В рамках цикла ''Покинутая Армения'' сегодня речь пойдет о знаменитом монастыре Нораванк, что в переводе с армянского означает ''новый храм''. Сегодня он вряд ли оправдывает свое название: возраст у него очень почтенный - более семи веков. Монастырский комплекс был построен в XIII веке в 122 км от Еревана, на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа близ армянского города Ехегнадзор.

Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем, на территории которого расположена знаменитая церковь Св. Богородицы с узкими консольными лестницами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис. Амагу - это название небольшого селения, некогда возвышавшегося над ущельем. В XIII-XIV веках монастырь стал резиденцией епископов Сюника и, соответственно, крупным духовным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями, прежде всего, со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор (речь о нем пойдет в следующем репортаже цикла).

Изображение Иисуса Христа привычно видеть в любом христианском храме. Но в Нораванке оно отсутствует. Как ни странно, вход в церковь Св. Богородицы украшает изображение Бога-Отца. Первая часть монастырского ансамбля была построена знаменитым армянским зодчим и скульптором Момиком.

Несмотря на то, что, по сравнению с иными святынями, Нораванк сохранился относительно неплохо, его раны видны с первого взгляда. К сожалению, из-за запущенности и невнимания к Нораванку эти раны постоянно увеличиваются ''творческими'' руками некого Фаруша или Аревшата. Очень интересно, что подталкивает их (если это не своеобразная форма умственного расстройства) выбивать свои имена на стенах колокольни церкви Св. Богородицы, корректируя тем самым творение Момика?

Подготовил Ашот Погосян, фотографии автора