О развитии транспортно-логистического комплекса Псковской области - "западных ворот" России - и реализации на её территории "Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации" ИА REGNUM Новости рассказал первый заместитель губернатора Псковской области Сергей Перников.

ИА REGNUM Новости: Сергей Григорьевич, какую роль сейчас играет транспортно-логистический комплекс в экономике Псковской области?

Учитывая выгодное экономико-географическое положение области, имеющиеся возможности и перспективы развития внешнеэкономической деятельности, транспортно-логистический комплекс области имеет высокий потенциал развития и крайне значим для экономики региона. По территории Псковской области, граничащей с Эстонией, Латвией и Белоруссией, через пункты пропуска проходит свыше 5% российского импорта и свыше 10% российского экспорта. При этом на территории области обрабатывается только 5% грузов - остальное отвозится в крупные распределительные центры Москвы и Санкт-Петербурга.

В структуре валового регионального продукта транспортно-логистический комплекс занимает свыше 14%, в данном секторе заняты 8,4% от всей численности экономически активного населения региона. Потенциал роста комплекса в долгосрочном периоде оценивается в 5-7% (среднегодовое значение).

В связи с этим транспортно-логистический комплекс в разработанной администрацией области Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года отнесен к одному их трех приоритетных направлений долгосрочного развития региона.

ИА REGNUM Новости: Какие главные цели обозначены в этой Стратегии?

В настоящее время администрация области осуществляет целый комплекс мер по активизации развития этого сектора экономики. В 2010 году мы разработали программу развития транспортно-логистического комплекса, достаточно успешно взаимодействуем с таможенной службой, бизнес-сообществом (по привлечению инвестиций в данный сектор), другими заинтересованными сторонами и структурами.

Наша цель - сформировать развитую региональную систему предоставления логистических услуг (международной транспортной и специализированной складской логистики), ориентированную на двукратное увеличение международного грузопотока через границу Псковской области. При этом планируем увеличить долю транспортно-логистического комплекса в валовом региональном продукте (ВРП) до 18%, число организаций, осуществляющих логистическую деятельность с 3-х до 10-ти, создать более 2 тыс. новых рабочих мест, привлечь в сектор более 36 млрд рублей инвестиций.

ИА REGNUM Новости: Реализация концепции потребует решения одновременно большого количества разноплановых задач. Как будет координироваться и контролироваться их выполнение?

Сегодня одной из приоритетных наших задач является реализация "Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации". Она позволит создать в области сеть новых объектов логистики, будет способствовать развитию сопутствующей инфраструктуры, что, в свою очередь, стимулирует развитие наших приграничных районов.

Администрация области заинтересована в скорейшей реализации Концепции. С целью координации действий всех заинтересованных ведомств и структур в отношении развития приграничных территорий и развития инфраструктуры границы, таможенной, транспортно-логистической, производственной, торговой и прочих инфраструктур, расположенных на территории приграничных районов области, мы создали при администрации области Координационный совет по развитию приграничных территорий и инфраструктуры. В его состав пригласили представителей территориальных органов федеральных (МИД РФ, СЗТУ Росграницы, пограничной, таможенной, миграционной служб), государственных и муниципальных органов власти, а также представителей бизнеса, участников внешнеэкономической деятельности.

Все планы развития, проблемные вопросы границы, а также инвестиционные проекты, в том числе по строительству транспортно-логистических терминалов вблизи многосторонних автомобильных пунктов пропуска, расположенных на территории области, проходят обсуждение на заседаниях Координационного совета.

ИА REGNUM Новости: Сделаны ли уже какие-то конкретные шаги в реализации Концепции?

Непосредственно реализация Концепции в Псковской области началась ещё в прошлом году. В 2009 году Федеральной таможенной службой РФ была определена необходимость и целесообразность строительства таможенно-логистических терминалов (ТЛТ) вблизи четырех международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП): "Убылинка", "Шумилкино", "Бурачки" и "Куничина Гора". На сегодняшний день на территории региона уже построены и функционируют два ТЛТ - вблизи пунктов пропуска "Бурачки" и "Куничина Гора". При этом на "Бурачках" - проект был пилотным для всего региона. В ближайшие годы будут реализованы десять инвестиционных проектов по строительству ТЛТ на территории области. Из них три терминала будут введены в эксплуатацию уже в следующем году (вблизи МАПП "Убылинка"). Так, например, ЗАО "ТЭКО-терминал" осуществляет строительство таможенного логистического терминала на 600 автомобилей, который будет оснащен всем необходимым оборудованием для работы с любыми видами товарами. Дата сдачи объекта запланирована на март 2011 года.

ИА REGNUM Новости: Насколько соответствует сегодняшняя инфраструктура границы намеченным преобразованиям?

Развитие транспортно-логистического комплекса невозможно без обустройства государственной границы. В настоящей момент существует большая необходимость в строительстве и реконструкции служебно-производственных зданий, обустройстве пропускных пунктов, инфраструктуры и прочего. Особенно остро проблема реконструкции стоит по железнодорожным пунктам пропуска "Печоры Псковские", "Скангали", "Посинь" и автомобильным "Бурачки", "Брунишево", "Крупп". Многосторонние автомобильные пункты пропуска "Куничина Гора" и "Шумилкино" в целом оборудованы, но требуется ряд помещений для размещения контрольных органов, переоснащение техническими средствами пограничного контроля и проч.

Надеемся на включение наших пунктов пропуска в Федеральную целевую программу "Государственная граница Российской Федерации на 2012-2017 годы", которая сейчас разрабатывается. Активно работаем с Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ. По нашей информации на данном этапе основные железнодорожные и автомобильные пункты пропуска, расположенные на территории области, вошли в концепцию этой программы.

ИА REGNUM Новости: Затронут ли в Концепции "вечный" вопрос о российских дорогах?

Приведение в нормативное состояние объектов дорожной инфраструктуры - очень важный вопрос. Ремонт и расширение полос дорог (и мостов) федерального значения требуется практически на всех участках, на которых расположены многосторонние автомобильные пункты пропуска. Поскольку ремонт и реконструкция этих дорог должны производится на федеральные средства, мы активно работаем по этому вопросу с Росавтодором. Одновременно мы при формировании и реализации планов по ремонту и реконструкции региональных дорог определили дороги, которые подходят к пунктам пропуска, в число приоритетных и направляем средства на эти участки в первоочередном порядке.

ИА REGNUM Новости: Как повлиял на реализацию Концепции экономический кризис?

Транспортно-логистический комплекс, формирующий до 4% доходов регионального бюджета - один из секторов экономики области, продолживших рост в условиях кризиса. Положительным примером этой тенденции является продолжившийся рост числа грузоперевозчиков, в том числе зарегистрированных в качестве участников внешнеэкономической деятельности: с 40 компаний в 2008 году до 76 компаний - в 2009 году. Кроме того, несмотря на уменьшение в 2009 году количества грузового автотранспорта, пересекающего границу (в среднем на 33%), и объема перевозимых грузов (в среднем на 58%), в 2010 году рост возобновился. По нашим прогнозам данная тенденция не только сохранится, но и, надеемся, будет увеличивать свою динамику роста.