Китайская компания China Metallurgical Group Corporation, которая занимается разработкой крупного месторождения меди Айнак на севере Афганистана, приступает к разработке технико-экономического обоснования проекта по строительству железной дороги между Афганистаном, Пакистаном и Узбекистаном, передает корреспондент ИА REGNUM Новости со ссылкой на индийские СМИ. По данным издания The Times of India, стоимость данной железнодорожной магистрали протяженностью 700 км составляет $5 млрд.

Представители китайской компании считают, что на реализацию проекта уйдет 5 лет, причем из них половина срока будет отведена на подготовку ТЭО. По оценкам экспертов, столь длительный период означает, что китайская сторона не собирается спешить с началом строительства, ожидая победы над движением "Талибан", который действует в районах, где будет проходить железная дорога.

Правительством Афганистана ведутся переговоры о том, что строительство железной дороги начнется только после утверждения местными органами власти ТЭО проекта. Индийская газета также сообщает, что Китай планирует соединить железной дорогой территорию Афганистана с морскими портами в Иране и Пакистане для доставки оттуда в Китай железной руды и другого экспортного сырья.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, строители Государственной акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари" (Узбекские железные дороги) до конца нынешнего года должны завершить строительство железной дороги "Хайратон - Мазари-Шариф" c проектной стоимостью $129 млн. Общая протяженность этой магистрали составляет 75 километров и полностью осуществляется за счет средств Азиатского банка развития. Ее предусмотрено оборудовать устройствами сигнализации, телекоммуникаций и электроснабжения в соответствии с техническими стандартами и требованиями, применяемыми в Узбекистане. В рамках проекта предусмотрено строительство двух станций и двух разъездов, контейнерного двора на станции Мазари-Шариф, а также осуществление модернизации действующей станции Хайратон.

По мнению местных экспертов, китайская компания вполне может использовать данную железнодорожную линию для отправки сырья из севера Афганистана в Китай. В данном случае грузы будут следовать по маршруту Афганистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. Более того, подготовлено ТЭО проекта по строительству железной дороги Узбекистан-Киргизия-Китай и в настоящее время ведутся переговоры по его финансированию. Китайско-киргизско-узбекская железная дорога будет брать начало в Кашгаре - конечном пункте южно-синьцзянской железнодорожной линии Китая, проходить через горный проход Тургат, находящийся на китайской-киргизской границе, дальше через Киргизию и дойдет до Узбекистана.