Станислав Тарасов: Анкара-Баку: кто вертит собакой - хвост или голова?
По мере приближения даты 11 сентября, на которую намечено провести так называемые военно-гуманитарные учения НАТО "Армения-2010", все больше накаляются политические страсти. Напомним, в этих учениях должны участвовать военнослужащие 19 государств-членов и партнеров НАТО, в том числе и 3 турецких представителя. Решение об их проведении единогласно было принято странами-членами НATO, включая Турцию, поскольку они вписываются в рамки программы "Партнерство во имя мира". Именно в этом обстоятельстве и вся пикантность складывающейся ситуации.
Но это не все. Так уж получилось, что учения "Армения-2010" могут начаться буквально вслед за двумя важными событиями: визитом в Баку президента Турции Абдуллы Гюля, в ходе которого между сторонами было подписано соглашение с Азербайджаном о стратегическом партнерстве, и президента РФ Дмитрия Медведева в Ереван, когда были продлены сроки аренды военной базы в Гюмри. И в первом и во втором случаях речь идет об определенной нештатной ситуации, поскольку видимый ход событий в Закавказье не диктовал Москве и Анкаре принятия нестандартных решений. В первом случае Анкара и Баку решили не предавать гласности текст соглашение, что позволило местным политологам говорить о возможности появления турецких военных баз в Гяндже и в Нахичевани. Во втором - решили не делать особых секретов из того, что отныне база в Гюмри меняет свой статус. Тем не менее, остался открытым вопрос, почему именно сейчас Москве и Еревану понадобилось продлевать срок аренды Гюмри, когда по-прежнему договору Гюмри оставался бы российской базой еще 10 лет?
Как бы то ни было, в конечном счете ситуация в Закавказье качественно изменилась. В первую очередь, для Азербайджана. В этой связи глава пресс-службы Министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу сделал любопытное заявление о том, что соглашение о "продлении нахождения российской военной базы в Армении и взятых обязательствах по защите и вооружению этой страны со стороны России создает новую ситуацию в таком чувствительном регионе, делает неизбежными формирование новых отношений". "С одной стороны, говорится о том, что исключается военное разрешение Нагорно-Карабахского конфликта, - подметил Эльдар Сабироглу. - С другой, для мирного разрешения ставятся такие серьезные препятствия, что становится трудно даже представить - чего желают посредники. На самом же деле все ясно и можно с уверенностью сказать, что азербайджанское государство найдет ответы на все эти вопросы".
Какие именно? Пока министерству обороны Азербайджана приходится искать ответы все же в ином направлении. Потому, что Турция и Армения совместно участвуют в военных учениях, сценарий которых писался не в Москве, а в Брюсселе.
Сюжетно он выглядит весьма оригинально и даже загадочно. После сильного землетрясения в Армении полностью разрушена инфраструктура области и окружающая среда загрязнена опасными промышленными отходами. Учения должны продемонстрировать возможность оказания необходимой гуманитарной помощи в случае природных катаклизмов. Первый этап предусматривает наземную операцию по эвакуации населения в области Лори, куда силы НATO проникнут через территорию Грузии. Миссию по оказанию гуманитарной помощи морским путем, помимо Грузии, возьмет на себя Турция. Но эксперты затрудняются при этом объяснить истинную мотивацию запроса МИД Турции о состоянии автомобильных дорог и КПП, направленный властям приграничных с Арменией областей Турции. По их мнению, натовские сценаристы учений "Армения- 2010" имеют в виду возможность совместного использования территорий Грузии, Армении и Турции для возможных в будущем определенных маневров военного характера, но без участия Азербайджана. В этом и сосредоточена главная интрига, порождающая множество версий. Причем повод для их рождения дают заявления официальных лиц. Так, к примеру, почти одновременно с заявлением МО Азербайджана, в котором Армения была объявлена чуть ли "не протекторатом России", глава МИД Турции Ахмет Давутоглу следующим образом охарактеризовал ситуацию: "Турция желает видеть Кавказ как единое целое и имеет твердую политическую волю нормализовать отношения с Арменией. Мы выступаем за снятие всех барьеров, что подразумевает также открытие армяно-турецкой границы". Вместе с тем Давутоглу подчеркнул, что "для устранения физических преград необходимо также устранить все психологические, политические и геополитические барьеры, существующие в регионе, в числе которых значится оккупация Арменией 20% азербайджанских территорий".
Очевидно, что ключевые фразы и главный смысл этого заявления Давутоглу заключены в первом, "оперативном абзаце", поскольку размышления об оккупированных территориях в данном контексте звучат академично. В то же время руководитель департамента МИД Турции по странам Евразии Мехмет Фатих Джейлан, говоря о некоторых деталях предстоящих учений НАТО, заявил, что "теоретически Турция может не давать разрешения и не открывать границу для пропуска необходимого оборудования". Но, по его словам, "это будут учения МЧС для подготовки к борьбе со стихийным бедствием, которые не будут носить военного характера, что предполагает возможность открытия Турцией границ с Арменией в целях провоза необходимого для учений натовского оборудования".
Таким образом, складывается любопытная ситуация. Если бы, к примеру, Турция и Азербайджан после подписанного соглашения о стратегическом партнерстве объявили бы о сценарии совместных военных учений по предотвращению терактов на трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан, это куда бы ни шло. Но события развиваются по-другому. В этой связи пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов высказал мнение, что "Турция оказывает давление на Азербайджан", что напрямую связано с итогами последнего визита президента Абдуллы Гюля в Баку. В свою очередь, директор бакинского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу приходит к выводу, что "по настоянию Америки Турция защищает Армению" и это "может нанести серьезный удар по турецко-азербайджанским отношениям, затянуть урегулирование карабахского конфликта". То есть, в так называемом турецко-азербайджанском альянсе пока трудно определить, кто вертит собакой - хвост или голова. "В вопросе открытия границ должна существовать единая турецко-азербайджанская позиция. Турция должна заявить, что открытие турецко-армянских границ находится в руках Азербайджана. Только после подобного заявления может появиться уверенность в том, что Турция ни при каких условиях не откроет границы", - уточняет Ахмедоглу. Но иначе думают в Анкаре. Как заявил советник премьер-министра Турецкой Республики Гейбулла Рамазаноглы, "Турция в некоторых вопросах может оказаться лицом к лицу с необходимостью принять определенное решение и тем самым непреднамеренно совершить действие против интересов Азербайджана".
До наступления момента истины осталось совсем немного. В МИД Турции сообщили, что решение по вопросу границ с Арменией будет принято к концу августа.