Китай может свернуть программы поддержки Киргизии и Таджикистана - узбекский эксперт
Весь мир, 15 января, 2011, 11:20 — ИА Регнум. Узбекский эксперт, руководитель проекта "Центральная Евразия"
По его словам, Китай будет инвестировать в основном только в социально-политическую стабильность этих двух государств. "Так как Китай сегодня не уверен в долгосрочной стабильности данных стран, то он, скорее всего, не будет инвестировать значительные финансовые ресурсы в их экономики. Более того, сильным раздражающим фактором для Пекина была и остается неготовность части политической элиты Киргизии и Таджикистана согласиться с уже подписанными договоренностями о линии прохождения государственной границы с КНР, а также растущее влияние в этих странах политического ислама и экстремистских группировок", - отметил Парамонов.
По его мнению, периодическое муссирование в Киргизии и Таджикистане так называемых проблем "незаконной" передачи части киргизской и таджикской территории Китаю преследует целью помешать стабилизации Центральной Азии, способно крайне негативно сказаться на отношениях этих двух стран региона с КНР, а в итоге и на их безопасности и устойчивом развитии, так как Пекин может свернуть программы поддержки этих двух республик.
"Дальнейшей активизации китайской экономической политики следует ожидать в Казахстане, Туркмении и Узбекистане. Это три наиболее устойчиво развивающиеся экономики, заинтересованные в использовании китайских финансовых ресурсов для целей модернизации. Более того, это те страны, которые располагают значительными запасами сырьевых и, в первую очередь, энергетических ресурсов: газа, нефти (в случае Казахстана и Туркмении), урана (в случае Казахстана и Узбекистана). К тому же именно эти три страны являются важными для Китая с точки зрения развития транспортных коммуникаций и обеспечения транзита китайских товаров в другие части континента", - резюмировал узбекский эксперт.
Как уже сообщало ИА REGNUM, 12 января 2011 года парламент Таджикистана ратифицировал протокол о передаче Китаю одной тысячи квадратных километров своей территории. Соглашение между Таджикистаном и Китаем о передаче части спорных территорий было подписано в 2002 году и теперь парламентариям было необходимо ратифицировать протокол между правительствами Таджикистана и Китая о демаркации и делимитации государственной границы. Глава МИД Таджикистана Хамрохон Зарифи, выступая перед парламентариями, назвал данное соглашение с Китаем "великой победой таджикской дипломатии". По его мнению, "территориальный спор между царской Россией, потом СССР, и суверенного Таджикистана с Китаем берет начало со второй половины 19 века. Спорные территории охватывали около 28,5 тыс. квадратных километров территории нынешнего Таджикистана, что составляет почти 20% территории нашей страны. После подписания протокола, из этих спорных территорий Китаю отходит около 3% или порядка 1 тыс. квадратных километров". Представители оппозиции считают данное соглашение противоречащим национальным интересам Таджикистана. Член парламента и председатель партии Исламского возрождения Таджикистана