Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским политологом Расимом Агаевым.

ИА REGNUM Новости: Как, по-вашему, можно оценить визит президента Турции Абдуллы Гюля в Азербайджан: еще один политический жест в поддержку Баку, сверка часов или попытка выработки единой позиции в карабахском переговорном процессе по склоняемым в различных СМИ новым предложениям Москвы?

Всё это имеет место быть, но не исчерпывает всего содержания турецко-азербайджанских переговоров. Завеса секретности и многозначительных намеков, которыми окутано пребывание президента Турции Абдулла Гюля в Баку свидетельствуют не столько о каких-то инициативах по карабахскому урегулированию, на что сильно надеялись в азербайджанской столице, сколько об отсутствии таковых. В целом, общая ситуация в регионе оказалась деформированной последним, достаточно неожиданным решением двух стратегических союзников - Москвы и Еревана продлить на полвека договор о российской военной базе в Армении.

В Баку вправе были расценить этот ход своего стратегического партнера, как в минуты политического благодушия именуется в официальных раутах Россия, и в качестве асимметричной реакции на периодические заявления азербайджанских официальных лиц о возможности силового решения проблемы оккупированных земель. Эксперты оценили армяно-российский военный договор, как плохо прикрытое стремление России выступить в качестве гаранта безопасности Армении, что само по себе не возбранялось бы, если бы не продолжающаяся оккупация последней семи районов за пределами Нагорного Карабаха, который также фактически подвергнут сецессии.

В связи с этим высказывается мнение, что карт-бланш, выданный Еревану самой из влиятельных в регионе держав, позволит Москве перевести свои мирные инициативы в практическую плоскость: коли безопасность гарантирована, то и так называемый "пояс безопасности" из семи районов, вроде бы, ни к чему. Однако к приезду турецкого друга и брата в Баку приготовили поистине праздничный подарок, который для Москвы явился пренеприятнейшим сюрпризом - первые тонны туркменской нефти влились в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан и потекли к европейским берегам. Долг платежом красен - ликует на каспийских берегах разноликая азербайджанская оппозиция, не испытывающая особого пиетета к имперской, как она любит говорить, Москве.

После знаменитого "Контракта века", подписанного отцом нынешнего президента - Гейдаром Алиевым в 1994 году мы, кажется, становимся свидетелями реализации нового энергетического проекта, ставящего своей целью направить энергопотоки в обход России. Как оказалось, в беседе со своим визави Ильхамом Алиевым турецкий президент активно лоббировал присоединение "могучей" связки - Азербайджан-Туркмения к проекту NABUCCO. Помимо материальных выгод, которые сулит транзит туркменского газа по уже проложенному газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум, Азербайджан в свою очередь также становится обладателем карт-бланша, которым можно воспользоваться и как разменной монетой в игре за Карабах, а при иных обстоятельствах и как челном, способным провести его между Сциллой американских обещаний и Харибдой армяно-российского военного партнерства. Впрочем, в первопрестольной, похоже, не слишком озабочены возможностью создания нового тандема для NABUCCO. Держава на то и держава, чтобы не суетиться. Увы, олимпийское спокойствие Москвы напоминает один из неповторимых афоризмов Виктора Черномырдина, произнесенного в начале 90-х о том, что, они там, в Баку могут через что угодно тянуть трубопровод, хоть через угольное ушко, хоть через Марс...

ИА REGNUM Новости: Некоторые аналитики увязывают визит Гюля в Баку с предстоящим посещением президента России Дмитрием Медведевым Еревана. Разделяете ли вы такую точку зрения?

Господин Гюль президентствует при наличии сильного, динамичного и харизматичного премьера Реджепа Тайипа Эрдогана. В таком же положении находится и российский президент. Схожести на этом не кончаются. Правящее руководство Армении, зажатое между набирающей силу оппозицией, неприятием итогов "футбольной дипломатии" со стороны влиятельной армянской диаспоры и недовольством широких социальных слоев населения ухудшающимися условиями жизни, стоит перед дилеммой: пойти на мировую с Азербайджаном и открытие границ с Турцией в обмен на прорыв экономической блокады и подключение к многообещающим региональным проектам или же продолжать уходить от мирного урегулирования, затягивая до бесконечности переговоры. В первом случае, придется держать удар от своих - оппозиции и диаспоры, но в награду - очень скорое улучшение социально-экономического положения в стране. Во втором, усмиряется оппозиция и приобретается благорасположение диаспоры.

Но Вашингтон уже испытывает нетерпение, у него свои проблемы: укрепление собственных позиций на Кавказе, коммуникации в Афганистан и т.д.

Наблюдая за тем, как Анкара, имея над головой "дамоклов меч" в виде угрозы признания геноцида, умудряется выйти на перспективный уровень разносторонних отношений с Москвой, сохраняя при этом стратегические отношения с Вашингтоном и братские с Азербайджаном, нельзя не восхититься динамизмом дипломатии Турции, которой приходится прокладывать свой политический курс в острейших схватках с генералами и кемалистами Фактически отношения с Турцией превращаются в дополнительный мотив мирных инициатив Москвы.

Подписанный Гюлем договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи для Азербайджана является чем-то вроде знаменитого "Наш ответ Чемберлену". Тот факт, что подписание приурочили к моменту визита Медведева в Ереван, с этой точки зрения придает некий особый политический подтекст документу, чем если б это сделано было в иное время. Формально он фиксирует практически состоявшийся курс двух государств, принципы, на которых строятся их отношения, характеризируемые ими как братские, исторические и стратегические. Документ следует понимать как способ легализации устоявшихся, практически союзнических отношений. В нем, несомненно, особый интерес вызовет вторая составляющая договора - обязательства о взаимопомощи. В какой мере расширяются возможности Турции в связи с подписанием нового важного документа, можно говорить после изучения соответствующих статей его (текст пока не опубликован). В связи с этим нелишне было бы упомянуть, что Турция оказывала помощь братской стране даже тогда, когда не имелось соответствующего юридического документа.

Известно, что в мая 1992 турецкие спецслужбы серьезно укрепили ряды Народного фронта своим участием в событиях по свержению законного правительства и приведению к власти Эльчибея. С тех пор вклад в укрепление независимого Азербайджана турецкого государства неоценим. Важно другое - в регионе складывается принципиально новая ситуация - идет открытая реализация политики союзов, что, по крайней мере, формально и фактически меняет геополитическую конфигурации. Хотя, разумеется, подписанты прекрасно сознают, что за всеми этими игрищами молча наблюдает из-за океана третий игрок. И самый главный - Вашингтон. США - как единственная доминантная сила глобального масштаба с их обязательствами перед мировым сообществом за политику глобализации, умиротворению конфликтных регионов, стабильного и безопасного развития своими проектами в пространстве Большого Ближнего Востока - кладут известный предел действию договора в этой части. Во всяком случае, в обозримом будущем.

Кавказские конфликты отнюдь не радуют Россию и европейцев. Так что стратегическим партнерам есть о чем поговорить - время не ждет.

ИА REGNUM Новости: В последнее время с одной стороны в печать просочилась информация о предстоящей продаже российской стороны Азербайджану двух ЗРК С-300, и с другой - предполагаемое подписание во время визита Медведева в Ереван протокола, согласно которому на российскую базу в Гюмри возлагается задача по защите безопасности Армении. Что это ситуативные решения или Москва определилась с приоритетами на Южном Кавказе?

Одно другому вовсе не мешает. В том-то и своеобразие положения, в котором оказался Южный Кавказ, конфликтогенность которого, по счастью, не повлияла на исторический опыт сотрудничества и поддержания живых связей с вечными могучими соседями - Россией, Турцией и Ираном. Российская дипломатия, начиная с 2000 года, проявляет гибкость и настойчивость, поддерживая высокий уровень отношений с Баку и Ереваном. Грузия - особый случай.

ИА REGNUM Новости: Распространено мнение, что в ближайшем будущем руководство Армении продолжит игры вокруг Мадридских принципов с целью "пролонгации" присутствия своих ВС на азербайджанских землях. Что в таком случае должны предпринять посредники из Минской группы ОБСЕ и Азербайджан?

Посредникам ничего не останется делать, кроме как продолжить свою миссию. При широком недовольстве их деятельностью, что я не совсем разделяю, их труд не так уж неплодотворен. Выработана приемлемая платформа для урегулирования застарелого конфликта, формат себя оправдал - его можно расширить, можно оставить как есть - ничего другого ведь не найдено. Благодаря посредникам значительно улучшились представления международного сообщества о существе конфликта, его особенностях, путях разрешения. Отказываться от такого опыта, мне кажется, было бы политической опрометчивостью. Посредники свою работу выполнили, и не так уж плохо. Они представляют не себя, а важнейшие мировые силы, так или иначе вовлеченные в кавказские дела, ответственные за мир, стабильность и безопасность в регионе, и располагающие для этого мощью, авторитетом и другими возможностями. Им и карты в руки.

ИА REGNUM Новости: Можете ли исключить следующий ход развития событий: разочаровавшийся в "минчанах" Азербайджан начинает операцию по освобождению своих земель, за 3-4 дня ценой больших жертв возвращает 2-3 района, при этом весь мир облетают кадры о страданиях армянских беженцев и под едва ли не всеобщее одобрение большой союзник приходит на помощь Армении, отбрасывает азербайджанскую армию за Гянджу и Куру и признаёт НКР?

Исключать, как свидетельствует кавказский опыт, в том числе и недавний - грузинский, намек на который содержится в вопросе, ничего нельзя. Однако такой сценарий теоретически был возможен до августа 2008 года. Сейчас же ситуация такова, что Москве не до новой войны, да еще с угрозой вывода своих отношений с Вашингтоном из современной фазы детанта. А Азербайджану незачем подставляться в ситуации, где не сказал последнего слова миротворческий процесс. Вашингтону также не резон ввязываться в неприятности на новом фронте, дополнительно к тем, что он имеет в известных горячих точках планеты. Разве, что из-за Ирана. Но это совершенно иной геостратегический сюжет.

Беседовал Рафаэль Мустафаев