Казахстанский политик: Киргизские события отрезвили элиту стран региона
Саммит глав государств
ИА REGNUM: Так ли на ваш взгляд, необходим Казахстану саммит глав государств ОБСЕ? Ведь объективно - Казахстан не сможет преодолеть кризис организации, даже собрав глав государств ОБСЕ.
Саммит будет попыткой оживления самой организации, попыткой придать ее деятельности еще большую динамику и значимость. Само собой, на встрече глав 56 стран мира будут обсуждаться серьезные вопросы: как будущего развития организации, так и новой архитектуры безопасности. Это целый процесс, который требует кропотливой работы экспертов разных сфер.
Ведь ОБСЕ не призвана осуществлять какие-либо определенные шаги и действия, как например ООН или
К тому же, следует понять, что уже сегодня ОБСЕ является не только европейской, но и евразийской структурой. А проведение саммита именно в Астане должно закрепить этот новый статус. В этом году много юбилейных дат для ОБСЕ: исполняется 35 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта, 20 лет - Парижской хартии для новой Европы. Такие символичные даты также накладывает определенную ответственность для страны-председателя.
ИА REGNUM: Многие обвиняют Астану в том, что, занимаясь в статусе председателя ОБСЕ застарелыми конфликтами - Карабахским, Приднестровским, Казахстан при этом совершенно игнорирует происходящее в Киргизии. Чем это вызвано?
Главной идеей председательствования Казахстана в ОБСЕ стал тезис, что в мире нет второстепенных проблем. Все они требуют комплексного решения. Также не бывает застарелых конфликтов в принципе, пример тому кризис развития этих "застарелых" конфликтов в августе 2008 г. Существует постоянная угроза размораживания и эскалации этих конфликтов.
А что касается Киргизии, то я с вами не совсем согласен, наоборот, с первых дней кризиса Казахстан занял активную позицию по данному вопросу. Как подчеркнули участники недавнего совещания министров иностранных дел стран ОБСЕ, усилия Казахстана по стабилизации ситуации шли одновременно в двух плоскостях - как председателя ОБСЕ, так и ближайшего соседа. События показали, насколько легко пошатнуть основы не только государственности отдельной страны, но всей системы региональной безопасности. В этой связи позиция Казахстана, на мой взгляд, с самого начала была вполне адекватна ситуации. Комплексный подход Казахстана заключается в том, чтобы не только проводить постоянные политические консультации, но и том чтобы, стабилизировать ситуацию и другими мерами, в том числе, экономическими и правовыми. К тому же назначение специального представителя по сотрудничеству с Кыргызстаном подчеркивает приоритетность событий в Киргизии для нашей страны.
ИА REGNUM: При помощи каких рычагов, на ваш взгляд, можно решить карабахскую проблему в рамках ОБСЕ?
Во-первых, необходимо понять, что Минская группа и Казахстан - это не конкуренты, Казахстан председатель ОБСЕ, а Минская группа это структура в рамках ОБСЕ. Казахстан использует все ресурсы для эффективного решения вопросов, стоящих перед ОБСЕ, в том числе и Минскую группу. Страны-участники Минской группы искренно заинтересованы в разрешении проблемы Нагорного Карабаха, поэтому они являются нашими ближайшими партнерами в данном вопросе.
Во-вторых, Казахстан как председатель ОБСЕ пытается определить новые подходы по решению этой проблемы. Казахстан обладает определенным ресурсом доверия, имея дружественные отношения - как с Арменией, так и с Азербайджаном. Кроме того главной платформой переговорных процессов является общее понимание и крайняя заинтересованность обеих сторон в стабильности и предсказуемости ситуации на Южном Кавказе. В любом случае, решение конфликта возможно только мирным путем через постоянное общение сторон и поиск компромиссов.
ИА REGNUM: Вы очень много пишете о киргизских событиях и их влиянии на республику. Как Вы оцениваете реакцию Астаны на смену власти и противостояние в Оше? Можно ли сказать, что два этих события коренным образом изменят политическую конфигурацию всего региона?
Руководство не только нашей страны, но и России, Узбекистана, США и других стран в своих действиях по отношению к трагическим событиям, происходившим в Кыргызстане, исходили, прежде всего, из принципа невмешательства во внутренние дела суверенной республики. Все, что происходило в этой стране апреле-мае, это - внутреннее дело Кыргызстана. Именно руководство данным принципом позволило избежать дальнейшей конфронтации ситуации, как в самом Кыргызстане, так и в регионе в целом. Ведь на самом деле, если бы в те дни в ситуацию вмешалась какая-либо внешняя сила (вне зависимости - какие цели она бы преследовала), то это могло привести к еще более печальным последствиям. К примеру, если бы руководство Узбекистана не проявило адекватно сдержанную реакцию на события в Оше, то пламя конфликта могло перекинуться на весь регион. Или, к примеру, Россия или Казахстан ввели бы свои войска, то не исключено, что этот шаг мог привести, как минимум, к росту националистских настроений в киргизском обществе. Нельзя забывать и то, что Кыргызстан стал площадкой столкновения геополитических интересов и, если бы кто-то из активных игроков сделал неверный шаг, необдуманное действие то, несомненно, последовали бы ответные действия, и тогда хрупкое равновесие безвозвратно было бы нарушено.
Конечно же, события в Кыргызстане, так или иначе, сказались на ряде текущих характеристик как региона в целом, так и стран-соседей в частности, но говорить о коренной переконфигурации региона преждевременно. Все зависит от дальнейшего развития ситуации. Конечно же, определенные угрозы возрастают - проникновение различного рода экстремистских элементов, наркотрафик и т.д. Но с другой стороны - трагические события в Кыргызстане научили страны региона приходить к консолидированному мнению, пришло понимание, что проблемы необходимо решать сообща, избегая острых углов, находя общие точки соприкосновения.
ИА REGNUM: Какими, на Ваш взгляд, методами и способами можно остановить процесс "афганизации" Киргизии? С наркотрафиком, экспортом политической нестабильности, миграционными потоками - уже сейчас надо что-то делать. При этом закрытие границ не только не является панацей, но и усугубит проблемы. Что может предложить власть и. в частности, партии власти для решения этих вопросов?
Правильно ли сделал Казахстан, закрыв границу? Любое государство, прежде всего, должно обеспечивать безопасность своих граждан, к примеру, вспомним ситуацию в Южной Осетии. Апрельские же события, происходившие в Кыргызстане по своему содержанию, больше напоминали хаос, который потенциально мог перекинуться на территорию нашей страны. Поэтому шаг руководства страны (временно закрыть границу) в пик напряжения был оправдан.
Да и вообще, стоит признать, что тема Киргизии в последнее время все больше приобретает конъюнктурный характер. Сегодняшний информационный фон наполнен больше субъективными характеристиками, эмоциями и упреками, нежели конструктивным содержанием. Эксперты, вместо того чтобы предлагать конкретные пути решения, комментируют уже произошедшие события, раскладывая пасьянс - кто больше проиграл, кто меньше. Да и отдельные киргизские политики, мягко говоря, неприятно удивляют.
Переходя к сути вопроса, можно сказать, что хотя пик напряженности и спал, но говорить о полной нейтрализации конфликта пока еще преждевременно. Внутриполитическая ситуация в Кыргызстане сохраняет огромный конфликтогенный потенциал. Ведь проблемы, которые лежали в основе трагических событий, не решены. И хотя ситуация в Кыргызстане сегодня не столь критическая, как в апреле-мае, но достаточно любого повода, любой провокации, неосторожного высказывания для развязывания конфликта. В стране существуют напряженная ситуация и соответствующие предпосылки для провоцирования подобных конфликтов. Поэтому ситуация в Кыргызстане требует осторожного, взвешенного и объективного подхода, продуманных и консолидированных действий. Необходимо сосредоточиваться, прежде всего, на принятии и реализации программы по экономической реабилитации Кыргызстана.
ИА REGNUM: На фоне событий в Киргизии все чаще звучит "объединительная" тема - государства региона постепенно приходят к выводу, что решать среднеазиатские проблемы нужно сообща, восстанавливая еще сохранившиеся, хотя бы в национальной памяти, культурные и промышленные связи. Но сумеют ли республики преодолеть комплекс собственной значимости?
Любая интеграция - это долгий, сложный и кропотливый процесс. Конечно, за последние годы было озвучено множество идей и инициатив, большинство из которых, к сожалению, так и не нашли своего реального практического воплощения. Но здесь не стоит расценивать данное обстоятельство как неудачу самого процесса интеграции, потому как подобные инициативы, в любом случае, актуализируют вопрос сближения центральноазиатских стран.
А события, имевшие место в Кыргызстане, отрезвили политическую элиту стран региона. По крайней мере, мне так хочется надеться. Ведь в корне событий, происходящих в нашем регионе, лежит иллюзия, что каждая страна способна сама развиваться самостоятельно, без взаимодействия со своими соседями. И трагические события в Кыргызстане стали катализатором, который как-то способствовал частичному избавлению стран региона от подобных иллюзий. Ведь ничто так не объединяет и сближает, как совместная угроза.
Действия Казахстана, Узбекистана, да и самого Кыргызстана служат наглядным подтверждением началу качественно новых процессов, в основе которых лежит стремление к объективной оценке ситуации, принятию взвешенных, обоснованных, ответственных решений и консолидированных действий. Можно говорить, что у политической элиты стран региона складывается не только реальное понимание значения интеграции, но меняется и само мышление, которое начинает отвергать политику изоляционизма. А это самое важное и, безусловно, такая смена парадигм должна отразиться в концепции внешней политики стран региона.
Несомненно, что членство в региональном союзе будет выгодно для всех стран-участниц. Ведь у Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана, кроме фактора безопасности, есть множество и других факторов, способствующих процессу интеграции.
ИА REGNUM: Что Вы думаете о роли России в регионе? Отказ ввести войска в пылающий Ош - это демонстрация слабости или силы? Вообще, как могут взаимодействовать Россия и Казахстан в решении киргизской проблематики? Только ли в рамках ОБСЕ?
Россия была и остается одним из главных геополитических центров в международных отношениях, и ее роль в Центральной Азии трудно переоценить. Но, не введя войска на юг Киргизии, Россия проявила не только благоразумие, но и продемонстрировала в определенной степени пример взвешенного подхода к разрешению возникающих конфликтов. Военные действия, даже в миротворческих целях, - это последний довод, крайняя мера. И по большому счету, это бы не решило проблему.
Между тем, ответственный подход российского руководства проявился не только в отказе от ввода войск, но и в совместных переговорах с США и Казахстаном по киргизской проблеме, что демонстрирует как понимание региональной специфики, так и стремление решить проблему комплексно.
Повторюсь, здесь надо смотреть глубже, пытаться выяснить причины киргизских событий. И только устранив эти предпосылки, можно быть уверенным, что рецессии не будет. Ведь прежде чем предпринимать какие-либо конкретные шаги по решению политического кризиса в Кыргызстане, стоит в первую очередь понять, что здесь нужен комплекс мер по формированию устойчивой экономики, социальной сферы, системы социального обеспечения. И тогда сам вопрос политического реформирования будет решен гораздо быстрее и эффективнее.
По поводу ОБСЕ хочу отметить - не стоит забывать о том, что это все-таки в большей степени европейская организация, хотя масштабы ее деятельности уже выходят за рамки географической Европы. Но Казахстан вполне может, используя свой статусный ресурс председателя ОБСЕ, привлечь внимание мировой общественности к киргизской проблеме, заинтересовать ведущие финансовые институты и промышленные корпорации для участия в процессе восстановления экономики Кыргызстана. А этого уже, согласитесь, немало.
ИА REGNUM: Как, на Ваш взгляд, будет развиваться ситуация в Киргизии?
Можно строить множество разного рода предположений, разрабатывать сценарии и варианты развития событий, но очевидно, что ключ к решению киргизской проблемы заключается не только в особенностях политических процессов или действий внешних субъектов. Здесь все зависит от самих киргизов.
Все зависит от того, сможет ли политическая элита страны осознать свою роль и ответственность, смогут ли они перестроить свой образ мышления, поставив на первое место интересы государства, задвинув на второй план личные амбиции, родовую принадлежность, клановость и лоббирование собственных экономических интересов. Первая и вторая революции в Киргизии еще более обострили имевшие проблемы, которые стали толчком для других негативных процессов. Завтра придется уже решать совершенно другие вопросы.
Перед новой властью стоит непростая задача по стабилизации социально-экономической ситуации, снижению уровня бедности и безработицы и политической консолидации граждан. В противном случае, несмотря на внешнюю помощь, под вопросом окажется сама киргизская государственность.