Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра политических инноваций и технологий Мубаризом Ахмедоглу.

ИА REGNUM: В турецких СМИ прошла информация об ожидаемом в январе 2011 года визите премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Азербайджан. Сообщалось о том, что в рамках визита ожидается подписание соглашения о ликвидации визового режима между двумя государствами. Как известно, граждане Азербайджана и сегодня могут посещать Турцию без визы, и, следовательно, такую же возможность получат и турецкие граждане при посещении Азербайджана. Как это отразится на развитии политико-экономических отношений между Азербайджаном и Турцией, и почему совсем еще относительно недавно Баку затягивал вопрос с подписанием этой договоренности?

Я считаю вполне возможным подписание соглашения о ликвидации визового режима между Азербайджаном и Турцией в рамках ожидаемого в январе визита турецкого премьер-министра в Баку. Но также не исключаю и бюрократических проволочек в этом вопросе, в том числе и затягивания процесса реализации этого документа, связанное с чисто техническими нюансами. Необходимо учесть, что в Турции имеется серьезная чувствительность в связи с ликвидацией визового режима с иностранными государствами. Так, сегодня турецкие власти очень успешно проводят политику безвизового режима, и с момента прихода к руководству страной Партии справедливости и развития были отменены визовые режимы примерно с двадцатью странами. К примеру, визовый режим в период правления Эрдогана-Гюля был отменен между Турцией и Россией. Сегодня руководство Турции вопрос отмены визового режима с различными странами считает одним из своих приоритетов, а также относит к положительным дивидендам проводимой ею политики, и, более того, не собирается останавливаться на этом пути, планируя отменить визы, как минимум, еще с тридцатью государствами. Особенно, с тюркоязычными странами. И поэтому в Турции этот вопрос стоит особенно чувствительно, и очень многие выступают против этого. Несмотря на то, что недовольство подобной политикой турецких властей, как правило, не выносится на страницы СМИ, тем не менее, оно существует.

Что касается Азербайджана, то с нашей стороны вопрос снятия визового режима с Турцией видится с несколько иного ракурса. Территория Азербайджана в несколько раз уступает по площади территориям Ирана и Турции, и сколько бы мы не говорили об общих исторических, культурных и языковых корнях, тем не менее, большая часть азербайджанской общественности до сих пор несет в себе "издержки" советского периода. То есть азербайджанцы ментально относятся к протекающим процессам иначе, нежели иранцы и турки. Одновременно, несмотря на то, что Азербайджан как независимое государство развивается уже около 20 лет и мы считаем турков своими братьями, мы все же еще не до конца поняли, что собой представляет турецкое общество.

Возьмем, к примеру, руководителя совета редакторов турецкой газеты "Тереф" Таха Акйола и редактора CNNturk Мехмет Али Биранта. Оба в Турции известны как ярые сторонники армян. С другой стороны, азербайджанское общество воспринимает их как турков. Не как руководителей существующей в Турции группы сторонников армян, не как одних из самых активных пропагандистов армянской идеи, а именно в качестве наших братьев турков. И именно из этих соображений они были приглашены проправительственными депутатами Милли Меджлиса и экспертами летом 2010 года в Азербайджан. Однако, приехав в Баку, и Таха Акйол, и Мехмет Али Бирант выступили в азербайджанской столице с проармянских позиций.

Турецкое общество отличается разнообразием групп, нередко характеризуемых приверженностью совершенно противоположным интересам и взглядам. В свою очередь, применение визового режима позволяет Баку использовать жесткую политику по отношению к приезжающим в Азербайджан из Турции или других государств лицам. То есть в случае необходимости можно выдворить нежелательного иностранца за пределы страны, мотивируя это нарушением визового режима с его стороны, в том числе и нахождением на территории Азербайджана сверх положенного визой срока. Однако, в случае отмены визового режима по отношению к, скажем, проармянски настроенным гражданам Турции будет сложнее осуществлять процесс выдворения их за пределы Азербайджана.

С другой стороны, и в Иране, и в Турции сегодня наблюдается серьезный интерес к нашему государству. Как только визовый режим будет ликвидирован, количество въезжающих в Азербайджан граждан Турции будет значительно превышать число азербайджанских граждан, посещающих турецкое государство. В связи с этими вопросами азербайджанская сторона в свое время не давала соглашения на отмену визового режима, хотя это официально выдавалось как следствие бюрократических проволочек. Этот фактор остается в силе и сегодня. Но если турецкая сторона полностью гарантирует безоговорочную поддержку всех шагов, предпринимаемых руководством Азербайджана по разрешению армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, то с этим условием, как я считаю, Баку без лишних разговоров отменит применение визового режима с Анкарой.

Что я имею в виду? Если, скажем, завтра Азербайджан самостоятельно будет защищаться от агрессии со стороны армянского государства, то Турция должна, не дожидаясь нашей просьбы о помощи, отправить свою армию воевать вместе с азербайджанцами против армян. Мы добиваемся именно этого, то есть отмена визового режима с Турцией непосредственно связана с вопросом силового варианта освобождения захваченных азербайджанских территорий от армянской оккупации, с началом ведения боевых действий.

Летом 2010 года Азербайджан и Турция подписали двустороннее соглашение о стратегическом партнерстве и взаимной помощи. Этот документ в большей степени имеет оборонный характер и содержит ряд вопросов, связанных с оказанием военной поддержки Азербайджану со стороны Турции. Но в документе не до конца ясными остаются некоторые нюансы. А именно: допустим, на Азербайджан по какой бы то ни было причине будет совершено нападение, или, скажем, по какой бы то ни было причине Баку будет вовлечен в войну, то в этом случае Турция стоит рядом с Азербайджаном. Но если дело касается вопроса, связанного с освобождением от армянской оккупации Нагорного Карабаха и соседних с ним семи районов, то в этом случае Анкара будет думать, оказать ли военную помощь нам или нет. Безусловно, в конце концов, Анкара нас поддержит, но мы говорим о том, чтобы в случае начала боевой операции по освобождению Нагорного Карабаха Турция ни минуты не раздумывала, чтобы турецкое государство оказало нам с самого начала всестороннюю помощь и армией, и военной техникой, и боеприпасами, и медицинскими препаратами, и финансово-техническими средствами. Вот если Турция даст согласие на это, то и мы готовы отменить с ней визовый режим.

ИА REGNUM: Сегодня мы говорим о реальной возможности отмены визового режима между Азербайджаном и Турцией, но еще, скажем, 2 года назад во взаимоотношениях Баку и Анкары существовала серьезная напряженность. В немалой степени это было связано с переговорами по открытию турецко-армянской границы. Что же изменилось за последние два года? Почему сегодня вопрос отмены визового режима приобрел реальную актуальность?

Кардинально изменилось очень многое. Развитие турецко-азербайджанских отношений имеет сегодня положительную динамику. Когда в Турции к власти пришла Партии справедливости и развития, то она выдвинула три серьезных условия к Азербайджану касательно природного газа. Первое: Баку не имеет права напрямую продавать свой газ европейским государствам. То есть Турция покупает у Азербайджана газ на границе с Грузией по цене 120 долларов за тысячу кубических метров и уже Анкара формирует стоимость голубого топлива при продаже на европейские рынки. И что это дело турецкой стороны - продавать ли газ Европе за 300, 500 или 60 долларов за тысячу кубометров, но на грузино-турецкой границе ты должен продавать мне его за 120 долларов. И это в то время, когда цены на газ на мировом рынке составляли порядка 280 долларов за тысячу кубометров.

Второе условие. Турция не брала на себя официально ответственности по объемам закупаемого голубого топлива. Пытаясь помешать газовой политике Баку с тем, чтобы Азербайджан не продавал свой газ другим странам, Турция с целью оказания дополнительного давления в этом вопросе не брала на себя официально ответственности по объемам закупаемого голубого топлива.

И третье условие, которое новое руководство Турции поставило в свое время перед азербайджанским правительством, касалось определения транзитных тарифов. То есть если Азербайджан изъявит желание продать в Европу добываемый им же самим газ, транспортируемый по турецкой территории, то только Турция имеет право определять транзитные условия и тарифы.

Еще раз отмечу, что динамика развития турецко-азербайджанских отношений приобрела сегодня положительную тенденцию. Если в течение двух лет после пуска в эксплуатацию газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум Турция покупала у Азербайджана газ по цене 120 долларов за каждую тысячу кубометров, в то время как мировые цены на голубое топливо составляли 280 долларов, то сегодня Анкара начала погашать разницу в стоимости за вышеназванный период азербайджанскому государству. То есть все три условия по газу, которые турецкая сторона ранее выставила Азербайджану, сегодня упразднены.

ИА REGNUM: Можно ли считать, что энергетические отношения между Азербайджаном и Турцией приобрели напряженность также и в связи с косвенным влиянием августовской войны между Россией и Грузией, связанной с кризисом вокруг Абхазии и Южной Осетии?

Знаете, в определенный период развитие азербайджано-турецких отношений вошло в полосу невезения и неудач. С одной стороны это было связано, как было отмечено выше, с противоречащими интересам Азербайджана условиями в вопросах сотрудничества в газовой сфере. С другой, в Грузии началась война, а вслед за этим на повестке дня возник вопрос открытия турецко-армянской границы.

Сегодня же, когда динамика процесса развития двусторонних отношений имеет положительный характер, когда вышеотмеченные ограничительные условия со стороны Турции к Азербайджану в газовой сфере ушли в историю, когда стали забываться события в Грузии, то справедливости ради надо отметить, что в вопросе нормализации турецко-армянских отношений Анкара приняла позицию официального Баку. То есть сегодняшнее турецкое руководство осознало, что не сможет работать со своим обществом. Что общественность Турции в достаточной степени является проазербайджанской, в связи с чем турецкие власти были вынуждены принять нашу позицию. И поэтому в настоящее время азербайджано-турецкие отношения открыто развиваются в положительном ключе.

Более того, сегодня Турция предлагает вступить с Азербайджаном в единый союз. Ведь подписанное 22-23 декабря в Стамбуле совместное заявление министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Ирана означает качественно новый этап в отношениях Баку и Анкары. И, еще раз повторюсь, в связи с этим сегодня очень вероятна отмена визового режима между двумя государствами.

ИА REGNUM: Как другие страны воспримут снятие визовых ограничений между Турцией и Азербайджаном? Ведь хорошо известно, что и тегеранские власти активно лоббируют вопрос отмены визового режима между Ираном и Азербайджаном и неоднократно выступали с таким предложением.

Считаю, что впредь на происходящие в регионе процессы необходимо смотреть в контексте подписанного в Стамбуле совместного заявления глав МИДов Азербайджана, Турции и Ирана. Этот документ означает новый взгляд на регион, формирование новой региональной философии. Возникает новый вопрос, связанный с новым территориальным перекраиванием кавказского региона, переделом государственных границ. Заявляю об этом вполне серьезно.

Речь идет о том, что Тегеран и Анкара считают себя ничего не заработавшими во время распада Советского Союза. То есть ни Ирану, ни Турции ничего не досталось. А сейчас давайте представим, что Турция имеет возможность заработать что-либо, развиваться и продвигать свои интересы не только в кавказском направлении. Для этого у нее имеются возможности и в других направлениях. А в связи с тем, что Иран не обладает вариантами такого развития, Тегеран в большей степени сожалеет о том, что ему не удалось урвать кусочек пирога при развале СССР. И поэтому дальнейшие события в этом регионе необходимо рассматривать в контексте азербайджано-ирано-турецкого соглашения.

Естественно, что США не выразят резкого протеста ни по этому соглашению, ни по вопросу отмены визового режима между Азербайджаном и Турцией. Да и Москва не будет этому противиться, так как и сама Россия отменила визовые ограничения с турецким государством. Напряженность с кремлевским руководством может возникнуть лишь в том случае, если определенные заинтересованные круги в России попытаются предъявить Баку ультиматум о том, что Азербайджан является членом СНГ, и в случае упрощения визового режима с Турцией в Азербайджане могут возникнуть социально-экономические или другие проблемы. И в связи с отсутствием визового режима между Баку и Москвой в Россию может хлынуть новый поток трудовых мигрантов из Турции.

Несмотря на подписанный в Стамбуле трехсторонний документ я и сегодня воспринимаю Турцию для Азербайджана в одной плоскости, Россию - в другой, а Иран - совершенно в третьей плоскости. Причем Москва и Анкара находятся по отношению к Баку в примерно одинаковых ракурсах, так как интересам Азербайджана наиболее отвечает дружба между Россией и Турцией, и чтобы именно Азербайджан выступал модератором и своеобразным объединяющим мостом этих дружеских связей. От этого могут серьезно выиграть и региональная безопасность, уменьшатся заботы российского и турецкого государств относительно собственной безопасности. Здесь также необходимо отметить наличие регионов, которые в той или иной степени остаются вне поля зрения интересов США или иных третьих государств. Скажем, Ближний Восток сегодня не в такой большой степени входит в круг интересов Вашингтона, как это было раньше. И, наоборот, большие интересы в ближневосточном регионе имеют Россия и Турция. Но еще раз повторю, что я всегда говорил, что Азербайджан должен участвовать в процессе сближения Турции и России.

А Иран в этом отношении представляет собой носителя совершенно другой цивилизации, совершенно иного мировоззрения. И если Тегеран до сегодняшнего дня не сделал ничего хорошего ни одному государству, за исключением, конечно же, Армении, то исключается и возможность того, что Иран завтра изменит в положительную сторону свою внешнюю политику по отношению к какой-нибудь стране. Возьмем, к примеру, Афганистан и Таджикистан - персоязычные страны, а ведь известно, что Иран стремится создать союз персоязычных государств. Так вот Тегеран не делает добра и этим странам. С одной стороны, ежемесячно выплачивая определенные денежные суммы должностным лицам афганского государства, с другой стороны, Иран чинит препятствия поставкам в Афганистан направляемых со всех сторон света грузов. Единственное государство, которому Иран оказывает помощь, да и то до определенной черты - это Армения.

И поэтому я не думаю, что Азербайджан снимет в ближайшей перспективе визовые ограничения с Ираном, что отменит с Тегераном визовый режим. В Иране правит достаточно сильный идеологический режим, это авторитарно-тоталитарное государство. Представьте себе, что в 2009 году большое количество иранцев отметило праздник наступления весны Новруз байрамы в Азербайджане. А в 2010 году режим целенаправленно направил огромное количество граждан Ирана в Армению, а в Азербайджан в текущем году отмечать Новруз приехали лишь порядка 100 тысяч человек, что было значительно меньше количества иранцев, посетивших армянское государство. В Тегеране правит настолько идеологически сильный тоталитарно-авторитарный режим, способный управлять огромными людскими массами, что ему совершенно под силу направить в течение одной недели в Азербайджан миллион своих граждан, и таким образом создать тяжелую ситуацию в нашей стране. Исходя из вышесказанного, я не думаю, что в ближайшей перспективе азербайджанские власти дадут добро на отмену визового режима с Ираном. Это связано еще и с тем, что за приезжающими из ИРИ гражданами необходим серьезный контроль, так как очень многие иранские туристы занимаются религиозной экспансией.

Возвращаясь к подписанному в Стамбуле трехстороннему документу, хочу сказать, что, на мой взгляд, авторы этой идеи находятся в министерстве иностранных дел Ирана, и они являются идеологами новой философии по созданию регионального треугольника Тегеран-Анкара-Баку. Именно Иран желает нового передела на Кавказе и хотел бы оттеснить с кавказского региона Россию, даже допуская новое территориальное перекраивание, чтобы добиться чего бы то ни было. Мне кажется, что в дальнейшие планы Тегерана входит также присоединение к региональному треугольнику и Армении, чтобы превратить "кавказский треугольник" в "кавказский четырехугольник".

ИА REGNUM: Следуя вашей мысли, можно допустить, что после того, как Михаила Саакашвили на посту президента сменит...

Нет, о Грузии пока речь не идет. Грузинский вопрос пока еще не решен. Естественно, что в планы Ирана входит многое, но Тегеран не доверяет Тбилиси. Иран сегодня находится на стадии разработки процесса построения отношений с Грузией с тем, чтобы в будущем нанести удар по интересам США и создать собственный плацдарм против России. На большее у иранского государства не хватает возможностей. Скажем, сегодня экономика Грузии нуждается в инвестировании 5-6 миллиардов долларов. Иран, несмотря ни на что, является бедным государством, и ему не под силу вкладывание такого объема инвестиций в экономику другой страны. Год назад глава МИД Ирана во время визита в Грузию пообещал инвестировать в грузинскую экономику 1 миллиард долларов, но до сих пор в нее не было инвестировано ни единого доллара. Поэтому Грузию мы отложим в сторону.

Сейчас речь идет о Турции, Иране, Азербайджане и, в ближайшей перспективе, подключении Армении к этому треугольнику. В связи с этим при подписании стамбульского соглашения министр иностранных дел Ирана не использовал резких слов в адрес Еревана и одновременно иранский президент открыто заявил, что они не отрицают своего хорошего отношения к Армении. О какой справедливости говорит Махмуд Ахмадинеджад? Справедлива ли оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана? Или справедливо закрывать на это глаза и умалчивать факт армянской агрессии против Баку? Вот именно с точки зрения этих геополитических интересов Иран является идеологом создания нового "кавказского треугольника". В Тегеране понимают, что Ереван не имеет достаточных ресурсов для содержания оккупированных земель, и надеются на то, что Армения в силу ли своей бедности, в силу ли еще чего-то согласится, наконец, на возвращение Карабаха Азербайджану, будут ли подталкивать армянские власти к этому Россия, США или еще кто-то. В Тегеране также думают о том, что в определенный период оставить Ереван "брошенным", чтобы оккупированные территории были освобождены. При этом Иран не будет активным врагом Армении и, одновременно, не поддержит позицию Баку. А уже после этого Тегеран попытается полностью перетянуть Армению на свою сторону.

Тот факт, что Баку ведет сегодня независимую внешнюю политику, не может устраивать Тегеран. Так, азербайджанское руководство не позволило Америке использовать свою территорию для нанесения удара по Ирану и одновременно не пошло на поводу у Вашингтона против российских интересов на Кавказе. Параллельно, мы не создаем условий Тегерану для вытеснения России из региона. То есть Азербайджан ведет независимую внешнюю политику, что довольно серьезно беспокоит иранские власти.

Я считаю, что сегодня интересам Баку в большей степени выгодно, чтобы подавляющая роль в разрешении карабахского конфликта выпала на долю России. Промедление в этом вопросе, в первую очередь, вызовет продолжительную проблему для Москвы. На самом деле нагорно-карабахский конфликт соединяет Азербайджан и Армению наподобие сиамских близнецов. Если этот конфликт в ближайшее время будет разрешен с участием России с соблюдением азербайджанских интересов, то Москва сможет и Баку, и Ереван сохранить в орбите своего влияния. Обидевшись на Россию, Армения может обратить свой взор в сторону Турции, а официальная Анкара, в свою очередь, по просьбе азербайджанской стороны может действовать так, чтобы Ереван оставался в кремлевских объятьях. Если же нагорно-карабахский вопрос не будет решен или же решится без соблюдения интересов Азербайджана, то в этом случае Баку и Ереван направятся в сторону нового "кавказского треугольника".

Тогда и азербайджанские, и армянские власти заявят общественности своих стран о новой геополитической ситуации, которая позволит стране выйти победителем. В Ереване будет заявлено, что Турция и Иран являются стратегическими партнерами Армении, что и Анкара, и Тегеран стараются держать Баку на определенном расстоянии от себя. Точно также в Баку будет сказано, что Турция и Иран являются мусульманскими странами. То есть еще раз хочу повторить, что всестороннее поражение от нерешенности карабахского вопроса, как с точки зрения потери геополитического авторитета, так и возникновения территориальных проблем в будущем, - что основные потери понесет именно Россия.

Подготовил Хазри Гилавар