Эксперт: Назначение Лайчака в Кишинев означает намерение ЕС повторить свой балканский опыт
Как сообщало ИА REGNUM, 21 января глава делегации Европейского союза в Молдавии
"Мирослав Лайчак, безусловно, является представителем дипломатической элиты Евросоюза и притом обладает обширным опытом работы в сложных и конфликтных зонах, а именно в странах западной части Балканского полуострова. Общедоступные источники справочной информации (в частности, его биография на сайте Ассоциации выпускников МГИМО) сообщают следующие данные о предшествующей карьере Лайчака.
Мирослав Лайчак, словак, католик, родился 20 марта 1963 года в г. Попрад (Чехословакия), окончил юридический факультет Университета Комениуса (т.е. имени Яна Амоса Коменского; Братислава), изучал международное право в МГИМО (Москва); также он обучался в Европейском центре
Но бо́льшая и самая важная часть карьеры Лайчака связана с Балканами. Известно, что этот дипломат владеет русским, английским, немецким, а также сербско-хорватским и болгарскими языками (и производными от них). В 2001-2005 гг. Лайчак был послом Словацкой республики в Союзной республике Югославия (с 2003 года это государство называлось Сербия и Черногория), по совместительству - также послом в Албании и Македонии (с постоянной резиденцией в Белграде).
С декабря 2005 по май 2006 года Лайчак был спецпредставителем Высокого представителя ЕС
Затем с 1 июля 2007 года Мирослав Лайчак занимал пост Высокого представителя международного сообщества и Специального представителя ЕС в Боснии и Герцеговине (High Representative and EU Special Representative in Bosnia and Herzegovina). Его служба в Сараеве пришлась на особенно непростой период в новейшей истории Боснии. После одностороннего провозглашения албанской этнократией независимости Косова в феврале 2008 года власти Республики Сербской (БиГ) заявили о праве боснийских сербов на аналогичное самоопределение. Это вызвало резкое обострение риторики представителей всех трех главных этнических общин Боснии и Герцеговины.
В то время Мирослав Лайчак открыто и резко выступил против самой идеи самоопределения боснийских сербов, заявив, что существование и статус БиГ защищены конституцией государства и ни одна сторона не может менять их в одностороннем порядке. "Суверенитет является атрибутом государства и, следовательно, принадлежит Боснии и Герцеговине. Республика Сербская является субъектом (entity), а не государством в государстве, и точка", - цитировало слова Мирослава Лайчака американское издание Southeast European Times. Тогда же, в октябре 2008 года, отвечая на вопрос немецкого еженедельника Der Spiegel, сможет ли он, Лайчак, предотвратить возможный референдум о выходе Республики Сербской из состава БиГ, словацкий дипломат сказал, что такой референдум означал бы пересечение властями РС "красной черты", проведенной международным сообществом. По мнению Лайчака, Республика Сербская в качестве независимого государства не смогла бы выжить в экономическом отношении.
В другом своем заявлении Лайчак прямо сказал, что обязательства, взятые на себя Боснией и Герцеговиной при подписании 1 июня 2008 года Соглашения о стабилизации и партнерстве с ЕС, остались неисполненными, и процесс евроинтеграции БиГ зашел в тупик из-за политических распрей между сербской и мусульманской общинами. При этом Лайчак подчеркнул, что возможный распад БиГ в силу местной специфики точно не будет мирным, бескровным и "бархатным", по чехословацкому образцу.
В ноябре 2008 года были начаты переговоры о конституционной и политической реформе в БиГ, с целью достижения большей централизации этого государства и облегчения его движения в Евросоюз. Естественно, европейская и американская дипломатия, кровно заинтересованные в уменьшении прав и полномочий "дейтонской" Республики Сербской, всячески поддерживали и стимулировали такие переговоры. Однако вскоре переговорный процесс завершился полным провалом. 14 февраля 2009 года глава правительства Республики Сербской Милорад Додик выступил с идеей превращения Боснии и Герцеговину в конфедерацию трех государств, с общими вооруженными силами и валютой, но с правом каждого субъекта вести внешнеполитические сношения. По мнению Додика, такая схема позволила бы лучше всего защитить права всех трех этнических общин страны. А вскоре затем 21 февраля Додик заявил, что он более не будет участвовать в переговорах по конституционной реформе, если за Республикой Сербской не будет признано право на выход из состава БиГ. Это заявление Додик сделал в Мостаре после очередного раунда переговоров с Драганом Човичем и
Работу Мирослава Лайчака на посту Высокого представителя в Боснии и Герцеговине вряд ли можно назвать удачной по результатам. Несмотря на подписание при нем Соглашения о стабилизации и партнерстве БиГ с ЕС, в действительности в 2008-2009 гг. центробежные тенденции в этой стране только усилились, и никаких реальных подвижек в деле евроинтеграции не произошло. Зато, по крайней мере, политический конфликт в БиГ в период работы Лайчака в Сараеве не перешел в горячую фазу. Кстати, у нас нет оснований говорить о личной предвзятости Лайчака в отношении какой-либо из этнических общин БиГ. Однако в своей работе он, конечно, руководствовался общими для европейской дипломатии в Боснии промусульманскими и антисербскими установками и оценками. 26 января 2009 года Лайчак получил портфель министра иностранных дел Словакии; однако свои обязанности в Сараеве он продолжал исполнять до марта того же года, когда его сменил австрийский дипломат Валентин Инзко. Министром иностранных дел Лайчак пробыл до июля 2010 года, а затем в декабре был назначен управляющим директором по России, восточным соседям и Западным Балканам во внешнеполитическом ведомстве Евросоюза (Managing Director for Russia, Eastern Neighborhood and the Western Balkans in the EU's External Action Service). И вот совсем скоро после этого пришло известие, что Лайчак возглавит работу европейской дипломатии по Молдавии и Приднестровью.
В связи с вышесказанным необходимо подчеркнуть: назначение молодого и энергичного Лайчака, кадрового дипломата-"тяжеловеса" с большим практическим опытом работы по самым сложным и конфликтным вопросам балканской политики, на пост спецпредставителя ЕС по Молдавии может служить еще одним доказательством того, что брюссельская бюрократия действительно решила сделать Молдавию и Приднестровье ключевым направлением своей восточной политики и намеревается добиваться качественного изменения статуса Евросоюза в переговорном формате "5+2". В настоящее время усиленно внедряется мысль о безальтернативности и даже монопольной легитимности этого формата. Однако последний в действительности уже проделал значительную эволюцию -
Назначение Мирослава Лайчака нужно рассматривать как новое звено в одной цепи событий с заявлениями бундесканцлера