Саласпилс: снова на месте преступления немецких и латышских нацистов против латышей, русских, евреев и белорусов
Москва, 27 сентября, 2010, 00:28 — ИА Регнум. В последнее воскресенье сентября - 26 сентября 2010 года - в Саласпилсе в очередной раз собрались бывшие узники концлагеря на траурный митинг в память о последнем дне существования концлагеря. Он был построен нацистами и их пособниками в Латвии в октябре 1941-го года и просуществовал до октября 1944-го года. В 39 бараках находились в заточении тысячи людей из оккупированных территорий СССР и многих европейских стран. Саласпилский концлагерь являлся, главным образом, пересылочным пунктом для отправки заключенных в большие лагеря смерти Третьего Рейха. Главными жертвами концлагеря стали советские военнопленные и мирные жители: латыши, русские, евреи и белорусы.
Бывшие узники, попавшие в концлагерь ещё детьми, собираются в этом страшном месте четыре раза в году. Эта дата печально известна как день последнего расстрела в концлагере в 1944-ом году.
Первыми выступали сами узники. То, о чём они говорили, было неоднократно описано в учебниках и показано в фильмах, но страшно звучит до сих пор: "В последний день лагерь почти не охранялся. Охрана лагеря в панике бежала. Под покровом ночи с 28-го на 29-е все узники, которые могли ещё двигаться, сбежали, но те, кто не смог, больные и немощные, были расстреляны карательной экспедицией из Риги. Бараки сожгли, и утрамбовали в землю колёсами тяжёлой военной техники...."
"Узники ежедневно подвергались жестоким пыткам и избиениям"
" В одну ужасную ночь у матерей отобрали детей прямо из рук. Матери кричали, их били дубинками, чтобы они успокоились. Потом они не могли спать. Прошло какое-то время... Я увидела ребёнка на столе, с которого брали кровь. Сначала он шевелил ручками, ножками, а потом перестал шевелить... Со мной было то же самое... Потом я очнулась в подвале, где вокруг меня лежало много детей. Взрослые лежали по бокам, а маленькие детки были сложены в ящиках. Ящиков было много..."
"Команда палача Арайса выгнала нас из своих усадеб как политически неблагонадежных. Нас забрали в числе 22 человек, из них 12 были дети. Мне было 11 с половиной лет. Младшему было десять месяцев. Везли нас в телячьих вагонах. Так из Краславы 600 человек привезли в лагерь смерти Саласпилс. Выкачав кровь из малолетних до капли, их накормили творогом, отравленным мышьяком. В октябре 43-го года мою семью увезли в лагерь в Германии. Потом после 1945-го года мы вернулись, ограбленные и униженные, в свои дома".
После выступления тех, кто был на этой земле с 1941-го по 1944-й, к ним выходили представили посольства России, посольства Израиля, кандидаты в депутаты 10-го Латвийского парламента. Как оказалось, Инта Далдериса, министра культуры Латвии, также приглашали, но он не посетил мероприятие. Впрочем, как и остальные правящие, которых не видели на территории мемориала, ни в этом, ни в прошлом году. Ещё в 2000-м году был разработан проект ремонта мемориала, но минуло десять лет, а воз и ныне там. Как сообщил один из участников митинга, деньги от российского посольства латвийское государство принять отказалось.
Бывшие узники концлагеря не получают никаких доплат от латвийского государства, в то время как гитлеровские палачи и коллаборационисты, легионеры Waffen SS получают ежемесячную доплату в размере 100 долларов. Один из выступавших напомнил о том, что, несмотря на то, что 65 лет назад фашизм был повержен, легионеры продолжают своё шествие с юными соратниками, одним из которых является Райвис Дзинтарс, лидер партии "Всё - Латвии".
В заключительном слове Яков Плинер, депутат от партии "ЗаПЧЕЛ", напомнил о гитлеровском плане плане "Ост" - плане Третьего рейха по проведению этнических чисток на территории Восточной Европы и её немецкой колонизации после победы над СССР, - при воплощении которого латвийского государства и его жителей не было бы.
Однако, несмотря на подвиг советских воинов, помешавших воплотить план "Ост" в жизнь, Вайра Вике-Фрейберга в бытность её президентом Латвии, в 2005 году официально и лично рекомендовала латышским и русским читателям книгу "История Латвии: XX век", в которой лагерь смерти Саласпилс был назван "воспитательно-трудовым".