Вступление России в ВТО - это прямая сдача экономики: интервью вице-президента КТПП
В январе 2011 года на открытии Всемирного экономического форума в Давосе президент России
ИА REGNUM: Дмитрий Александрович, тот факт, что Калининградская область находится в окружении
Очевидных преимуществ для Калининградской области не вижу. Главная цель вступления в ВТО - это упорядочивание внешнего рынка. А мы - имею в виду Калининград - к внешнему рынку не готовы. И преобразования для региона, на мой взгляд, станут очень болезненными.
ИА REGNUM: Может быть, Особая экономическая зона в Калининградской области снивелирует негативные процессы?
Дело в том, что такого рода зоны напрямую противоречат нормам ВТО и Киотской конвенции. ВТО запрещает любые льготы внутреннему производителю, ставящие в заведомо невыгодное положение импортёров. ВТО пресекает шаги государства, не отвечающие рыночной конкуренции. Согласно нормам ВТО, нельзя ввозить на часть территории страны на льготных условиях сырьё, а потом поставлять его на основную Россию. Ведь прямой импортер не находится в таких экономических условиях. Поэтому никто не будет продлевать срок действия калининградской ОЭЗ на прежних условиях, как бы ни просил местный бизнес.
ИА REGNUM: Есть угроза конкретным отраслям?
Очевидная угроза. Конкретно - транспортной отрасли. Мы не готовы конкурировать с европейскими перевозчиками. У нас старый автопарк. Неэффективный, в том числе, по экологическим нормам. Нормы ВТО заставят повышать затраты на экологию, но мы экономически не готовы. В итоге транспорт, условно говоря, поляков и немцев обеспечит стоимость 1 км перевозки дешевле, чем калининградцам. Это может просто закрыть выход на европейские рынки. И если власти скажут перевозчикам - разбирайтесь сами, это всё равно, что сдать рынок. Подобное уже продемонстрировали страны Прибалтики. Не подготовленное государство либо чересчур поспешно взявшее на себя обязательства, экономически проваливается и сдаёт рынок.
ИА REGNUM: Иными словами, ВТО заставит власть и бизнес объединиться?
На самом деле логика работы ВТО направлена на защиту интересов предпринимателей перед собственными властями. Конечно, эта фраза выдернута из контекста, но общий смысл понятен. Например, государство, взяв на себя обязательства по предельному связыванию ставок, уже не сможет увеличить их. Потому что это внешнее обязательство. И импортёр сырья уже будет гарантированно знать, что ставки товара не выйдут за пределы, скажем, 12%. А если выйдут или начнутся некие лоббистские шаги в этом направлении, то бизнесмен располагает механизмом влиять на собственное правительство через международные суды.
Именно для Калининградской области, окружённой границами, такого рода механизмы могут стать основным элементом в её развитии. После вступления в ВТО калининградские бизнесмены смогут подавать претензии в специальную комиссию на действия тех же польских и немецких властей. Озадачивать комиссии по конфликтным ситуациям, почему калининградские товары находятся в дискриминации по отношению к аналогичным товарам соседей. Сейчас никто не будет слушать наших предпринимателей, работающих на экспорт.
ИА REGNUM: Но Россия уже соблюдает требования европейского законодательства в области таможенного администрирования...
Формально, да. Мы переписываем те же самые конвенции, и по большому счету уже порядка 400 законодательных актов сделаны под ВТО. Но, на мой взгляд, в таможенном администрировании мы продолжаем строить Потёмкинские деревни. И Калининградская область, напрямую зависящая от внешнеэкономической деятельности, время от времени демонстрирует сгусток этих проблем - от определения стоимости затрат на перемещение товаров через таможенную границу до определения стоимости налогооблагаемой базы.
ИА REGNUM: Прогнозируете ли вы массовый приход иностранных компаний в Калининградскую область в связи с вступлением России в ВТО?
Надо видеть условия. Если, например, наша страна откроет рынок страховых услуг, то в Калининграде наступит кризис этой отрасли. Такая же ситуация прогнозируется с банковским сектором. Далее - у нас нет сложившегося профессионального рынка маркетологов, специалистов консалтинга. Нет практики работы юристов на внешних рынках по защите интересов бизнеса. Таких людей надо готовить. И начинать с простого - языкового обучения.
Не надо забывать, что вступление в ВТО это, по сути, объединение рынков, в том числе и рынка трудовых ресурсов. Поэтому постановка в равные условия российских и европейских специалистов грозит потерей отрасли. Недавно директор одного из заводов рассказал, что если рядом с ним поставить точно такой же завод, работающий в Европе, то бизнесмен разорится через месяц. Потому что производительность труда европейского завода в десятки раз выше, а себестоимость товара, если он придёт сюда на наши зарплаты, станет гораздо ниже. Поэтому бездумный запуск на рынок должен быть исключен. Это прямая сдача экономики. Но не надо забывать, что Россия берёт достаточно объёмный переходный период на выполнение своих национальных обязательств.
Справка ИА REGNUM. Дмитрий Александрович Чемакин, 44 года. Закончил Калининградский государственный университет и Российскую таможенную академию. Кандидат экономических наук. Полковник таможенной службы в отставке. Карьера - заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов Северо-Западного таможенного управления РФ, первый заместитель министра по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Калининградской области. С 2009 года - вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты.