Москва, 2 января, 2011, 19:24 — ИА Регнум. Нет правовых возможностей, чтобы Европейский парламент (ЕП) вовлекся в расследование по выяснению причин Смоленской катастрофы. Об этом в эфире программы To Był Dzień польского телеканала Polsat News заявил председатель Европейского парламента Ежи Бузек. По его словам, "нужно придать международный характер следствию с тем, чтобы осуществить давление на тех, кто проводит расследование", - отметил Ежи Бузек. "Сегодня, в первую очередь, за следствие отвечает Российская Федерация. Мы должны направить давление общественного международного мнения в ее сторону", - заявил глава ЕП, поляк по национальности.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, премьер-министр Польши Дональд Туск 31 декабря заявил, что если российская сторона не примет замечания, представленные Польшей по следствию причин Смоленской катастрофы, то Польша будет искать "международного правового разрешения этого вопроса", что позволит сделать из замечаний польской стороны действительный документ. В то же время, в отличие от своего соотечественника Бузека, Туск отметил, что не говорит это с тем, чтобы осуществлять какое-либо давление. "Я имею право предполагать, что российская сторона серьезно относится и начала рассматривать польские замечания. Естественно, я предпочел бы, чтобы эти положения в той или иной степени были приняты российской стороной. В этом случае не нужно будет предпринимать какие-либо шаги, которые выходят за рамки ныне проводимой деятельности", - отметил он.
Напомним, что расследование причин Смоленской катастрофы проводит Межгосударственный авиационный комитет (МАК). В октябре 2010 года, польская сторона получила 200-страничный проект отчета о причинах крушения президентского Ту-154М под Смоленском на борту которого находились 96 членов экипаж в том числе и президент Польши Лех Качиньски. Однако польская сторона подготовила 150 страниц замечаний к этому отчету. Документом остались недовольны не только русофобские, оппозиционные силы страны, но и ратующие за польско-российское примирение представители власти. Премьер-министр Дональд Туск заявил, что в таком виде документ неприемлем для польской стороны. Он посчитал, что российская сторона не склонна определять свою долю ответственности и описать ее в отчете. Проект заключительного доклада написан на русском языке. Документ разделен на 5 основных частей. В первой части подробно изложено техническое состояние и оборудование разбившегося Ту-154М, а также содержится информация о квалификации экипажа. В остальных разделах описаны погодные условия в день катастрофы - 10 апреля 2010 года, а также все, что удалось выяснить о ситуации на борту непосредственно до трагедии. Причиной трагедии называется "ошибка пилота".
Аккредитованный при МАК представитель Польши полковник Эдмунд Клих исключил любые переговоры с российской стороной на предмет окончательного содержания отчета по Смоленской катастрофе. На вопрос, что будет, если отчет МАК не будет приемлем для польской стороны Клих заявил: "Мы передали нашу позицию. Если эта позиция не будет учтена, я совместно с группой экспертов будем способны, написать собственный отчет" Gazetа Wyborczа сообщала, что российская сторона проигнорировала просьбу Варшавы допросить конкретных свидетелей, осуществление конкретных исследований. Польша не согласна с общим тоном российского отчета, который причины катастрофы возлагает лишь на польскую сторону.