Артур Тоноян: Добровольная федерализация Турции - альтернатива проекту "Независимый Курдистан"
Проблема урегулирования армяно-турецких отношений, имеющая принципиальное значение для стабилизации ситуации в столь "стратегически и геополитически важном" (1) регионе, как Южный Кавказ, в последнее время приобретает новые перспективы - перспективы, которые могут кардинально изменить расстановку сил на так называемом Большом Ближнем Востоке. Существо этих перемен состоит в уже имеющем место изменении внешнеполитического курса Турции, в его видимой переориентации с США и Израиля на восток (в направлении России, Ирана, Китая), а равно - с возможными изменениями во внутригосударственном устройстве Турции, не исключающими ее федерализацию, либо распад страны на три части с отделением от нее независимого Курдистана. На этом фоне вырисовываются новые возможности разрешения крайне актуального для Турции армянского вопроса.
Специфика текущего состояния отношений между США и Турцией
На охлаждение еще недавно казавшихся незыблемыми союзнических отношений между США и Турцией и, что наиболее важно, - на готовность Анкары дистанцироваться от своего могущественного партнера указывают следующие обстоятельства:
В декабре 2008 года Турция, пренебрегая усилиями Государственного департамента США, под предлогом борьбы с "террористами Курдской Рабочей партии" предприняла крупномасштабную бомбардировку Северного Ирака.
Открытой демонстрацией антиамериканских настроений явилось и осуждение турецким руководством израильских бомбардировок сектора Газа, выраженное на Международном экономическом форуме в Давосе в январе 2009 года. Тогда, уязвленный нежеланием израильской стороны поддержать усилия Анкары в израильско-сирийском урегулировании, премьер-министр Турции
В том же ключе можно оценивать и призывы Турции к исключению Израиля из ООН, подоплекой которых, возможно, является ревностное отношение Турции к внешнеполитическим амбициям Израиля.
Очередным свидетельством сбоя в американо-турецких отношениях стало признание Комитетом по внешним сношениям Конгресса США геноцида армян в Турции в 1915 г., последовавший за этим отзыв из Вашингтона турецкого посла и резкие, если не радикальные, заявления турецких лидеров в адрес США.
Характерно, что по данным социологических исследований, Турция стала единственной страной, в которой восприятие США с 2009 по 2010 год стало более негативным. Число положительных оценок со стороны граждан Турции, ключевого партнера США по
Специфика динамики российско-турецких и ирано-турецких отношений
В контексте возникшего недопонимания в американо-турецких отношениях небезынтересным представляется и анализ новых векторов во внешней политике Турции, ориентированных на сближение с Россией, Сирией и Ираном, которые также не на шутку раздражают США и их союзников на Ближнем Востоке.
Так, в частности, несмотря на неоднократные призывы США к Турции как к члену НАТО присоединиться к экономическим санкциям против Ирана, Анкара усиленно наращивает двусторонние связи с этой страной. По данным американского журнала "The Armenian Economist", импорт Турции из Ирана за 10 лет (1997-2007) вырос с $600 млн до $4,5 млрд. (2) Сегодня объем товарооборота между этими странами составляет $7 млрд, и планируется его увеличение в ближайшее время до $10 млрд. В рамках двусторонних отношений между ними подписаны межправительственные соглашения о поставках электроэнергии, строительстве ТЭС и ГЭС. По словам турецких лидеров, расширение экономического сотрудничества с Ираном является одним из приоритетных направлений турецкой политики.
Более того, в ходе недавнего визита в Иран в апреле с.г. глава МИД Турции
Наряду с этим в последние годы Турция все настойчивее демонстрирует свою заинтересованность в реализации собственных политических и экономических планов в акватории Черного моря, что ведет к ее конструктивному взаимодействию с Россией. Достаточно сказать, что торговый оборот между Россией и Турцией в настоящее время составляет $19,6 млрд; в 2009 году был реанимирован забытый ранее (не без давления со стороны США) проект "
Российско-турецкие отношения, однако, в целом нельзя назвать доверительными: несмотря на наращивание объемов двухстороннего торгового оборота и реализацию энергетических проектов, Турция и Россия в основном заинтересованы в реализации своих автономных целей. Надо полагать, что для Турции эта цель состоит прежде всего в реализации ее претензий по повышение доли международного влияния, на закрепление за собой статуса "региональной сверхсилы". Не случайно 29 мая с.г. из уст министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в Рио-де-Жанейро в рамках международного форума Альянса цивилизаций прозвучало заявление о необходимости создания нового мирового порядка и модернизации действующих, но "не отвечающих сегодняшним реалиям", глобальных институтов, таких как ООН,
Турция, таким образом, не упускает ни единого шанса, чтоб доказать мировому сообществу, что, руководствуясь своими национальными интересами, она готова проводить независимую от США внешнюю политику. Подобное поведение, естественно, вызывает раздражение, в первую очередь, у самих США, а равно у его стратегических партнеров.
США, со своей стороны, пока ведут себя сдержанно, как и подобает великой державе, стараясь избегать ответных резких заявлений и предпринимая попытки вернуть Турцию в лоно стратегического партнерства. Невольно, однако, возникает вопрос: как долго Штаты будут терпеть несговорчивость Турции в принципиально важных для США вопросах, - в частности, в таких, как разблокирование армяно-турецкой границы, изоляция Ирана и т. д.? Не исключено, что "побочным эффектом" недовольства США станет поддержка курдского сепаратизма и шаги, направленные на территориальный раскол Турции.
Проект "независимый Курдистан" - орудие сдерживания Турции в руках США
Внешнеполитические проблемы Турции находят свои отголоски и в развитии ситуации внутри страны. Речь идет, в частности, об активизации населения турецкого Курдистана в его стремлении к обретению независимости. (3) Не секрет, однако, что независимый Курдистан - однозначно проамериканский проект, который никак не может отвечать национальным интересам Турции. Однако чем больше трещина в американо-турецких отношениях, тем отчетливее вырисовываются перспективы его реализации.
Надо полагать, что в стороне от проекта создания независимого Курдистана не останется и Россия. Как крупная региональная держава, заинтересованная в обеспечении безопасности на своих южных рубежах, Россия вряд ли упустит шанс увеличить зону своего влияния за счет ряда восточных провинций современной Турции. А если к этому времени геноцид армян будет признан США и Израилем, то с правовой точки зрения России не трудно будет добиться данной цели. Результатом реализации соответствующего проекта может стать фактический распад Турции на три составные части:
1. вновь образованное третье армянское государство "Западная Армения" с возможным выходом к Черному морю и массовой репатриацией на его территорию диаспоральных армян (по типу Израиля);
2. независимый Курдистан, в состав которого войдут территории Северного Ирака и юго-восточной Турции, с центром в Киркуке;
3. собственно Турецкая республика, которая, возможно, будет принята в полноправные члены ЕС.
Существо армянского вопроса и возможности его разрешения
Особую актуальность в системе выстраиваемых Анкарой внутри- и внешнеполитических отношений приобретает так называемый армянский вопрос, который, образно выражаясь, "топором висит над шеей Турции" и служит орудием сдерживания самостоятельности турецкой политики при каждом удобном для заинтересованных стран случае.
Напомним, что суть "армянского вопроса" сводится к возможности восстановления дипломатических отношений между Турцией и Арменией и открытием заблокированной в 1993 году границы между этими странами. Однако предпосылками такого урегулирования Турция считает отказ Армении от политики международного признания геноцида армян, фиксацию нынешней границы и урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Ереван же, со своей стороны, заявляет о готовности к установлению дипломатических отношений с Турцией, но без выдвижения каких-либо предварительных условий с ее стороны.
Однако признать последовательными действия Турции, направленные на урегулирование турецко-армянских отношений, невозможно. Наиболее яркое доказательство тому - манипуляции турецкого руководства с пресловутыми "цюрихскими протоколами" и реализацией "дорожной карты", т.е. - срыв процесса, который, к слову сказать, также протекал под эгидой США при некотором участии
Еще в сентябре 2009 года по итогам встречи глав иностранных ведомств Армении и Турции в Цюрихе было объявлено о предстоящем подписании после 6-недельных консультаций двух документов - "Протокола об установлении между двумя странами дипломатических отношений" и "Протокола о развитии двусторонних отношений". Тогда же в журнале "Time" была опубликована статья, в которой утверждалось, что парламенты Турции и Армении должны ратифицировать Цюрихские протоколы до 14 октября, а граница между этими государствами откроется к концу года. (4) Однако этого не случилось. Более того, с тех пор Турция неприкрыто стала увязывать ратификацию протоколов с урегулированием конфликта в Нагорном Карабахе на азербайджанских условиях.
Стоит отметить, что несговорчивость Турции в армянском вопросе сильно раздражает американских политиков. В прошлом году более 80 американских конгрессменов направили письмо президенту США
Альтернатива независимому Курдистану - автономизация части территорий западной Турции
Альтернативу независимому Курдистану в этой ситуации могло бы составить "добровольное" превращение Турции в федеративное государство с выделением в качестве одного из его субъектов бывших территорий автохтонного проживания армян в Восточной Турции. Разбавив армянами курдский этнос, проживающий сегодня на данной территории, частично возвратив имущество потомкам жертв геноцида и продемонстрировав таким образом толерантность по отношению к национальным меньшинствам, Турция могла бы разрешить сразу несколько проблем:
1. снизить политическую активность курдского населения;
2. установить добрососедские отношения с Арменией, создать приемлемый для обеих сторон режим взаимодействия и тем самым выполнить одно из обязательных условий вступления Турции в ЕС;
3. улучшить международный имидж страны;
4. стимулировать хозяйственно-экономическое развитие своих упадочных сегодня восточных вилайетов;
5. ликвидировать такую "острую кость в горле" Турции, как армянский вопрос;
6. и что в данной ситуации крайне важно - умиротворить США, заинтересованных в скорейшем урегулировании армянской проблемы.
Представляется, что подобное разрешение внутри- и внешнеполитических проблем Турции отвечает интересам самой Турции, а также США и Армении. С одной стороны, оно может уберечь Турцию от нежелательного для нее вмешательства в ее судьбу столь могущественного государства, как США, а с другой стороны - даст возможность продемонстрировать мировому сообществу не только словесные претензии на роль регионального лидера, но и соответствующий этой роли гуманизм, ответственность, объективность в оценке исторических реалий.
Артур Тоноян - Диссертант Дипломатической Академии МИД России, Координатор РОПД "Север-Юг". Источники:
[1] Gresh G. Coddling the Caucasus: Iran's Strategic Relationship with Azerbaijan and Armenia. - New York, 2006. P. 3.
[2] Armenia-Iran trade relations // The Armenian Economist. 2008. 12 May.
[3] На юго-востоке Турции продолжаются курдские волнения. 16.04.2010 // http://www.turkishnews.ru/news/1984.html
[4] Turkey-Armenia Peace Talks: A Thaw in a Century-Old Feud? // http://news.yahoo.com/s/time/20090904/wl_time/08599192025700