Белорусско-литовские переговоры о транзите венесуэльской нефти зашли в тупик
Москва, 1 декабря, 2010, 22:24 — ИА Регнум. Официальный Минск не может предоставить Литве долгосрочные гарантии бесперебойных поставок венесуэльской нефти через Клайпедский морской порт, поэтому подписание соглашения о транзите находится под угрозой срыва. Об этом сообщил генеральный директор нефтяного терминала Klaipedos nafta Рокас Масюлис в интервью литовской газете "Республика", сообщило 1 декабря информагентство БелаПАН.
"Переговоры зашли в тупик. Ни одна из сторон не желает изменять свои требования. Нашим ключевым требованием являются долгосрочные гарантии бесперебойных поставок. Наши позиции по ценам также различны", - прокомментировал генеральный директор нефтяного терминала Klaipedos nafta Масюлис ход белорусско-литовских переговоров о транзите венесуэльской нефти через Клайпедский морской порт.
Масюлис пояснил, что договор о долгосрочных бесперебойных поставках является ключевым условием организации поставок, которые без такого договора слишком усложняют технически процесс перевалки нефти: "подготовка к этому занимает почти месяц, и еще один месяц нужен, чтобы вернуться к прежнему режиму". "Без гарантий бесперебойных поставок мы рискуем потерять доходы. Когда терминал работает на полную мощность, не очень хорошо прыгать от одного клиента к другому, особенно если вы зарабатываете столько же или меньше", - заявил генеральный директор нефтяного терминала Klaipedos nafta.
"Я бы очень хотел подписать соглашение уже в этом году. Тем не менее, я не могу гарантировать это", - отметил Масюлис.
Он также сообщил, что переговорам белорусской стороны с клайпедским нефтяным терминалом препятствуют переговоры белорусской стороны о транзите нефтепродуктов с латвийскими портами.
29 октября премьер-министр Литвы
Как сообщало ИА REGNUM Новости, инициатива перевалки венесуэльской нефти через нефтетерминал Klaipedos nafta исходила от официального Минска и неоднократно обсуждалась как на высшем государственном уровне, так и на уровне менеджеров компаний. Согласно достигнутым договоренностям между Белоруссией и Литвой, соглашение о транзите венесуэльской нефти через Клайпеду должно было быть подписано до 1 ноября.
Klaipedos nafta работает с предприятиями и использует все свои мощности, которые позволяют осуществлять перевалку около 7 млн тонн нефти в год. Партнерами компании являются
Напомним также, что 1 декабря МИД Белоруссии направил в МИД Латвии официальную ноту. Причиной такого шага является слив латвийской компанией LatRosTrans технологической нефти из нефтепровода "Полоцк-Вентспилс". Официальный Минск считает технологическую нефть "спорной" и пытается предотвратить действия латвийской компании.
В конце ноября состоялась пробная прокачка нефти по трубопроводу
В 2010 году Белоруссия планирует закупить в Венесуэле 4 млн. тонн нефти, а в 2011 году - до 10 млн тонн. Около 8 млн. тонн из венесуэльской нефти планируется поставить в Белоруссию на условиях своп через трубопровод Одесса-Броды. Около 1,25-2,5 млн тонн Белоруссия могла бы транзитировать через Клайпедский порт. Белорусская сторона также отработала маршрут доставки через эстонский порт Мууга.
Эксперты ИА REGNUM Новости высказывали мнение о том, что официальный Минск использует фактор транзита венесуэльской нефти как средство политического давления на правительства Литвы, Украины и Латвии. В то же время схемы поставок венесуэльской нефти в Белоруссию остаются непрозрачными.