Интервью ИА REGNUM Новости депутата Верховной рады Украины от блока Литвина, экс-губернатора Одесской области Украины Сергея Гриневецкого.

ИА REGNUM Новости: В последнее время все чаще приходится слышать мнение экспертов, что Румыния является главной внешнеполитической угрозой для Украины. Согласны ли вы с этим тезисом?

Если взять закон "Об основах национальной безопасности Украины", поднять 7 статью, в которой четко определены понятия угроз безопасности, то в сфере внешней политики одной из угроз являются территориальные претензии. Поэтому, если исходить их тех заявлений, которые мы слышим от руководства Румынии, от ведущих политиков, партии "Великая Румыния", которая еще недавно была парламентской, то их, конечно же, можно оценивать как угрозу национальной безопасности Украины. Но дела обстоят еще сложнее. Как получается, что имея действующий Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве с Румынией, мы прошли через Гаагский суд, потеряли часть экономической зоны, все никак не можем договориться по Дунайскому каналу и вообще стали объектом уязвимым со стороны наших соседей, как? Ответ очень прост - налицо ошибка внешнеполитического ведомства, которым руководил предыдущий президент Украины, попытка предыдущей власти "понравиться всем", чтобы нас как можно скорее, буквально ногой впихнули в НАТО. Если изучить международные договоры, ознакомиться с тем, как Румыния принималась в НАТО и ЕС, то мы увидим двойные стандарты применения международного права. К большому сожалению, предыдущая власть пыталась воспользоваться этими двойными стандартами, своей проамериканской направленностью, откровенной слабостью Украины, потерявшей внутреннее управление. Совершенно очевидно, что президент Ющенко пытался искать какие-то внешнеполитические дивиденды. Это, например, бухарестский саммит НАТО: Украина очень хотела получить ПДЧ, войти в "зонтик безопасности" США, а в итоге все провалилось! Ведь никто не захочет вести диалог со страной, в которой и президент, и премьер-министр публично ведут дискуссии в тоне, прямо скажем, недопустимом даже в личном общении. Они же ничего умнее не придумали, как называть друг друга то политическим коррупционером, то государственным преступником. Кстати, обратите внимание, что за эти оскорбления никто так и не подал иск о защите чести и достоинства. В итоге, все это привело к тому, что в определенный момент в 2009 году у Украины не было ни министра иностранных дел, ни министра финансов, ни министра транспорта. То есть, руководителей министерств, которые определяют жизненно важные вопросы для страны, в т.ч. и в Дунайском узле. Я думаю, что такая агрессивная политика Румынии, которую мы наблюдаем, обусловлена прежде всего проблемами внутри нашей страны. Внутренняя политика до недавнего времени была нашим самым слабым звеном. А ведь успех во внешней политике во многом зависит от порядка в стране.

ИА REGNUM Новости: Какие пути проникновения Румынии в Одесский регион вы бы обозначили?

Существует несколько векторов румынизации края. Первый - привлечение студентов, активной молодежи с юга Одесской области, из школ с молдавским языком обучения в румынские ВУЗы, и главный фактор был... стипендия аж 50 долларов! На Украине стипендия была меньше, поэтому ребята уезжали, попадались на удочку, получали образование там, возвращались, а затем не смогли пройти процедуру нострификации румынского диплома. В итоге, есть ребята с высшим юридическим образованием, но румынским, которые занимаются ловлей рыбы в Ренийском районе и не могут трудоустроиться по специальности. Главная проблема - наша бедность, и Румыния этим воспользовалась. Второй вектор - конечно, выдача паспортов, ведь румынский паспорт - это паспорт Евросоюза. Существует упрощенная процедура получения этих паспортов, особенно, при наличии справки о проживании предков до 1940 года на юге Одесской области в "боярской Румынии". Все это проверяется по архивам, и граждане, проживающие у нас в регионе, получают румынское подданство в обход украинских законов. Еще одна проблема - экспансия "Бессарабской митрополии" (раскольническая неканоническая структура, зарегистрированная в 2002 году властями Молдавии - прим. ИА REGNUM Новости) Румынской православной церкви.

ИА REGNUM Новости: Проблема идентичности молдавской диаспоры на Украине является отражением аналогичной ситуации в Молдавии, то есть, часть диаспоры и ее организации, считает себя молдаванами, а часть - "румынами". Что, как и в случае с Молдавией, является прямым следствием многолетней экспансионистской политики Бухареста в регионе. Верно ли утверждение, что количество украинских "румын" больше, чем количество украинских молдаван?

Да нет, я называю цифры. У нас 123 тысячи молдаван проживает на территории области. А румын - 741 человек. Это по переписи населения 2001 года. Так вот, я хочу сказать, что, когда проводилась эта перепись населения в независимой Украине, мы видели уже тогда как священники в молдавских селах проводят агитацию, чтобы молдаване записывались румынами. Но надо отдать должное, до переписи было 740 румын, после - 741, причем я знаю этого нового румына. Вообще проблема Южной Бессарабии в том, что она только за последние сто лет принадлежала четырем разным государствам - была в составе Российской империи, Румынии, СССР, а теперь - независимой Украине. Территория эта требует мощных инвестиций, прежде всего на государственном уровне. В 2004 году нами была разработана комплексная программа развития украинского Придунавья, которая была утверждена правительством 31 марта того же года. В этой программе были определены главные проблемы региона и обозначены пути их решения. Это - вопросы энергозависимости, транспортных коридоров, экологии, мелиорации и орошения земель, занятости населения, создания курортно-рекреационной зоны, развития туризма, то есть все то, что могло бы создать новое качество жизни. Программа сразу же начала выполняться. Надо отметить, что областная администрация активно работала с профильными министерствами, постановлениями правительства были определены источники финансирования - какую часть дают местные бюджеты, какую областной и какую государственный. Но самая важная графа финансирования - привлечение инвестиций. А для инвестора важно иметь гарантии со стороны правительства по реализации проектов, перечисленных в программе. Например, по строительству парогазовой электростанции, дороги Одесса-Рени, по вопросам газификации вдоль побережья Черного моря, то есть создания инфраструктурных объектов, посредством которых можно повысить занятость населения и изменить качество жизни. Ведь уникальность региона, заключается в большой плотности населения и большом количестве молодежи с высшим образованием. И в том же 2004 году "революционные процессы" приостановили реализацию программы!

ИА REGNUM Новости: Есть ли данные о количестве граждан Украины, получивших румынские паспорта? На какую поддержку местного населения может рассчитывать Румыния при реализации тех или иных планов в отношении земель Бессарабии?

В количественном отношении цифру назвать затруднительно, но скажу, что они есть однозначно. Но не стоит забывать, что в украинской Бессарабии живут не только молдаване, но и болгары, гагаузы, украинцы, албанцы, русские. И они не в восторге от перспектив "вхождения" в Румынию. Среди них довольно сильны антирумынские настроения. Ведь еще живы те, кто родился и учился в период, когда эти земли входили в состав "Великой Румынии", те, кто пережил оккупацию 1941-1944 годов и они очень многое могут рассказать о порядках, царивших при румынском господстве.

ИА REGNUM Новости: Хотелось бы коснуться темы экономической конкуренции между Румынией и Украиной. Как вы оцениваете решение Гаагского суда по разделу черноморского шельфа в районе острова Змеиный. Также интересно обсудить вопрос конкуренции одесских морских портов с Констанцей.

В течение последних нескольких лет отсутствовал комплексный подход в морской отрасли. Давайте посмотрим на ситуацию с Констанцей. В докризисном 2008 году грузооборот этого порта был сопоставим с грузооборотом всех государственных морских торговых портов Украины. А все почему? Причина "констанцского чуда" проста. У румынского правительства четкая и последовательная стратегия. Они провели в 1998-2003 годах портовую реформу, ввели в Констанце упрощенный таможенный режим, адаптировали национальное законодательство к законодательству ЕС. Это позволило создать благоприятный инвестиционный климат, а также прозрачные и понятные правила игры. На Украине же до сих пор не принят ключевой закон "О морских портах". Если у них на принятие решения об изменении тарифной политики уходят, образно говоря, часы, то у нас недели, а то и месяцы. О чем мы можем здесь говорить? То же самое касается и Дунайского транспортного узла. В то время, как мы топчемся на месте, Румыния активно продвигает свои инфраструктурные проекты. Заметим, что недавний саммит по проблемам Дунайского региона состоялся именно в Бухаресте, а не, скажем, в Одессе. Украина всегда запаздывает с принятием решений. Я глубоко убежден, что Украине на Дунае надо создавать российско-украинский консорциум, чтобы привлекать грузопотоки и, конечно же, развивать канал Дунай-Черное море через устье Быстрое.

ИА REGNUM Новости: Как это сделать?

Именно так, как делается сейчас. На сегодняшний день по каналу идет серьезное движение, в сутки по 20 судов проходит. И это гораздо дешевле, там круглосуточное двустороннее движение, это очень привлекательно. Но государство должно при любой власти осознавать стратегическое значение региона. Для начала Украина и Россия должны заключить договоры по грузопотокам, это очень важно. Второе - надо провести модернизацию флота, загрузить мощности Килийского судостроительного-судоремонтного завода. Далее необходима продуманная тарифная и транзитная политика. Этим мы могли бы создавать новые мощности и поднять конкурентоспособность канала. Другого пути у нас нет. Дунай все еще недостаточно используется. А что касается позиции Румынии по дельте Дуная, то она всегда была агрессивной. Гидротехнические работы, которые они проводят без согласования с нами, дают им преимущество, румыны работают на себя и ни на кого не обращают внимания. Дебет воды раньше был 70% по украинской части, а сейчас уже меньше 50%, и все это из-за строительства гидротехнических сооружений, которые не согласовываются с украинской стороной! Румыния заявляет, что активные работы в устье Быстрое могут негативно отразиться на экологии Дуная. Простите, но румыны не позволяют мониторить и оценивать влияние своих сооружений на экологию. Разве это не доказательство практики двойных стандартов в международном праве? В 2004 году, где-то в июле-августе, мы с покойным министром транспорта Кирпой привезли в Одесскую область практически всех послов Евросоюза на Украине и показали это устье Быстрое, дельту Дуная. Послы увидели пеликанов, птичек разных, уникальные заповедные места. И один из послов вдруг говорит, что все это нужно сохранить. А я ему напомнил, что Дунай течет через всю Европу, почему его не сохранили? В песне Оскара Фельцмана есть такие слова "Дунай, Дунай, а ну узнай, где чей подарок". Вот, я и говорю, что у себя в дельте Дуная мы ловим все европейские "подарки", которые они нам сбрасывают. Предложил послам поднять вопрос о том, чтобы вкладывать деньги, развивать инфраструктуру, создавать рабочие места. Закупили бы катера, научили бы экскурсоводов и начали бы эти места всем показывать, науку бы подняли. Вопрос простой - компенсируйте убытки, которые понесла Украина после введения эмбарго против Югославии и бомбардировок НАТО, но как только дело доходит до этого, послы сразу говорят, это не наша тема. Как так?! Вы же посол, чрезвычайный и полномочный, вот и докладывайте своему правительству. Вообще, экономическое развитие устья Быстрое было бы серьезным ударом по экономике Румынии, Сулинскому каналу и порту Констанца, который является базовым портом на Черном море. Мы это прекрасно понимаем. Но в этом и смысл конкуренции, мы должны все время думать, постоянно искать какие-то решения. Поэтому я вижу выход в создании консорциума с Россией. А по шельфу ситуация такая. Международное право четко определяет, что Гаагский суд рассматривает иск только в том случае, если этого желают обе стороны. Украина зря согласилась на такую авантюру. Однозначно зря, и в итоге мы проиграли.

ИА REGNUM Новости: В свое время МИД Украины назвал решение суда по шельфу "победой".

Тот МИД делал свои заявления потому, что президент дал приказ войти в НАТО и побыстрее. А на самом деле, это была потеря. Только румынский МИД тоже говорил о победе и более обоснованно. Международный суд признал юрисдикцию Румынии на пространство площадью 9,7 тыс. кв. км континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны. Это более 79% той площади, которая была предметом тяжбы с Украиной. Кроме того, подтверждены суверенные права Румынии примерно на 70% углеводородных ресурсов, которые, по разным оценкам, находятся в этой зоне.

ИА REGNUM Новости: Может ли государственная поддержка молдавской идентичности и диаспоры на Украине стать препятствием для румынского влияния в этом регионе?

Думаю, да. Но Украина и, особенно, Одесская область уже долгое время поддерживает молдавскую диаспору, и не только молдавскую, еще болгарскую, гагаузскую, албанскую... У нас в регионе есть издания на молдавском языке, передачи на областном государственном телевидении и радио, газета "Лучафэрул" выходит, есть культурные центры, фестивали проводятся. Одесская область была признана Европой "лабораторией межнациональных отношений". И эта лаборатория образцовая - пример того, как должно быть. Мы всех поддерживаем, и гордимся этим. Поддержка диаспор на государственном уровне - серьезный фактор, который стабилизирует ситуацию в регионе.

ИА REGNUM Новости: Соответствует ли поддержка официальным Киевом "территориальной целостности" Молдавии реальным интересам Украины в регионе?

Мы выполняем Хельсинкские соглашения, как государство взяли на себя определенные обязательства. Мы не можем создавать проблемы, простите, у себя же в подбрюшье.

ИА REGNUM Новости: Может ли признание Приднестровья, ориентированного на Россию и Украину, и скоординированная политика Киева и Москвы в регионе ограничить влияние Румынии?

Чем больше проблемных точек, тем более агрессивная политика будет проводиться сильными государствами в отношении слабых. Что касается, приднестровской проблемы, на данном этапе я вижу только экономический путь ее разрешения. Политики уже не смогут снять все вопросы. Надо вкладывать деньги, владеть контрольными пакетами и проводить свою политику. Главный фактор - это бедность и безработица. А если человек работает и получает заработную плату, чувствует уверенность в завтрашнем дне, то политические вопросы ему быстро наскучат. Из советского промышленного потенциала в Приднестровье остались только отдельные работающие предприятия, такие как Молдавский металлургический завод в Рыбнице. Остальные "лежат" и их уже не "поднять". Сельское хозяйство тоже угроблено, как впрочем, во всей Молдавии. Так что на самом деле это очень бедный регион. Кстати, там много украинцев, но им выгодно иметь по три паспорта. Понимаете, если б была более стабильная экономическая ситуация, они бы что-то решали, куда-то двигались, а пока это зона, которая находится на границе, т.е. там, где за счет контрабанды кормятся многие.

ИА REGNUM Новости: Когда Украина добьется исполнения Молдавией своих обязательств насчет Паланки? Там сейчас уже начались определенные движения...

Для того чтобы снять этот вопрос раз и навсегда, нам надо построить дорогу Одесса-Рени через Днестровский лиман. Крохотное горлышко через Паланку - единственный выход Молдавии на крупный транспортный и торговый узел - Одессу. Они же все стоят у нас на базарах. Построим дорогу - закроем вопрос, нет дороги - вопрос останется висеть.

ИА REGNUM Новости: Ваш прогноз на очередные досрочные парламентские выборы в Молдавии 28 ноября. Как может измениться политика Киева в регионе в зависимости от их результатов?

Украина и Молдавия - два постсоветских государства, которые безуспешно попытались перейти на парламентскую форму правления. Не готово еще наше общество родом из СССР к такой демократии. Нет гражданского общества, нет ответственности политических партий, закрытые партийные списки привели к политической коррупции, а она в свою очередь привела к кризисам в политических системах Молдавии и Украины. Поэтому не знаю, будет ли более правый крен в Молдавии, но я чувствую, что большинства там ни у кого не будет. Им надо будет договариваться, а это принципиально невозможно. Значит, в очередной раз промашка европейских структур. Это напоминает "третий тур" на Украине. Потом посмотрим на явку, если она будет менее 50%, как на наших местных выборах, это будет означать, что народ устал. А если народ устал, то с ним надо быть ой, как осторожным. А выводы можно делать после выборов, когда будут известны результаты. Понятно, что коммунисты хотят взять реванш, но доверие к ним уже упало. Потому что много было разоблачений за эти два года. Народ уже достаточно проинформирован.