Николай Радов: Президентская кампания Лукашенко: перемен не будет
Беларусь вступает в активную фазу предвыборной кампании, о чем может свидетельствовать созыв 7 сентября пятой внеочередной сессии нижней палаты белорусского парламента, где, по всей видимости, будет рассмотрен вопрос о дате назначения выборов. Нынешнему белорусскому президенту ничто, даже июльская жара, которая установилась на всей территории Республики Беларусь, не может помешать продолжить подготовку почвы для очередной "элегантной победы". Об этом можно судить не только по информативной составляющей всех государственных СМИ, но и по активности самого
9 июля, в ходе так называемой рабочей поездки по регионам, Лукашенко посетил Витебскую область. Этот визит стал отправной точкой в PR-кампании президента. Здесь не было высказано никаких громких обещаний, требований и тому подобного, на что способен Лукашенко. Стоит отметить, что президент официально заявил о неспособности нынешней белорусской экономики поддерживать тот темп, о котором заявлялось еще в начале года. По словам главы государства, в свое время были широко развернуты масштабные проекты, и на сегодня введено в строй достаточно образовательных, медицинских и других учреждений. В следующем году будут возводиться только те объекты, которые действительно необходимы. Таким образом, населению, которое, по словам президента "сегодня небогато", не стоит рассчитывать на дальнейший рост социального благополучия, потому что всего уже и так "достаточно".
Гораздо интереснее и живее прошла поездка президента 16-17 июля в Гомельскую область, где Лукашенко сделал ряд достаточно важных заявлений. Умиляет, прежде всего, настрой президента превратить Беларусь в лидирующую страну-экспортера зерна, "потому что сегодня в мире не хватает хлеба. В России и Казахстане засуха, а Европу - затопило". Все это могло бы быть правдой, если бы не одно "но" - в валовом сборе белорусского зерна большую часть занимают фуражные сорта, которые не отличаются большим качеством по сравнению с зерновыми стран-соседей: России и Украины. Одним из вариантов продвижения может стать демпинг цен, но тогда говорить о какой-либо прибыли от продажи зерна не приходится.
В дальнейшем президент не на шутку разошелся и пообещал, что к концу года средняя зарплата по стране составит $500 в эквиваленте. В первую очередь, это обещание было адресовано работникам сферы образования и медицины (одним из наиболее низкооплачиваемых), которых по данным статистики не менее 15 % от всего работоспособного населения. Заявление о том, "мы в следующем году в 2 раза увеличим им зарплаты, и вырастет средняя зарплата по стране" является абсолютно популистским, не основанным на экономических расчетах и направлено, по словам главы государства, лишь на создание у людей "хорошего настроения".
Президент напомнил, что в нынешнем году от экспорта сельхозпродукции в стране рассчитывают получить $3 млрд, в будущей же пятилетке этот доход может составить $5-7 млрд. Таким образом, не отделяя себя от страны и ее руководства, Лукашенко подчеркнул, что в случае последующих пяти лет его присутствия на посту главы государства, "мы будем спокойно жить, улыбаться и смотреть на наших соседей, которые нас пытаются наклонить, то нефть, то газ перекроют...".
Белорусам вновь было продемонстрирована необъятная любовь президента к русскому народу: "мы ведь с россиянами один народ, нас русский человек чувствует душой и понимает, что происходит на самом деле... Мы готовы поделиться с русским человеком последним куском хлеба". Такая патетика всегда была и есть коньком Лукашенко. Попытка сыграть на чувствах простого народа, неоднократно доказавшая свою эффективность в белорусской реальности, на сегодня вновь является одним из мощнейших орудий белорусского президента, так как ни один из его возможных соперников на предстоящих выборах на настоящий момент не ставит перед собой цель духовного единения белорусов и русских.
Пытаясь сплотить электорат вокруг суверенитета, независимости и тех понятий, которые раньше принадлежали оппозиции, Лукашенко разразился патриотическим монологом: "Если мы хотим быть независимыми, суверенными, то не я, не вы, граждане Беларуси, не должны наклоняться и вставать на колени. Если склонимся и встанем на колени - не поднимемся, всю жизнь нами и будут понукать, как это раньше было. Поэтому я не могу себе позволить стать перед ними на колени и лбом стучать в кремлевскую стену". Образ единства президента и народа, защитника национальных интересов все чаще превалирует в речах президента, при этом он позиционирует себя как простого и небогатого человека, выходца из народа: "Они (россияне - авт.) очень богатые, упакованные по полной программе, супермиллиардеры - что мне с ними разговаривать, я для них чужой человек...". Такой подход оптимален для поддержания в народе мифа о том, что нынешний президент знает и защищает интересы простых людей.
По последним словам президента, его не интересует предвыборная гонка и PR-кампания, что кажется весьма сомнительным исходя, прежде всего, из его заявлений. Лукашенко как всегда сделал акцент на том, что за 16 лет его пребывания у власти в стране удалось достичь определенного уровня благосостояния народа. Одним из PR-шагов в этом направлении станут в ближайшее время иллюстрированные издания о том, какие крупные и средние объекты построены за последние годы в Беларуси. При этом главное внимание будет уделено тому факту, что именно президент и народ, как единое целое "очень многое сделали в своей стране".
Помимо этого, показательным является высказывание президента о качестве и количестве оппозиционных претендентов на президентство и их "призрачных надеждах", апофеозом которого стало сравнение альтернативных кандидатов с бомжами и безработными, которые "уже отвыкли работать". Показная бравада Лукашенко может свидетельствовать о его реальных опасениях за свое рабочее место. Косвенным подтверждением может служить и тот факт, что с начала лета в Беларуси наблюдается достаточно жесткий контроль и прессинг всех оппозиционно настроенных организаций и их лидеров. При этом, чем ближе дата назначения президентских выборов, а значит и официальной предвыборной гонки, тем сильнее становится давление. Примером может служить ситуация, сложившаяся вокруг гражданской кампании "Говори правду!", которую возглавляет
Для простых людей главный упор был сделан не только на принципах социальной защиты, но и на достижениях в области экономики. При этом президент поспешил всех успокоить: "я не думаю, что у нас ситуация ухудшится, как бы там ни трепыхались на Востоке, в других местах". Казалось бы, можно порадоваться, но определенная неуверенность главы государства: "я не думаю" - заставляет смотреть в будущее без особого оптимизма.
Еще больше заставляют задуматься слова Лукашенко о том, что создание агрогородков, зернотоков, машинных дворов в текущей пятилетке будет закончено, а в следующей пятилетке останется построить объекты под молочное и мясное скотоводство. Таким образом, президентом окончательно решен вопрос о дальнейшем развитии АПК, и никаких других альтернатив не предусматривается. Помимо этого, заявив о том, что доходами от высокой конъюнктуры цен на сельхозпродукцию необходимо поделиться с работниками села, Лукашенко невольно признался, что последние 16 лет деревня не получала достойной оплаты за свой труд.
В завершении в Гродно был озвучен предварительный лозунг предвыборной кампании Лукашенко - "Все должно быть поставлено на службу человеку". Его суть была определена четко: "Мы 15 лет проводили такую политику и от нее не уйдем... Это высшая цель любого человека, и никакие рыночные отношения этого не заменят". Таким образом, президентом белорусскому электорату была дана одна простая установка - не надо питать никаких иллюзий на счет перемен.