Николай Радов: Новогодние подарки от Лукашенко
Прошедшие президентские выборы в Белоруссии продемонстрировали нерушимую сплоченность нынешнего главы государства и его вертикали власти. Многие эксперты в один голос заявляли, что при таких озвученных ЦИК результатах вся прежняя номенклатура останется при своих портфелях и резких изменений, как в правительстве, так и в администрации президента ожидать не стоит. Но Александр Григорьевич в очередной раз доказал всем, что ему нельзя приписывать предсказуемость действий и их последовательность.
Во вторник, 28 декабря, президент Белоруссии, имея на то полномочия по Конституции, произвел ряд кадровых назначений в правительстве республики. Премьер-министр Белоруссии С. Сидорский, занимавший свой пост с 2003 года, сложил свои полномочия, а на его место был назначен
Помимо этого, бывший министр образования Радьков А.М. стал Первым заместителем главы дминистрации Президента Республики Беларусь, бывший заместитель премьер-министра Кобяков А.В. - заместителем главы Администрации президента, бывший руководитель Гомельской области Якобсон А.С. - председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь, быший заместитель главы Администрации президента Анфимов Л.В. - первым заместителем председателя Комитета государственного контроля, а депутат Палаты представителей Давыдько Г.Б. назначен председателем Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь. Правда, глядя на подобные перемещения, не устаешь задаваться вопросом: "А зачем они все были проведены?".
По словам президента, в республике "в системе органов государственной власти происходит обновление по всем направлениям. При этом ставка делается не только на молодые кадры, но и на опытных профессионалов. Однако тем, кто отстраняется от занимаемых должностей, также будет предложена работа и возможность реализовать себя на благо страны в новом качестве". Вроде бы все достаточно просто и прозрачно - старое правительство не смогло выполнить возложенной на него миссии и должно уйти в отставку. Однако возникает ряд вопросов, основными из которых являются следующие: почему, несмотря на возможные в будущем обвинения во всех грядущих проблемах социально-экономической жизни страны, Мясникович все-таки дал свое согласие стать главой Совета министров, и что означает неясность будущей судьбы бывшего премьера Сидорского, так как в настоящий момент о назначении на какие-либо должности его и Н. Петкевич (бывшая первый заместитель главы Администрации президента) нет практически никакой информации?
Новый премьер, а никто не сомневается в том, что парламент Белоруссии в течение нескольких минут (как это было с ратификацией документов по
Нынешнее назначение бывшего соратника Лукашенко может говорить о многом. Во-первых, из-за крайне жесткой и нерасчетливой политики президента в стране наметился не только острый кризис в руководящих кадрах, но и выработалось стойкое нежелание многих аппаратчиков приближаться к руководящим постам в непосредственной близости от главы государства. Факт остается фактом - президент не терпит людей, получивших власть из его рук и в какой-то момент не оправдавших его надежд и проявивших чересчур много самостоятельности (примером могут служить А. Козулин - бывший ректор Белгосуниверситета и экс-кандидат в президенты, бывший управляющий делами президента Белоруссии И. Титенков, в какой-то степени экс-кандидат в президенты В. Некляев и т.п.). Жить под вечным гнетом компромата в ожидании ареста не хочется никому.
Во-вторых, можно с уверенность утверждать, что в подобной нестабильной для власти ситуации, такой человек, как Мясникович, сохранивший свою определенную управленческую сеть практически во всех министерствах и ведомствах, является прекрасной фигурой, способной укрепить связи внутри "вертикали" власти на основе личной преданности. В-третьих, новый премьер, несмотря на свои 60 лет и достаточно серьезный опыт работы в администрации президента в "горячие" 90-е, не был уличен в пособничестве режиму в деле искоренения вольнодумства и несогласия. Скорее, наоборот - в 2001 году многие связали уход Мясниковича именно с его несогласием с проводимыми в стране политическими репрессиями, что сегодня может быть использовано официальным Минском в качестве определенного фундамента в переговорах с ЕС.
В-четвертых, по мнению ряда экспертов, назначение нового премьера можно связать с возможностью начала реальных изменений в экономике страны (диссертация Мясниковича, защищенная в 1994 году, была, как раз, посвящена анализу факторов становления рыночной экономики в РБ). Правда, утверждать, что в стране с 1 января начнется повальная либерализация, а Белоруссия превратиться в рай для инвесторов, на наш взгляд, нельзя, так как Мясникович все же относиться к представителям "старого" поколения советской закваски, у которого "плановая экономика" всегда будет на первом месте.
В-пятых, Лукашенко как никогда нуждается в преданных администраторах, которые смогут под его чутким руководством взять в свои руки управление расшатавшейся вертикали власти. Кандидатура Мясниковича, продемонстрировавшего свои умения в период экономической нестабильности и пика протестных явлений оппозиции второй половины 1990-х годов, является чуть ли не единственно приемлемой в настоящий момент, так как ни на кого другого, кроме старой гвардии, президент рассчитывать, по-видимому, не может. Одним из доказательств подобного утверждения являются события вечера 19 декабря 2010 года. До сих пор остается не ясным - кто является вдохновителем и организатором инсценировки штурма Дома правительства, и какие кулуарные игры ведутся в окружении Лукашенко. Поэтому никому из нынешних "властьпридержащих" президент с полной уверенностью доверять уже не может. Пришло время вернуть во власть тех, с кем бессменный лидер Белоруссии начинал свою политическую карьеру.
Перестановки в правительстве, которые основаны по большей части на принципе личной преданности президенту, оставляют еще один вопрос - что будет с бывшим премьером С. Сидорским, отставку которого пророчили уже последние несколько лет, а ряд экспертов приписывал ему роль или преемника, или главного соперника Лукашенко в будущем. На момент написания статьи судьба экс-главы правительства была еще неизвестна, однако назвать некоторые возможные варианты все же можно. Во-первых, учитывая достаточно большой опыт управленческой работы Сидорскому может быть предложено место в администрации президента Белоруссии. Правда, рассчитывать на серьезный пост ему, по-видимому, не приходится, так как на настоящий момент он действительно является одни из наиболее известных политических деятелей страны, присутствие которого в рядах высшего госаппарата может спровоцировать определенное брожение в умах и привести к непоправимым для Лукашенко последствиям.
Во-вторых, в рамках создаваемой президентом "управляемой демократии" Сидорский может быть использован властями в качестве альтернативно создаваемой "конструктивной" оппозиции. Если приплюсовать к этому возможность создания в Белоруссии пропорциональной избирательной системы, то бывший премьер может возглавить новую "партию номенклатуры" в качестве альтернативы существующему сейчас Республиканскому общественному объединению "Белая Русь", которые многие справедливо считают будущей "партией власти".
В-третьих, Сидорского на неопределенное время могут вывести из политической игры, отправив на небольшую должность в одном из органов госаппарата. В последующем, в зависимости от ситуации и настроения Лукашенко, бывший премьер либо будет отправлен с почестями "на пенсию", либо обвинен во всех смертных грехах и неудачах последних лет и повторит судьбу некоторых бывших соратников президента - станет диссидентом. Правда такой вариант событий наименее вероятен, но в Белоруссии, где абсолютно все зависит от того, с какой ноги сегодня встал президент, ничего невозможного нет.
Отставка главы
Так чего же ждать с 1 января 2011 года от правительства Мясниковича в Белоруссии? На наш взгляд, ничего нового. Во власть пришли и в будущем при Лукашенко придут люди, которые начинали свою карьеру еще при СССР, которые, прикрываясь красивыми словами о либерализации всех сфер жизни общества, будут заниматься благоустройством личного пространства, которые, основываясь на принципах личной преданности и долголетней дружбы будут организовывать свои ведомства и которые на вопрос "Что вы конкретно сделали для своего народа?" будут многозначительно пожимать плечами и разводить руки.