Темир Сариев о выборах в Киргизии: "Ещё будут тематические вечера"
Интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости в Бишкеке дал лидер партии "Ак шумкар"
ИА REGNUM: Что вы сделали за время предвыборной кампании?
С 10 сентября по 10 октября - идет агитационный период, и мы очень активно работаем, ездим по регионам, агитировуем. В процесс вовлекли много людей. У нас на сегодняшний день более 130 тысяч партийцев, и много активистов, которые агитируют за нашу партию. У нас достаточно хороший предвыборный штаб. И мы уже сумели сформировать команду во всех районах и областях Киргизии. На съезде мы смогли показать наш внутренний потенциал, потому что мы, в отличие от других, предложили проект развития Киргизии и антикризисную программу. Также у нас есть план по развитию регионов. Дополнительно предложили проект, по которому могут развиваться 20 малых городов страны, потому что всех разместить в городе Бишкеке и Оше мы не сможем, и нам обязательно надо уделять большое внимание регионам, в том числе и малым городам. Создать инфраструктуру, сделать их привлекательными для проживания и для работы. Таким образом решается вопрос и чисто социального характера, экологического, и еще мы создаем предпосылки для развития малого и среднего бизнеса. Как раз в малых городах и будет работать промышленность и перерабатывающая отрасль.
ИА REGNUM: На какой процент голосов вы рассчитываете?
По разным рейтингам, мы находимся в тройке лидеров. Но явного превосходства нет ни у одной из партий. Четыре партии лидируют - те, которые проходят пятипроцентный барьер. Мы надеемся, что мы окажемся первыми.
ИА REGNUM: А еще кто?
Я не хочу говорить.
ИА REGNUM: И что вы сделаете, если ваша партия получит большинство голосов?
Если наша партия получит большинство голосов, и мы будем формировать правительство, то у нас уже есть готовая структура с расписанными функциональными полномочиями каждого министерства. Правительство будет компактное, но очень мобильное. Мы также предложили переход на трехступенчатую систему правления и на двухуровневый бюджет.
ИА REGNUM: Что значит компактное правительство?
Министерств должно быть не больше пятнадцати, но очень структурированных, оптимальных, выполняющих две функции - реализовывать обязательства государства перед гражданами, создавать условия для оказания государственных услуг и, с другой стороны, быть толчком для развития, а не бюрократизма.
ИА REGNUM: Каким министерствам отдается приоритет?
Министерствами останутся в первую очередь ведомства, обеспечивающие правопорядок и безопасность страны, социальный блок - образование, медицинское обслуживание, вопросы, касающиеся развития экономики - отраслевые министерства. Регулятивные будут существенно сокращены. Контрольные функции у правительства урежутся, потому что достаточно много дублирующих структур. Зачастую они сами становятся объектом коррупции, нарушения закона, препятствуют развитию экономики в стране. С учетом этого и предложена новая структура правительства.
ИА REGNUM: Почему в первую очередь вы назвали
И МВД, и оборона, и службы. С одной стороны, люди устали от беспорядков, и все хотят жить спокойно. Должна быть реальная борьба с преступностью. Вопросы, которые чаще всего задают простые люди - это "Когда вы наведете порядок?" и "Когда будет спокойно?". И государство должно обеспечить это.
ИА REGNUM: Вы уже сейчас что-то делаете из вашей программы или она будет реализовываться после выборов?
Что касается действий государственных органов власти, конечно же, они будут проводиться после выборов, как только будет сформировано новое правительство. А то, что можно делать безотлагательно, где нужна организация местного сообщества, где нужно проявить инициативу, - все это на местах делают наши партийцы, областные и районные штабы.
ИА REGNUM: Приведите пример, пожалуйста.
Прежде всего, я хотел бы обратить внимание на молодежь. Сейчас у нас организовано молодежное крыло, они проводят обучающие семинары, спортивные мероприятия. Также молодые киргизстанцы формируют список резерва партии, это молодые ребята, которые имеют высшее образование. В том числе мы пропагандируем здоровый образ жизни, еще будут тематические вечера, форумы. Также вовлекаем молодежь в спорт. Второй момент - на местах выявляются проблемы, где нужна аккумуляция или организация местного сообщества. Например, такая работа ведется в Чаткале. Там нужно было провести чистую воду на 700 метров. Наши партийцы сорганизовались, нашли трубу, купили и провели. Теперь у трех тысяч жителей района есть чистая вода. Это было сделано и силами партии, и местными людьми.
Сейчас лидеры молодежного крыла ходят в школы, объявляют различные конкурсы среди детей на знание символов государства, в том числе и символа нашей партией, так как символ "ак шумкар" - "белый сокол" идет еще из эпоса "Манас". Дети таким образом начинают изучать литературу, читать.
ИА REGNUM: Сколько регионов вам удалось охватить?
По анализу регионального сектора, во всех сельских округах у нас работают штабы. Другой вопрос, где-то нас поддерживают больше, где-то меньше.
ИА REGNUM: Где главным образом живут ваши сторонники?
Точно, где, сказать нельзя. Конечно, это традиционные наши регионы, где мы имели сильную поддержку, - город Бишкек, Чуйская область, Иссык-Куль, Баткен, Ош. Мы и дальше будем работать. Больше всего нас поддерживает молодежь. Все-таки мы проповедуем здоровый образ жизни, образованность, начитанность, знание современных методов общения, доступ к компьютерной связи. Вторая наша категория - средний класс, бизнес-среда, люди, которые создают рабочие места, создают материальные ценности, преумножают нашу экономику. Это и крестьяне, владельцы земельных участков, которые также приумножают наши богатства. Третья категория - это государственные служащие, учителя, врачи. Именно они воочию убедились, что мы работаем, им понятно, доступно то, что делает "Ак шумкар". Четвертая категория - научная и творческая интеллигенция, так как, по сравнению с другими партиями, к нам проявляют большое доверие за счет нашего постоянства, открытости, мобильности, и во многом это связано с тем, что мы в принципиальных вопросах не меняем свою позицию, как бы нам тяжело ни было.
ИА REGNUM: Вы назвали свою партию наиболее структурированной, плюс 130 тысяч партийцев. Известно, что в Киргизии партийное строительство происходит сложно. За счет чего вы держитесь на плаву?
Мы сейчас переживаем очень интересное время. Идет становление партийного института и партий. Конечно, 150 партий - очень много, но пройдет небольшое время, и, я думаю, после парламентских выборов обозначатся партии-лидеры. Вокруг них будут аккумулироваться остальные силы. В перспективе те партии, которые пройдут в парламент, будут укрупняться за счет публичности. Мелкие партии будут уходить или объединяться с другими партиями. Сам народ станет более разборчив, потому что одно дело - декларировать, другое - делать. Конечно, будут ошибки, кто-то будет обжигаться. В том числе и электорат, потому что многие обещают, но делает мало кто. Сейчас поле открыто. Сейчас выиграет та партия, которая будет выстроена правильно и грамотно. За последние три месяца мы сумели показать наши сильные стороны и тем самым привлечь людей только за счет хорошей организации и планирования, и умения преподносить работу партии. Одно дело появляться просто на экране и говорить, другое, повторю, - работать на местах. Должны быть местные лидеры. Партия - это ведь еще большая школа, отбор самых инициативных, грамотных людей с регионов. Если вы посмотрите в наш партийный список, то увидите, что у нас много людей из регионов. Мы выявляем новые лица. Эти и женщины, и молодые люди, у которых уже есть хорошее образование, опыт, навыки.
ИА REGNUM: Если вы увидите человека из другой партии, очень активного, и вы захотите, чтобы он был в вашей партии, сможете прийти к нему с предложением?
Конечно. Это и есть часть работы - вовлекать активных людей в ряды нашей партии. Делать так, чтобы активные, привлекательные люди из других партий переходили на нашу сторону.
ИА REGNUM: А как вы его заинтересуете?
Это работа на местах, сразу и не скажешь. Во-первых, там должны быть два определяющих момента - имидж партии, ценностные ориентиры, второе - реальные дела партии, поступки, в том числе и люди, узнаваемые в партии, от них очень многое зависит.
ИА REGNUM: А можете человеку пообещать большую зарплату?
Нет. В партии нет больших денег, потому что это все-таки не коммерческая структура, а политическая. В нее обычно вступают и хотят быть активистами те люди, которые видят себя в политике. И такие люди работают не за зарплату, а за идею, за перспективы. У нас много молодых ребят, которые хотят в будущем служить своему народу, приносить ему пользу, быть в активной политике. Они приходят и деньги не требуют.
ИА REGNUM: Вы делаете ставку на Министерство молодежи, ныне созданное, либо вы считаете, что оно не нужно?
Если будет сильная политика государства, учитывающая все аспекты жизни, конечно, тогда не нужно будет уделять особое внимание отдельным категориям граждан. Но в Киргизии высокая рождаемость, есть большие семьи, и очень немалое количество людей, которые заканчивают школу, вузы. В Киргизии в год около 100 тысяч оканчивают школу и около 50 тысяч - вузы. Это очень большая "армия". Из-за того, что у нас безработица, недостаточно уделяется внимание созданию новых рабочих мест, молодые люди чувствуют непотребность в себе, и они вынуждены уезжать. Поэтому создание Министерства молодежи было связано именно с этим. Но одно министерство не решит проблемы молодых людей. Здесь надо подходить глубже.
ИА REGNUM: Что вы имеете в виду?
Как раз то, что мы предлагаем в антикризисной программе - развитие регионов, - направлено на решение именно таких задач. Важно, чтобы государство, собирая деньги с людей, обеспечивало их качественными услугами. Мы говорим очень много о соперничества в бизнес-среде, в образовании, но почему-то мы не говорим о конкуренции, когда государство оказывает свои услуги. Мы предлагаем часть государственных услуг передать частным структурам или же местным сообществам, бизнес-сообществам или отраслевым сообществам. Часть функций должны взять на себя общественные объединения, а не правительственный сектор. Таким образом появится конкуренция в предоставлении услуг населению. Это у нас заложено в программе развития.
ИА REGNUM: По вашему мнению, насколько жизнеспособна парламентская форма правления в Киргизии?
Опасения многих экспертов оправданы. К большому сожалению, в Киргизии недостаточно развиты парламентские институты. Мы не сумели сформировать сильный парламентский институт, потому что за историю независимости в стране очень часто меняли и функции в парламенте, и модель формирования парламента. Была мажоритарная, мажоритароно-пропорциональная, потом опять мажоритарная и теперь снова пропорциональная модель. Конечно, первое - у нас недостаточно развит, повторю, - парламентский институт. Во-вторых, мы понимаем, что у нас мало проявилась парламентская культура, у нас не было парламентской традиции, и это надо нарабатывать, когда парламент будет играть очень важную, определяющую роль, в-третьих, партийные институт недостаточно сильны, не имеют ни традиции, ни культуры. Все это, конечно, будет сказываться при работе парламента. Мы их будем называть издержками развития, становления парламентаризма.
Но киргизский народ отличается тем, что очень быстро воспринимает новое, быстро адаптируется. И я надеюсь, что процесс становления парламентского института, парламентской культуры, традиций, будет очень коротким, и мы за малый срок сможем смоделировать и структурироваться, и работать. Пока будет идти период становления, будут ошибки, мы будем набивать шишки.
Но самое главное, чтобы, спотыкаясь и падая, мы опять вставали и шли дальше, укрепляя институт парламентаризма, но ни в коем случае не впадали в панику и не меняли вновь и вновь правила игры, тем самым снова загоняя страну в новый этап экспериментов, что в конечном итоге не поспособствует стабильности. Мы будем выступать за парламентскую республику и будем двигаться вперед.
Темир Сариев, 47 лет, родился в селе Таш-Булак, Киргизской ССР. С 1987 по 1991 год - на партийной работе. Дорос до поста зампредседателя Аламединского райисполкома. В 1991 основал и стал первым президентом Киргизской товарно-сырьевой биржи. 2000-2007 - депутат двух созывов киргизского парламента. С 2007 года - председатель партии "Ак Шумкар". После апрельской (2010 года) смены власти - был заместителем председателя временного правительства, министром финансов. 12 июля ушел в отставку. Государственный советник II класса.