Дмитрий Семушин: Венгрия в 2010 году: национализм и новая система власти
В минувший 2010 год венгры подтвердили известный с ХIХ в. факт, что именно они являются самым "националистическим" народом Европы. Весенняя 2010 г. "революция избирательных кабинок", как назвал это событие ее "вождь"
Конституционное большинство в парламенте Фидес и ее младшего партнера по коалиции - партии христианских демократов - превратило государственное собрание Венгрии в эффективный орган принятия новых законов. Попытка
Внутренняя политика.
Политические аналитики уже подсчитали, что после начала работы в новом составе с 14 мая и до 23 декабря 2010 г. венгерский парламент провел в заседаниях 63 дня. При этом почти 600 часов было потрачено депутатами парламента только на прения. Из-за необходимости решения насущных вопросов венгерский парламент порой засиживался допоздна. Так, в один день самое долгое заседание продолжалось до четверти пятого утра следующего дня.
За время работы в 2010 г. новый венгерский парламент принял 43 новых закона и внес 107 изменений в уже существующие законы. Показательно, что 74 раза законодательная инициатива исходила от представителей фракции партии Фидес, 70 от фидесистского правительства, 5 от парламентских комиссий и только один раз от представителя оппозиционной партии. Налицо феномен де-факто однопартийного политического режима.
Помимо этого, венгерский парламент принял еще 110 частных решений, из которых только по одному предложению исходило от оппозиции. Анализ текущей парламентской деятельности показывает, что из оппозиционных партий при обсуждении законопроектов наиболее активной была Венгерская социалистическая партия. Ей принадлежало 892 поправки из предложенных 2602. Но оппозиция при этом не имела никаких возможностей для отклонения законопроектов правящей партии Фидес.
Общий анализ политической жизни Венгрии позволяет со всей определенностью заявить, что именно венгерский парламент стал центром легитимации новой антикризисной экономической политики фидесистского правительства Виктора Орбана. В центре ее стало обсуждение в парламенте исполнения бюджета 2010 г. и планирование бюджета следующего 2011 г. Националистическое правительство Венгрии с опорой на конституционное большинство в парламенте в условиях финансового кризиса смогло потребовать от господствующего в экономике и финансах страны транснационального капитала определенных уступок. Банкам, предприятиям энергетического и телекоммуникационного секторов, трансъевропейским гипермаркетам пришлось поделиться своими сверхприбылями с венгерским правительством. Эти платежи в казну были представлены фидесистами как временные и чрезвычайные меры, вводимые всего лишь на год-два.
Что касается политической сферы, то здесь усилия новой правящей партии прежде всего были направлены на упрочение завоеванных позиций и сохранение власти в ближайшей перспективе. В этой связи важнейшим представляется принятая "медиа-конституция" (октябрь) и закон о средствах массовой информации (декабрь). Согласно им было преобразовано управление масс-медиа. Во главе вновь созданного надзирающего и управляющего автономного правительственного органа был поставлен специальный чиновник, назначаемый премьер-министром на основе принципа несменяемости на 9 лет. Это должно гарантировать на два избирательных срока контроль над средствами массовой информации Венгрии теперешнего премьер-министра Виктора Орбана.
Фидесистское правительство стремилось усилить и вертикаль властного управления. Для этого венгерским парламентом был принят специальный закон, преобразующий систему контроля министерства юстиции над местными органами государственной власти. С 1 января 2011 г. начали работать специальные областные правительственные управления, которыми руководят назначенные правительством чиновники.
Парламент принял специальные законы по сокращению числа избираемых депутатов местных самоуправлений и времени избирательных кампаний. С 2014 г. меньшим числом депутатов будет избираться и венгерский парламент, что представляется разумной мерой. Ведь современное здание венгерского парламента, построенное в 1904 г., числом мест в зале заседаний было рассчитано на все Венгерское королевство, территория которого на 2/3 превышала нынешнюю Венгрию.
Что касается социальной сферы, то важнейшим представляется принятый венгерским парламентом закон о реформе пенсионного обеспечения. По нему было ликвидировано обязательное участие трудящихся в частных пенсионных фондах. Венгерские граждане до 31 января 2011 г. должны решить вопрос о переходе в государственную систему пенсионного страхования. Таким образом, попытка реформировать венгерскую пенсионную систему по западному образцу в условиях мирового финансового кризиса провалилась. Решение о ликвидации частных пенсионных касс стало пока единственным источником внутреннего конфликта в Венгрии и единственной мерой, вызвавшей некоторое недовольства венгерских граждан политикой Фидес.
В интересах, прежде всего, среднего класса Венгрии парламентом были приняты законы, затрагивающие отношения собственности граждан. Ликвидирован залог при кредитовании приобретения недвижимости. Отменен специальный налог на приобретение особо ценных предметов. Отменена пошлина на наследуемое или даримое по прямой линии родства имущество. Сделана необлагаемой налогом работа по благоустройству вокруг дома. И самое главное - ликвидировано прогрессивное налогообложение в Венгрии, а ставка подоходного налога понижена до 16%.
В популистских целях для удовлетворения недовольных "начальством" широких народных масс введен специальный налог на большие выходные пособия при увольнении. Установлен потолок месячной зарплаты в 2 млн. форинтов (7.200 евро) для управляющих в государственном и общественном секторах. Попутно освобождено от акциза винокурение для личных нужд.
Общее недовольство народа ростом повседневной мелкой преступности должен удовлетворить принятый парламентом закон, установивший наказание 45 дневным заключением за мелкое воровство, порчу имущества, жульничество и мошенничество.
Социальные итоги 2010 г.
Зарплаты населения и занятость. Оказывающий услуги в поиске работы на венгерском рынке труда интернет портал Workania опубликовал сведения о текущих зарплатах венгров. В 2010 г. средний уровень зарплаты в месяц достиг величины брутто, т. е. без учета вычета налогов, 218.900 форинтов (796 евро). В номинальном исчислении это на 11,7% выше, чем в докризисном 2007 г. - 195.900 форинтов (812,5 евро). Таким образом, при пересчете на евро докризисный уровень дохода по зарплате в Венгрии еще не достигнут. При дальнейших расчетах нужно учитывать то обстоятельство, что евро в среднем в 2010 стоил 275 форинтов, а в 2007 г. 240 форинтов. По величине заработной платы в 2010 г. лидирует столица страны Будапешт. Ее уровень составляет здесь в месяц брутто 272.000 форинтов (1 тыс. евро). В номинальном исчислении это на 13% выше, чем в 2007 г. (241.000 форинтов). Итак, занятые на рынке труда жители Будапешта в 2010 г. получали такую же зарплату, как в докризисном 2007 г.
Теперь о зарплатах в венгерских регионах. Выше всего она в Задунайском крае в трех индустриальных областях к западу от Буды. Это области Фейер (209.500 форинтов), Комаром-Эстергом (207.900), Дьёр-Мошон-Шопрон (207.300). По сравнению с 2007 г. номинальный рост составляет по областям соответственно 11, 9 и 7 процентов.
Сохраняется большой разрыв по зарплатам и доходам между регионами запада и востока Венгрии. Ниже всего уровень среднестатистической зарплаты в Венгрии в восточной области Бекеш - 159.800 форинтов. Это всего лишь на 7% выше номинальной зарплаты 2007 г. (149.400). Стагнацию демонстрируют данные по сердцу венгерского Алфёлда аграрной области Чонград. Здесь номинальный рост по сравнению с 2007 г. составил всего лишь 2% (162.700 форинтов).
По данным занимающегося сравнительным анализом уровня зарплат квалифицированного и неквалифицированного труда интернет портала fizetesek.hu, восстановление докризисного уровня зарплат идет разными темпами в разных сегментах рынка. Так, имеющие постградуальное образование (т. е. закончившие аспирантуры) по величине своих зарплат в 2010 г. превзошли докризисный уровень - 420.400 форинтов, что на 17% выше, чем в 2007 г. (358.400 форинтов). Имеющие высшее образование на 9% превысили уровень 2007 г. (271.900). Хуже обстоят дела у закончивших университеты. Их зарплата в номинальном исчислении превысила уровень 2007 г. всего лишь на 4% (330.000 форинтов). Также плохо дела выглядят у основной массы трудящихся, имеющих среднее образование. Рост по сравнению с 2007 г. в номинальном исчислении у них составляет всего 5% (166.000 форинтов).
Об уровне доходов венгров в 2010 г. станет известно только в сентябре 2011 г. после того, как налоговое ведомство обработает статистические сведения налоговых деклараций за предшествующий год.
О состоянии рынка труда, занятости в Венгрии позволяют судить ежеквартальные сводки венгерского Центрального статистического управления (KSH). Всего, по подсчетам этой организации, на рынке труда в Венгрии осенью 2010 г. занято в возрасте от 15 до 74 лет 3 млн. 823 тыс. человек, что на 39 тыс. человек превышает аналогичный показатель предшествующего года. Количество безработных за год возросло на 30 тыс. человек и составило 466 тыс. человек - 10,9% от трудоспособного населения. Специалисты отметили некоторое снижение осеннего уровня безработицы по сравнению с летними показателями. В июле 2010 г. уровень безработицы в Венгрии достигал 11,1%. Осенью 2010 г. в возрасте от 15 до 64 лет на рынке труда Венгрии было занято 3 млн. 791 тыс. человек, что на 43 тыс. человек превышает летний индекс занятости. В возрасте от 15 до 64 лет в Венгрии трудится 2 млн. 33 тыс. мужчин - 61,2 % от общего числа представителей мужского пола этого возраста. Женщин - 1 млн. 758 тыс. или 51% от числа женщин этого возраста. Статистика отмечает, что за минувший год рост безработицы в большей степени шел за счет женщин. В числе годового прироста безработицы 18 тыс. составляют женщины и только 11 тыс. мужчины. Среди безработных 17,4 % составляет молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. В этой возрастной группе показатель снизился на 1% по сравнению с предшествующим годом. За этот же период показатель безработицы в возрастной группе от 25 до 54 лет снизился на 0,7%. Из общего числа безработных 54% занято поиском работы год или больший промежуток времени. Средний срок поиска новой работы в Венгрии составляет 18,8 месяцев, что на 2,4 месяца превысило аналогичный показатель предшествующего года. Таким образом, ситуация на рынке труда Венгрии в 2010 г. существенно не улучшилась. Но то, что она не ухудшилась - уже является достижением и вселяет некоторые надежды.
Внешняя политика.
Одним из средств легитимации режима личной власти Виктора Орбана и партии Фидес стала активная внешняя политика Венгрии. Венгерские националисты использовали проводимую Брюсселем политику регионализации и ослабления национальных государств для собственных нужд. В Будапеште было провозглашено объединение разрезанной государственными границами венгерской нации. 20 августа вступил в силу принятый венгерским парламентом закон об облегченном порядке предоставления венгерского гражданства зарубежным венграм. В ближайшей перспективе предполагается предоставить новым венгерским гражданам, живущим на Украине, в Словакии, Сербии, Румынии всех прав, в том числе и права избирать и быть избранным в венгерский парламент. В практической политике Фидес использовал лозунг борьбы за различные формы автономии для венгерских национальных меньшинств в странах Дунайского бассейна. Однако, в условиях кризиса
При оценке новой внешней политики Венгрии необходимо учитывать несколько факторов. Нельзя сбрасывать со счетов и личное честолюбие провинциала, стремящегося войти в венгерскую историю ни много ни мало, как в качестве деятеля, сокрушившего Трианон (Трианонский договор 1920 года, расчленивший Венгерское королевство). Самым тривиальным является простое стремление Виктора Орбана и Фидес упрочить себя у власти, получив в свою копилку дополнительные голоса новых венгерских граждан на следующих парламентских выборах 2014 г. Однако, при ближайшем рассмотрении венгерской внешней политики дело выглядит сложнее. Так, оказывается, что в опубликованных WikiLeaks документах американского департамента 2008 г. Виктор Орбан характеризуется, как "наш сукин сын", склонный в политике "играть со спичками". В этой связи показательно, что теперешний министр иностранных дел Венгрии трансильванец Геза Мартоньи слывет человеком, далеким от интересов венгерского национализма. По его карьере и связям правильней было бы определить Мартоньи как "агента" современного глобализма в венгерском правительстве. Поэтому законно возникает вопрос, а не санкционирована ли новая венгерская национальная политика теми, кто заинтересован в дальнейшем подрыве позиций национальных государств и их дискредитации через провоцирование конфликтов?
Венгрия и Россия. Фундаментальные изменения политического ландшафта Венгрии, приход к власти партии Фидес сказались на состоянии российско-венгерских отношений. Так уж получилось, что после 1990 г. отношения с Россией Венгрия строила посредством венгерских социалистов. Здесь сказывались, восходящие ко временам СЭВа и международного отдела ЦК
Опыт этот, усиливаемый традиционным чувством венгерского национализма, мог породить только презрение к России и русским. Ничто так не передает чувства отвращения поколения "молодых демократов" к геронтократии советского образца и "русской работе", как первый предвыборный плакат Фидес 1990 г. "Пожалуйста, выбирайте!". Местная официальная пропаганда "единства социалистического лагеря" и дружбы с СССР больше вредила, чем способствовала пониманию даже простых истин. "Молодые демократы" не знали прагматизма карьерных соображений и сервилизма, поскольку они не делали или не успели сделать из-за молодости карьеру в рядах партии Яноша Кадара. Их чувство и сознание было с юности покорено масскультом Запада, поэтому другой путь постижения России - через русскую классическую культуру - был для них изначально закрыт. Впрочем, вряд ли искренний поклонник Достоевского и Толстого смог бы пойти в венгерскую политику. Ее провинциализм у культурно развитого человека может порождать только чувство тошноты. И это не зависит от того, стоят ли у государственного руля хортисты, коммунисты, социалисты с либералами или вот как сейчас - те же фидесисты. Похоже, что все величие Венгрии с политическими добродетелями её вождей осталось лежать 29 августа 1526 года на поле битвы у Мохача. С этого дня все венгерские политики за редким исключением - это почти всегда мещане, цель жизни которых произносить правильные речи, вкусно есть, сладко пить и красиво лежать на кладбище. И Виктор Орбан, увы, таким исключением, по-видимому, не является.
Он вошел в венгерскую политическую жизнь со скандалом 16 июня 1989 г. На церемонии перезахоронения казненного коммунистами в 1958 г. Имре Надя Виктор Орбан, тогда никому не известный "молодой демократ", потребовал проведения свободных выборов и вывода советских войск с территории Венгрии. С этого времени он приобрел репутацию непримиримого русофоба, которую он неоднократно подтверждал резкими заявлениями. Это, в свою очередь, сделало его "непринимаемым и нерукопожимаемым" в Кремле в период его первого премьерства 1998-2002 г.
На сегодняшний день Орбан стал старше и как политик внешне изменился. Из либерала он превратился в христианского традиционалиста, а прежний импульсивный политик стал энергичным прагматиком. В 2009 г. на съезде
Напомним, что в центре минувших переговоров была судьба пакета акций венгерской нефтяной компании MOL (21,22%), который в 2009 г. приобрела российская компания "
Таким образом, обе стороны - и российская, и венгерская - подают возникший конфликт в отношениях как сугубо экономический.
Но так ли обстоит всё на самом деле? Не рассматривают ли венгры означенный конфликт с сугубо политических позиций? В этой связи мы хотели бы обратить внимание на тот факт, что курировать экономическую составляющую венгеро-российских отношений премьер Виктор Орбан назначил нынешнего министра развития в своем кабинете Томаша Феллеги, человека профессионально далекого от каких-либо проблем экономики. А этот особо доверенный политический советник нынешнего венгерского премьера, его "серый кардинал", чьи советы он слушает за закрытыми дверями, на самом деле является человеком, представляющим интересы глобализма в венгерском кабинете. Поэтому нынешний конфликт на экономической почве с Россией новое венгерское руководство может пролонгировать с политическими целями. Это позволяет ему воздействовать на венгерское общество, в целом позитивно настроенное на развитие связей с Россией, для понижения достигнутого уровня российско-венгерских отношений. Виктор Орбан и его окружение будут представлять перед своими гражданами и европейцами российскую сторону неуступчивыми переговорщиками, упрямыми корыстолюбцами.
Заметим, что на новом историческом этапе после пресловутой "перезагрузки" - выбор "Южного потока" в качестве пути доставки российских энергоносителей уже не является лакмусовой бумажкой наличия или отсутствия пророссийской ориентации у венгерского кабинета. Виктор Орбан в 2010 г. выступал и за "Южный поток", и за NABUCCO и за АГРИ (Азербайджано-Грузинско-Румынский газовый консорциум). Не намерено фидесистское правительство и сокращать достигнутый торговый оборот между Россией и Венгрией. Более того, оно будет стремиться увеличить поток российских туристов в Венгрию. Чего точно не будут делать фидесисты - это допускать на свой финансовый рынок российские банки, а русский капитал - в реальный сектор экономики страны. Российскому капитализму вершителями современного мира уготован периферийный статус, и новые правители Венгрии собираются неукоснительно выполнять этот императив. Тем временем "выдавливание" России и советского прошлого из Европы в Венгрии продолжается. В 2010 году в небе Венгрии совершили свои последние полеты служащие в венгерских ВВС МИГи. В четверг 30 декабря