало очевидным, что какого-либо надежного способа предотвращения эскалации напряженности в зоне осетино-ингушского конфликта 1992 года у региональных властей пока не имеется. Важную положительную роль играет начавшийся процесс идентификации останков жертв конфликта 1992 г. с обеих сторон. Останки пяти человек уже были перезахоронены родственниками, а останки более чем двадцати человек находятся на стадии идентификации.
В Кабардино-Балкарии национальная тема присутствовала в основном благодаря деятельности ряда политических организаций, жестко оппозиционных руководству республики. Серьезные претензии к нему они высказывали, исходя из своего видения путей решения спорных земельных вопросов. Заметная активизация протестных действий наблюдалась в канун истечения срока полномочий главы региона. Большинство выступлений не были массовыми. В частности, не удалась попытка провести серию голодовок в горных селах. Однако налицо хорошо организованные, стабильные группы, строящие свою политическую активность на национальных лозунгах.
В Дагестане на фоне серьезнейших угроз, связанных с религиозным экстремизмом, национальные проблемы как дестабилизирующий фактор проявлялись в очень ограниченных пределах, однако существенно, что и там в ряде случаев они были политизированы. Примером могут служить так называемые "кумыкские митинги", проходившие в Махачкале во время формирования правительства Дагестана весной и выдвигавшие требования по кадровым вопросам. Кроме того, в республике периодически возникали локальные конфликты в отдельных равнинных селах, где сталкивались земельные интересы коренных жителей равнины и переселенцев из горных районов. Какой-либо заметной роли в республиканском масштабе такие инциденты не сыграли, однако они подтверждают отсутствие в Дагестане отработанной системы урегулирования подобных конфликтов.
В Ставропольском крае обострение обстановки наблюдалось в восточных районах со смешанным этническим составом. Наиболее заметным событием стала драка с применением огнестрельного оружия в городе Зеленокумске 27 ноября между местными жителями, часть которых была уроженцами Чечни. Она практически совпала по времени с драками в ряде регионов РФ, где с одной стороны участвовали выходцы с Кавказа, и последовавшими за этими драками массовыми демонстрациями (Москва, Ростов-на-Дону и др.). Восточное Ставрополье, с его большими и экономическими активными кавказскими диаспорами, является особой зоной риска для таких конфликтов.
Таким образом, при практическом отсутствии на сегодняшнем Северном Кавказе открытых и массовых межнациональных конфликтов, почти в каждом регионе наблюдаются точечные вспышки напряженности и обострения, свидетельствующие о существующих противоречиях в межэтнических отношениях, таящих в себе угрозу безопасности и стабильности региона.
Отдельным фактором риска на Северном Кавказе стала ситуация вокруг северокавказских диаспор в регионах центральной России. Выступления националистов в тех регионах, начавшиеся в декабре после известных событий вокруг убийства Егора Свиридова, не имели каких-либо открытых, "физических" последствий для республик Северного Кавказа. Однако эти события активно обсуждались в местных независимых СМИ и особенно в интернете. Одновременно обсуждалась тема исчезновений выходцев из северокавказских республик в Москве и других городах. Анализ публикаций показывает, что такие события и выступления националистов тесно соединены в массовом сознании жителей республик Северного Кавказа. Эти события обсуждались на Северном Кавказе не столько в связи с межнациональными отношениями внутри него, сколько в связи с судьбой жителей Северного Кавказа, отправляющихся в другие регионы России для работы и учебы. Как показывают публикации в местных СМИ, рост рисков для таких мигрантов после декабрьских событий был осознан очень ясно. Кроме того, значительная часть местных публицистов и блогеров расценила данные события как индикатор дальнейшего отчуждения Северного Кавказа от России. Это положение представляется весьма опасным, поскольку избыточность трудовых ресурсов, безработица и бурный рост населения регионов СКФО (Дагестан, Ингушетия и Чечня входят в первую пятерку регионов РФ по уровню рождаемости) делает неминуемым и рост трудовой миграции в среднесрочной перспективе.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С УГРОЗАМИ БЕЗОПАСНОСТИ
Северный Кавказ в 2010 году продолжал испытывать явный дефицит подлинного общественного диалога по вопросам, связанным с безопасностью. Наиболее масштабную попытку активизировать общественный диалог делает в настоящее время администрация полпреда президента РФ в СКФО, заявившая о создании Общественного совета и Совета старейшин округа. О позитивных результатах этих шагов говорить пока рано. До сих пор нет ясности с процедурами работы этих структур, также не было гласного и внятного процесса формирования их персонального состава, что может негативно отразиться на уровне общественного доверия к ним.
Заявленные
Важную роль может также сыграть инициированный Общественной Палатой РФ процесс диалога, призванный обеспечить достижение рамочных договоренностей между ведущими организациями гражданского общества региона и органами государственной власти для мирного разрешения противоречий. Однако эта диалоговая инициатива сопряжена с серьезным риском: в случае односторонней консолидации "потенциально согласных" на конструктивное взаимодействие с властью может углубиться раскол этой группы с "потенциальными противниками" конструктивного сотрудничества, который приведет к выталкиванию последних за рамки диалога и дальнейшей радикализации. Такой феномен уже наблюдался в некоторых регионах мира в ходе реализации антикризисных мер, в частности в Южном Судане.
Но самое главное - острые вопросы, которые могли бы поднять представители общественных организаций республик и эксперты, недостаточно представлены в повестке дня официальных государственных диалоговых площадок. В то же время, именно от решения этих вопросов, связанных с преодолением негативных последствий вооруженных конфликтов (например розыск без вести пропавших и реабилитация их родственников, обеспечение своевременного правосудия и неотвратимости наказания, укрепление законности в деятельности правоохранительных органов и восстановление справедливости по случаям нарушения конституционных прав граждан и т.д.), во многом зависит успех или провал антикризисных мер.
Определенные попытки создания площадок для диалога по вопросам, связанным с безопасностью, делались и в регионах. В Дагестане проблеме экстремизма был посвящен Съезд народов этой республики, состоявшийся 15 декабря. Однако в ходе съезда не было создано каких-либо эффективных диалоговых структур, действующих на постоянной основе для преодоления углубляющегося раскола в дагестанском обществе. В Карачаево-Черкесии в феврале был создан Координационный совет национальных общественных организаций, однако интриги с блокированием одних его членов против других пока также не позволяют ему стать сколько-нибудь эффективным органом. Из стабильно работающих институтов такого рода в Кабардино-Балкарии продолжала действовать Согласительная комиссия по вопросам, связанным с земельной собственностью. Итоги ее работы в истекшем году не так часто попадали в публичное пространство - это ожидается в 2011 году.
Результатом разнонаправленных усилий в области развития диалога между обществом и властью является постепенная дискредитация в глазах населения самой идеи диалога, которая признается лишь одним из инструментов для сдерживания спонтанной общественной активности и перенаправления ее в более удобное для власти русло. В то же время, такой подход тормозит выработку действительно актуальной повестки для реального диалога по решению сложных вопросов в области человеческой безопасности, развития самоуправления и снижения уровня экстремизма.
СЦЕНАРИИ
Оптимистический сценарий подразумевал бы существенный прогресс общественных институтов, обеспечивающих широкое и честное обсуждение описанных выше проблем безопасности и реальное укрепление законности (в частности, в использовании силовых инструментов противодействия террористической и экстремисткой деятельности, как это было сделано в Ингушетии). С учетом негативной динамики ситуации в регионах Северного Кавказа в сфере религиозного экстремизма принципиально важно, чтобы этот диалог касался не только работы правоохранительных органов, межэтнических вопросов, но и религиозной сферы. В данный момент предпосылок к такому развитию ситуации мы не видим.
Наиболее вероятный сценарий сохранения статус-кво увеличивает риск постепенной эрозии всех механизмов, обеспечивающих общественную безопасность, поскольку они, при сохранении нынешних тенденций, будут все больше доказывать свою неэффективность, одновременно дискредитируя органы государственной власти и общественные организации в глазах населения. Отметим также, что сохранение всех основных параметров воздействия на текущую ситуацию в СКФО приведет и к потере всякого интереса граждан к работе полпредства, поскольку на данный момент экономические проекты, внесенные в Стратегию развития СКФО до 2025 года, не принесли эффекта, очевидного для простых жителей округа, кадровая ситуация и коррупционная составляющая не претерпели заметных изменений, а межэтническая ситуация на Ставрополье лишь ухудшилась. В деятельности СКФО необходимы серьезные позитивные "прорывы", чтобы избежать такого развития ситуации.
Пессимистический сценарий, предполагающий обвальное ухудшение общественной безопасности, может реализоваться, если произойдет неконтролируемый рост общественного антагонизма между сторонниками и противниками власти, а также по религиозной и этнической линиям. Предпосылки к этому в настоящее время сохраняются. В ряде регионов можно, в частности, наблюдать, как активизация НВФ и религиозных радикалов (при ослаблении правоохранительных органов и деформации единства правового поля) приводит к возрастанию риска "зеркальной" реакции со стороны граждан: звучат предложения прибегать к самосуду, создавать отряды "антиваххабитов" для самообороны и т.д. Движение Северного Кавказа по этому пути будет означать окончательную потерю надежд на мирное развитие этого региона в ближайшем будущем. Если управляемость зиждется сегодня в основном на использовании финансовых вливаний дотационного характера и вооруженной силы, то значительное ослабление возможности использования любого из этих инструментов в будущем может привести к потере управляемости и переходу к сценарию гражданской войны.
Именно поэтому следует признать стратегически важным развитие подлинного диалога между властью и обществом с целью укрепления доверия, гражданского мира и согласия, а также выработки реалистичных путей выхода из кризиса. Переплетение экономических, социально-политических, межэтнических и религиозных проблем региона невозможно преодолеть в отсутствие согласованной и поддерживаемой населением политики федерального центра и республиканских элит, которая бы постоянно корректировалась в процессе диалога с учетом динамики социально-экономических и этнополитических процессов. Такой диалог и конкретные политические решения по его итогам были бы встречены населением с надеждой и энтузиазмом, особенно в преддверии Олимпийских игр в Сочи в 2014 г.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАГИРОВАНИЯ
• Провести комплексное исследование ситуации и путей выхода из кризиса силами экспертного института, создаваемого в СКФО, с привлечением независимой внешней экспертизы.
• Сформулировать политическую стратегию выхода из кризиса и провести ее публичное обсуждение на всех уровнях и во всех республиках СКФО в формате многостороннего диалога.
• Развивать ответственные и независимые СМИ, местное самоуправление и принять жесткие меры по укреплению законности и дисциплины, а также повышению квалификации сотрудников силовых структур.
• Обеспечить жесткий общественный и финансовый контроль над реализацией инвестиционных проектов в СКФО в 2012-2013 гг.