Станислав Тарасов: Египет: Хосни Мубарак переигрывает Барака Обаму
События в Египте развиваются не по тому сценарию, который предлагали и предполагали многие на Западе. "Революционный запал" противников президента Хосни Мубарака стал заметно угасать, а мировые телеканалы все реже выходить в открытый эфир из Каира. Ставка на то, что в священный для мусульман день - пятницу - противники президента Мубарака пойдут на штурм правительственных зданий или резиденции самого президента, также не оправдалась.
Теперь наступает время анализа и поиска ответа на вопрос: а что же было в Египте и почему именно сейчас вспыхнули в стране столь трагические события? В этой связи американская газета "Уолл-стрит джорнэл" справедливо подмечает, что озвученные во многих странах объяснения экспертов по поводу того, почему египетский режим именно сейчас оказался под угрозой, выглядят схоластичными. Хотя бесспорно то, что авторитарные режимы во многих арабских странах пережили свое историческое время, что они запоздали с проведением необходимых преобразований. Тем не менее, власти арабских стран, а в Египте в особенности, успешно справлялись с оппозиционными светскими и религиозными движениями, находя при этом неизменную прочную поддержку на Западе. Более того, потенциально лидеры Туниса и Египта сохраняли возможность использовать имеющийся в их руках властный ресурс и, если судить по некоторым признакам, готовили даже какие-то реформы. Даже канцлер Германии Ангела Меркель в своем выступлении на европейском совещании по проблемам безопасности откровенно удивлялась. По ее словам, "еще недавно в этой стране все было спокойно" и призвала "силы, которые спровоцировали египетский катаклизм, найти возможности для мирного урегулирования политического противостояния".
Внешне кажется, что главным детонатором нынешних потрясений в Египте стали события в Тунисе и бегство из страны президента Бен Али. Но факторы дестабилизации в Египте назревали давно. С одной стороны, США в течение нескольких последних лет оказывали поддержку оппозиционным движениям Египта, которые проходили подготовку на различных семинарах в Вашингтоне. По утверждениям европейских СМИ, такая работа велась даже и с находившимися в подполье "Братьями-мусульманами". Это - самое загадочное в нынешней египетской истории. Мубарак считался прозападным лидером, на Ближнем Востоке он шел в фарватере политики США и Израиля. В сентябре 2011 года у него истекает срок президентских полномочий. В этой связи во многих американских и европейских СМИ стало появляться множество публикаций, посвященных состоянию здоровья президента Мубарака, утверждалось, что он готовится передать власть в стране своему сыну. По большому счету решить проблему преемственности власти в Египте можно было путем закулисного политико-дипломатического торга.
Но, если судить по опубликованным на сайте WikiLeaks депешам американских дипломатов из Каира, то Вашингтон почему-то готовил в Каире чуть ли не государственный переворот. С другой стороны - в самом Египте проходили сложные политические процессы. В новогоднюю ночь у стен христианской церкви в Александрии был совершен загадочный теракт, который унес жизни, как минимум, 21 человека, более 97 были ранены. Это спровоцировало нападение возмущенных христиан на ближайшую мечеть, разгорелась нешуточная потасовка, усмирять которую пришлось полиции. До сих пор никто за теракт в Александрии не взял ответственности, хотя сразу стали усматривать в нем след "Аль-Каиды". В этой связи президент Египта Хосней Мубарак выступил с призывом "не становиться орудием для разжигания межконфессиональной розни", уверил, что примет жесткие меры к зачинщикам: "Мы отрубим терроризму руки, и я хочу напомнить тем, кто готовит против нас заговоры, что мы победили в войне с терроризмом в девяностые годы. Вы очень ошибаетесь, если думаете, что сможете остаться безнаказанными".
Это был открытый сигнал не столько "Аль-Каиде", сколько Западу, определение позиции по заговору, предупреждение, что Египет становится объектом атаки сил международного терроризма, и что любая "нестандартная операция" по смене власти в этой стране может дестабилизировать ситуацию во всем регионе. Факты свидетельствуют и о том, лидер Египта не сидел тогда сложа руки. Он успел подготовить и согласовать планы совместных действий с армией и спецслужбами на случай "непредвиденных обстоятельств". А события в Тунисе только подтолкнули Мубарака к действиям упреждающего свойства, чтобы сорвать реакцию "домино" по свержению режимов в других арабских странах. При этом нельзя исключать, что Мубарака консультировали некоторые зарубежные спецслужбы, в том числе и израильские.
Беспорядки в Египте начались 25 января, когда 20 тысяч демонстрантов вышли на улицы Каира и Суэца. Участники протестных акций добиваются отставки президента. Он отказывается покинуть свой пост, предлагая взамен провести конституционную реформу, начать сотрудничество с разными политическими силами. Только 1 февраля, когда число протестующих достигло двух миллионов человек, Мубарак заявил об отказе участвовать в сентябрьских выборах главы государства. После этого армия Египта заявила, что демонстранты добились своего, и призвала митингующих вернуться к нормальной жизни. При этом бросаются в глаза некоторые особенности складывающейся ситуации. Запад, прежде всего, в лице США, стал публично политически "сдавать" Мубарака. Президент США Барак Обама провел телефонные переговоры с лидером Египта, заявил, что процесс передачи власти в Египте "должен быть мирным и начаться незамедлительно". Эти тезисы Обамы транслировали все мировые телеканалы на Египет. Порой казалось, что глава Белого Дома и противники Мубарака на площади Тахрир слились в едином политическом экстазе. Глава Белого дома требовал, чтобы в переговорный процесс были вовлечены оппозиционные партии. При этом госсекретарь США Хиллари Клинтон общалась только с вновь назначенным вице-президентом Египта Омаром Сулейманом. 74-летний Сулейман, ближайший соратник Мубарака, долгое время возглавлял военную разведку Египта, потом - Службу общей разведки. Так что выбор Мубарака его в качестве вице-президента неслучаен, поскольку именно через него могла осуществляться в Египте" игра" Запада. В то же время председатель Объединенного комитета начальников штабов США Майк Маллен и министр обороны Роберт Гейтс контактировали со своими египетскими коллегами. Таким образом, Вашингтон втягивал в политический процесс военных, публично высказываясь с похвалами в их адрес за "нейтральную позицию".
Вскоре последовал ответный ход Мубарака. В своем интервью "Эй-Би-Си ньюс" он заявил, что "готов уйти в отставку немедленно, но опасается, что страна погрузится в хаос, если он это сделает". Одновременно Мубарак выразил опасения, что запрещенное оппозиционное движение "Братья-мусульмане" воспользуется политическим вакуумом в случае его отставки, чтобы придти к власти. Это был уже тот самый момент, когда власти действительно вели переговоры с некоторыми лидерами оппозиции, в то время когда им необходимо было быть на площади Тахрир. Когда же сначала оппозиционные продемократические молодежные группировки отказались от каких-то предложений премьер-министра Ахмеда Шафика, затем "Братья-мусульмане", вступив все же в контакт с властями, также не приняли их условий, ситуация в Каире стала качественно меняться. Как свидетельствуют западные журналисты, именно военные пропустили на площадь Тахрир сторонников президента, что вызвало кровопролитные столкновения. Вслед за этим премьер-министр Шафик публично извинился за гибель людей в столкновениях в центре Каира. Он заявил, что в стране не хватает полицейских, чтобы поддерживать порядок и безопасность. В этой связи он обещал провести расследование действий бывшего главы МВД Хабиба аль-Адли. Еще трем экс-министрам запрещено было покидать страну, их банковские активы оказались заблокированными. Как считают эксперты, речь шла все же уже о нейтрализации тех высокопоставленных лиц, которые вызывали у власти определенные подозрения.. В целом же в качестве главных виновников кровавых столкновений были объявлены "Братья-мусульмане".
При этом по мере развития событий становилось все более очевидным: армия и службы безопасности сохраняют верность Мубараку. Сейчас обстановка в Египте складывается таким образом, что если в стране будет нарастать хаос, то армия окажется единственной силой, которая будет способна навести в стране порядок. Нельзя исключать, что будут перенесены намеченные на сентябрь месяц и президентские выборы. Такое возможно только в случае, что египтян и весь мир убедят в том, что главная угроза для страны исходит от исламистов - в нашем случае от "Братьев-мусульман". Любопытное заявление сделал в этой связи один из лидеров "Братьев-мусульман" Эссам аль-Эриан. По его словам, "переход от режима тирании к демократии должен осуществиться в Египте на основе законов шариата". Заметим, что это целиком вписывается в сценарий Мубарака. Добавим к этому и интригующее заявление бывшего помощника госсекретаря США Лесли Гелба о том, что "Братья-мусульмане" выступают против мирного договора с Израилем, поддерживают ХАМАС и дружат с Ираном". По Лесли Гелбу, "приход к власти "братьев" угрожает борьбе с терроризмом, не говоря уже о том, что им опасно доверить Суэцкий канал".
Складывается парадокс: настаивая на отставке Мубарака, Вашингтон открывает "коридор возможностей" для радикальных исламистов. Поэтому, когда лидеры пяти крупнейших стран ЕС - Франции, ФРГ, Великобритании, Италии и Испании - выступили с совместным обращением к президенту Египта, требуя немедленно начать в стране переходный процесс, это означало смену позиции и переход к растянутому во времени переговорному периоду. На руку Мубараку играет и то, что за его немедленную отставку стали выступать и сторонники ХАМАСа в Газе, хотя до этого они хранили молчание по поводу событий в Египте.
Поэтому ответ на вопрос: "Уйдет ли президент Египта Хосни Мубарак со своего поста в ближайшие дни?" можно ответить так: "Не уйдет!" Он тактически переиграл своих политических противников, выиграл время и оказался способным провести необходимые политические маневры.
Но в стратегии Мубарак все же проиграл и ему придется покинуть свой пост президента. Тем не менее, у него есть шанс провести к власти сторонника своего клана, поскольку египетская оппозиция не имеет пока такого лидера, который мог бы возглавить страну и обеспечить ей прочность. Но Египет и под управлением близкого к Мубараку человека тоже не будет иметь политической стабильности, хотя в перспективе просматривается сценарий военной диктатуры. Пока же можно констатировать только следующее. Как заявил глава египетского правительства Ахмед Шафик, в настоящее время нет никаких оснований для отречения от власти президента Египта Хосни Мубарака. Он также исключил возможность передачи Мубараком власти в стране его заместителю, вице-президенту Омару Сулейману. По словам Шафика, сохранение Мубарака на президентском посту является "залогом безопасности для страны". Кроме того, премьер считает и "полное изменение состава правительства нелогичным шагом". Одним словом, так называемая "египетская революция" быстро захлебнулась. Но главные события, как для этой страны, так и всего Ближнего Востока еще впереди.