Станислав Тарасов: Зачем Саркози союз Париж - Москва - Киев - Анкара
Сбываются прогнозы, ранее не раз высказанные ИА REGNUM Новости о возможном расширении военно-технического сотрудничества между Россией и другими странами
Предложенная Парижем новая геополитическая комбинация имеет свои любопытные особенности. Из трех стран - России, Украины и Турции - только последняя является членом Североатлантического альянса. Поэтому возникает вопрос: идет ли речь о более согласованной стратегии в рамках этого альянса или Париж начинает собственную игру в Европе. Дело в том, что
После прихода в Белый Дом администрации Барака Обамы проект ПРО претерпел определенные изменения. Речь шла уже об использовании более совершенных модификаций противоракет SM-3, которые должны получить "конкретную прописку" к 2020 году с целью создания "щита против возможной агрессии со стороны Ирана". Более того, было известно и о том, что Вашингтон ведет переговоры на эту тему с Израилем, с Палестинской автономией, с одной из арабских стран Персидского залива. Одновременно диалог относительно совместного участия в создании глобальной ПРО поддерживается и с Москвой. Однако столь широкий географический охват планируемой американской системы ПРО изначально вызывал немало вопросов. Их число еще более увеличились после того, когда, например,. Турция стала осознавать, что ее участие в такой системе означает переход на путь конфронтации с соседним Ираном, с которым - не без сложностей - удалось наладить конструктивные политические и торгово-экономические отношения. Плюс к этому Анкара поддерживает Тегеран в отношении осуществления его ядерной программы, отказалась от присоединения к антииранским санкциям, что привело к обострению отношений с Израилем.
То есть Турция фактически выпадает из разработанной США географической конфигурации ПРО. Другое дело, если она, как предлагает Париж, включается в так называемое второе европейское оборонительное кольцо вместе с Россией и Украиной. Учитывая, что Москва и Киев выступают за политико-дипломатическое урегулирование иранской ядерной программы, появление Турции в такой коалиции не должно вызывать определенных подозрений в соседнем Иране. Однако вопрос - коррелируется ли проект Парижа с американскими планами по системе ПРО - остается пока открытым. В данном случае просматривается несколько сценариев. Первый: как пишет итальянская газета Corriere della Sera, Франция решила расширить свои амбиции за рубежи Европейского союза и начинает вынашивать все более широкие геополитические планы. Во всяком случае, складывается устойчивое впечатление, что игра ведется именно в тот момент, когда для американской администрации проблемы внешней политики отходят на второй-третий план, поскольку она больше сосредоточена на решении внутренних задач: экономической стабилизации, повышении занятости и многом другом.
Поэтому президент Франции Николя Саркози решил действовать более активно, чтобы утвердить Францию в роли главного посредника между НАТО, Россией и Украиной с подключением к этому альянсу и Турции. То есть, если несколько лет назад в Европе говорили об оси "Париж-Берлин-Москва", то теперь речь идет о возможной оси "Париж - Москва - Киев - Анкара", которая может послужить стратегическим катализатором не только для сближения между этими странами, но и закрепить позиции Турции на общеевропейском плацдарме к востоку от "старой" Европы, предотвратить ее сползание в объятия одного только мусульманского Востока.
Второй сценарий: Париж, выстраивая второе кольцо европейской обороны, ставит все же задачу найти наиболее эффективный способ включить Россию, Украину и Турцию в систему американской ПРО. Если это так, то роль Франции может заключаться в решении проблемы налаживания военно-технического сотрудничества в самой системе НАТО с Россией и Украиной. При этом нельзя исключать, что НАТО возьмет на вооружение и некоторые российское или украинские (возможно, совместные) военно-технические стандарты в отдельных видах вооружений. Этот процесс может быть в первую очередь проецирован на Турцию.
Наконец, третий сценарий: Париж намерен во что бы то ни стало - решить важный для себя вопрос о продаже России "Мистралей". Дело в том, что решение французских властей о продаже вертолётоносца России подверглось резкой критике на заседании