Виген Акопян: Кавказская пружина может разжаться после встречи Алиева и Саргсяна в Сочи
Дестабилизация внутриполитической ситуации в ряде стран Ближневосточного региона, а также в Иране и мировой продовольственный кризис, вызвавший резкий скачок инфляции в странах с доминирующим импортом - дополнительные факторы риска в Закавказье в 2011-2015 гг. Они пополнили уже существующий список долгосрочных проблем, коими являются нагорно-карабахский конфликт, грузино-российские и армяно-турецкие отношения. Демонстрируют тенденцию к обострению и отношения между Ираном и Азербайджаном. На этом фоне международные посредники в лице России, США и Франции, а также Турция и Иран, демонстрируют небывалую активность в так называемой "молчаливой дипломатии" по урегулированию карабахского конфликта. Дипломатический нажим на стороны конфликта продолжился и в 2011 году, хотя после саммита в Астане аналитики поспешили заявить о провале миссии.
5 марта в Сочи состоится первый в 2011 году раунд переговоров на высшем уровне по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Едва успев вручить свои верительные грамоты президенту Азербайджана
После целого ряда встреч в трехстороннем формате в 2010 году эксперты прогнозировали подписание Мадридских (базовых) принципов урегулирования карабахского конфликта на саммите
По некоторым данным, обсуждению деталей новой трехсторонней встречи президентов Армении, Азербайджана и России в Сочи был посвящен недавний визит в Ереван заместителя министра иностранных дел РФ
Визит Карасина состоялся на фоне весьма важных внутриполитических событий в Армении. Почти за год до парламентских выборов и за 2 года до президентских - президент Армении и правящая Республиканская партия потребовали у участников политической коалиции (партий "Процветающая Армения" и "
В эти же дни в Ереване произошло еще несколько важных событий, демонстрирующих максимальную консолидацию самой власти и ресурсов страны. В частности, президент страны подписал указ о продлении срока службы руководителя Службы национальной безопасности
Были месседжи и из Баку. Перед сочинской встречей телекомпания "Мир" решила ознакомиться с позицией сторон - и не выявила ничего нового. На бескомпромиссную позицию Ильхама Алиева, который заявил журналистам, что Ереван должен принять тезис о невозможности независимости Нагорного Карабаха, из Еревана ответили на уровне заместителя министра иностранных дел.
В самой зоне конфликта ситуация весьма шаткая. 17 февраля из Степанакерта сообщили об атаке с азербайджанской стороны, которая была отбита. Каждую неделю в зоне соприкосновения происходит более сотни инцидентов, гибнут люди. Бескомпромиссная позиция Баку (отказ от независимости НКР или война), и столь же твердая позиция Еревана (война так война) столкнутся в очередной раз в Сочи, и мало кто ожидает от такой встречи прорыва в сторону мира. А вот военного сценария не исключает никто. Собственно говоря, именно с этой точки зрения и следует оценивать консолидацию лагеря власти и силовых органов в Армении.
О нарастающей напряженности и рисках свидетельствуют и активные дипломатические маневры Турции и Ирана. До визита в Ереван Григорий Карасин участвовал в российско-турецких консультациях по карабахской тематике в Москве. Активнейшая челночная дипломатия развернулась и между другими заинтересованными сторонами. В частности, глава МИД Турции неожиданно посетил Тбилиси сразу после приезда Саакашвили из Еревана. Президент Турции побывал в Иране, а спецпосланник президента Ирана был направлен в Ереван. Столь подробное описание перипетий вокруг карабахской проблемы призвано показать динамику развития этого процесса. Очевидно, международное сообщество прилагает очень серьезные усилия для недопущения новой войны в этом регионе. Но и вместе с тем складывается впечатление, что чем активнее эти усилия, тем ближе война. Карабахская проблема - одна из тех, которые не стоило ворошить во все времена. Собственно говоря, на этом и строилась позиция России до недавних пор.
Между тем, Армения, Грузия и Азербайджан в 2011 году испытают на себе влияние глобальных и региональных дестабилизирующих факторов. Стремительный рост инфляции в Грузии и Армении, обусловленный мировым продовольственным кризисом и беспрецедентно высоким уровнем импорта продуктов первой необходимости, в 2011 году может привести к эскалации внутриполитической и социальной напряженности. Важно отметить, что Армения практически полностью зависит от грузинского транзита и в условиях блокады со стороны Азербайджана и Турции грузинская экономика - единственная, которая более или менее интегрирована с экономикой Армении. Поэтому в двух странах наблюдается практически идентичный инфляционный скачок. В этих условиях армянские и грузинские власти в последний месяц провели два раунда переговоров - на высшем уровне и на уровне премьеров. Стороны обозначили необходимость дальнейшей интеграции экономик, хотя эксперты полагают, что реальных сфер, в которых такая интеграция пошла бы одинаково на пользу обоим странам, не так уж и много. Существующие же рычаги и возможности Грузия использует в собственных интересах.
Азербайджан, обладающий солидными финансовыми резервами, окажется в центре конкурирующих стратегий Запада и России, с одной стороны, Турции, Ирана и России - с другой. Энергетическая политика Ильхама Алиева, каким бы образом она не строилась, не может удовлетворить интересы всех заинтересованных геополитических и региональных игроков.
Для США и ЕС важнейшей задачей на ближайшие 3-4 года станет изменение политического строя в Иране, а также разрешение нагорно-карабахской проблемы. Как представляется Западу, это позволит, во-первых, стабилизировать ситуацию в регионе, обеспечить безопасность транспортно-коммуникационного коридора "Восток-Запад". Смена режима в Иране - глобальная задача для США. Тем самым Вашингтон получит не только запас времени и операционный маневр в Ираке и Афганистане, но и возможность доступа к газовым запасам ИРИ, новую ситуацию на Ближнем Востоке, качественно иную политическую повестку дня в отношениях с Китаем, Турцией и Россией. Судя по последним перипетиям в ирано-азербайджанских отношениях, а также исходя из характера публикаций некоторых американских государственных СМИ, в частности радиостанции "Голос Америки", наряду с попытками дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в ИРИ в целом, могут быть предприняты и шаги по разжиганию сепаратистских движений в населенных азербайджанцами иранских провинциях. Такая перспектива вызывает опасения и контрдействия Тегерана в отношении Азербайджана, в частности с использованием рычагов религиозного и социально-этнического плана.
Как уже отмечалось, главная задача Запада в настоящее время добиться долговременных гарантий относительно невозобновления нагорно-карабахского конфликта, что способствует дальнейшему усилению стабильности транспортно-коммуникационного и энергетического коридора "Восток-Запад". В настоящее время США ведут активнейшую дипломатию в Центральной Азии, обеспечивая следующее за Кавказом звено северного маршрута доступа к Афганистану, а заодно и, как и следовало ожидать, утверждают свои политические и экономические позиции, превращая свою действующую Northern Distribution Network (NDN) в Northern Defence Network.
17 февраля, по итогам политических консультаций в Туркмении, заместитель государственного секретаря США Роберт Блейк приветствовал готовность Ашхабада прокачивать газ посредством газопровода NABUCCO, то есть через Азербайджан. Однако для того, чтобы согласие Туркмении воплотилось в жизнь, необходимо добиться прокладки газопровода по дну Каспийского моря. Ранее представители ИРИ однозначно заявили, что не одобряют этот проект, поскольку еще не урегулированы вопросы статуса Каспийского моря, а также существует угроза экологических проблем.
Таким образом, мы можем наблюдать, как активные шаги США на Кавказе и в Средней Азии хронологически совпадают с усилиями по разрушению статус-кво в зоне карабахского конфликта, а также шагами по дестабилизации внутриполитической ситуации в Иране. После войны в августе 2008 года влияние России в регионе "ниже Грузии" ограничивается военным присутствием в Армении. Очевидно, Россия на сегодняшний день является одной из главных заинтересованных в региональной стабильности стран. Однако настойчивая политика Турции, США и ЕС - главных заказчиков коридора Центральная Азия-Кавказ - свидетельствует о том, что у западного лагеря есть собственные планы по дальнейшей эксплуатации транзитного потенциала этого региона.
Неприемлемая для Ирана (и России, о чём власти России предпочитают умалчивать) перспектива соединения Азербайджана и Туркмении посредством газопровода по дну Каспийского моря изменит стратегический вес всего региона. Уже сегодня можно заметить заметное ужесточение азербайджано-иранской риторики и, наоборот, активизацию ирано-армянского диалога, что связано с намерением Ирана внести собственные коррективы в текущие процессы. Каким образом сыграет иранская карта - сегодня мало кто может прогнозировать. Однако важно одно, дальнейшее натяжение "кавказской пружины" может возыметь и крайне болезненную отдачу.