МИД России уличает Госдеп США во лжи
Абхазия, 29 июля, 2010, 18:14 — ИА Регнум. МИД РФ 29 июля прокомментировал доклад Госдепа США о соблюдении соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения. ИА REGNUM Новости приводит документ, опубликованный на официальном сайте российского внешнеполитического ведомства, полностью:
"28 июля Госдепартамент США обнародовал доклад "2010. Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения". В нем представлены оценки выполнения иностранными государствами соответствующих договорных обязательств в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2008 года, включая разделы, в которых содержатся утверждения о нарушениях Россией своих международных обязательств. Без представления каких-либо фактов Россию причисляют к разряду "нарушителей" нераспространенческих договоренностей.
В докладе имеются тенденциозные оценки в отношении выполнения Россией положений Договора о СНВ. У США якобы остались нерешенными некоторые вопросы, в частности, по инспектированию МБР РС-24. Хотелось бы напомнить, что российская сторона своевременно приняла все необходимые меры для устранения данных озабоченностей и на момент прекращения действия ДСНВ США не высказывали каких-либо претензий в отношении выполнения Договора.
По-прежнему фигурируют застарелые претензии по химической и биологической конвенциям. США сохраняют сомнения в достоверности российских объявлений в отношении запасов химоружия и соответствующих производственных мощностей.
Факты нарушения Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) американцы не приводят, но утверждают, что российские организации якобы продолжают биоисследования "двойного назначения". Сохраняющаяся у американской стороны т.н. неясность относительно выполнения Россией своих обязательств по статье I КБТО (не разрабатывать, не накапливать, не приобретать и не сохранять биологические агенты, токсины, биологическое оружие, оборудование и средства доставки, не предназначенные для мирных целей) могла быть устранена еще десять лет назад, если бы в 2001 году США не заблокировали многосторонние переговоры по разработке проверочного механизма Конвенции.
Далеки от действительности заявления США о несоблюдении Россией обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Напомним, что утрата Договором образца 1990 года жизнеспособности вызвана отказом США и других стран
Еще одно некорректное утверждение - "присутствие российских сил в Молдове и Грузии без согласия этих государств". Отметим, что в Грузии уже давно нет ни одного российского солдата, а Южная Осетия и Абхазия, на территориях которых с их согласия размещены российские военные базы, не являются ни составными частями Грузии, ни государствами-участниками ДОВСЕ. Напомним и тем, кто забывает, о том, что российские миротворцы были размещены на Днестре в соответствии с ныне действующим Соглашением между Республикой Молдова и Российской Федерацией о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 года.
Что касается "нерешенности" вопроса о наличиях российских обычных вооружений в так называемом фланговом районе, то на деле Россия придерживалась упомянутых в стамбульском Заключительном акте (ноябрь 1999 года) "согласованных уровней вооружений и техники" (то есть, фланговых уровней адаптированного ДОВСЕ) уже с конца 2001 года. В связи с приостановлением действия ДОВСЕ это положение также не действует, однако Россия заявила, что планов наращивания обычных вооруженных сил или их концентрации на границах с соседями не имеет.
Россия неоднократно подтверждала практическими действиями свою приверженность ракетному нераспространению, готовность к сотрудничеству с партнерами, в том числе и с США. Поэтому для нас неприемлемы утверждения, что российские компании и научные учреждения в отчетный период продолжали способствовать развитию вызывающих у американцев озабоченность ракетных программ ряда государств.
В докладе поднимается и ряд вопросов в связи с выполнением Россией Договора по открытому небу (ДОН).
Резюмируя, уместно подчеркнуть, что обнародование подобных докладов не способствует утверждению нового духа партнерских, доверительных отношений между нашими странами, о которых так много говорится. Считаем, что давно пора отказываться от стереотипов прошлого, цепляться за формы, которые себя изжили и не соответствуют новому характеру нашего взаимодействия. Вряд ли подобные экзерсисы публичной дипломатии, не опирающиеся на факты, служат достижению наших общих целей в области нераспространения".