Самарская область была выбрана пилотным регионом для проведения исследования - анализа социально-экономического развития накануне федеральных выборов 2011-2012 годов, сообщает корреспондент ИА REGNUM-ВолгаИнформ. Доклад "Самарская область: эффективность региональной власти" опубликован на сайте Института региональной информации (ИРИ). По докризисным показателям область являлась традиционным регионом-"донором" и важнейшим промышленным центром, где сосредоточены ключевые предприятия автомобильного кластера и военно-промышленного комплекса. Согласно выводам исследователей, самарский регион сильнее других пострадал от кризиса, причем не только из-за объективных факторов, но и из-за управленческих промахов.

В тексте доклада его авторы отмечают резкое ухудшение показателей экономики региона за последние три года (2007 - 2010 гг.). Спад промышленного производства в 2009 году в области оказался максимальным среди всех 83 регионов и составил 28% по отношению к уровню 2008 года. Эксперты выделили несколько самых значимых, на их взгляд, проблем Самарской области: кризис на ОАО "АВТОВАЗ", который даже на фоне общих трендов стал самым проблемным предприятием российского автопрома; проблема моногорода Тольятти; угроза развала оборонных предприятий, замороженные строительные проекты. Также одной из серьезных проблем является ситуация в сельском хозяйстве - после засухи 2009 г. в нынешнем, 2010 г. область снова пострадала от климатических условий, ряд сельхозпредприятий близок к банкротству. Напомним, Самарская область заняла 81 место из 83 по достигнутой динамике эффективности властей в 2009 году.

В исследовании говорится, что "В 2008-2010 гг. во многом из-за низкого качества администрирования региональной экономики Самарская область из региона - "донора" трансформируется в одну из наиболее проблемных территорий, на восстановление экономики которой потребуются значительные объемы дотаций и субсидий из федерального бюджета".

Все эти факторы влекут за собой социальные осложнения, которые, в том числе, выражаются в требованиях отставки губернатора Самарской области Владимира Артякова. В связи с ним аналитики упоминают о скандале с полетами Артякова на выходные в Москву за счет областного бюджета и о ситуации, когда Владимир Артяков в качестве бонуса получил за работу в должности президента ОАО "АВТОВАЗ" около 1,5 млрд рублей, в сентябре 2009 г. принял решение вернуть терпящему бедствие автогиганту ранее полученный бонус, но сделано это так и не было. Также негативное отношение части населения к губернатору Самарской области связано с переходом области на московское время. Как упоминается в исследовании, низкая популярность власти влечет за собой рост оппозиции. По этим причинам для удержания власти "Единой России" в ходе избирательного цикла 2011-2012 годов "региональным властям потребуется приложить административные "сверхусилия".