Дмитрий Ермолаев: Послы России критично отнеслись к речи Дмитрия Медведева на совещании в МИД
Федеральный еженедельник "Российские вести" опубликовал статью заместителя главного редактора этого издания Дмитрия Ермолаева "Президент поставил задачи" о прошедшем в МИД совещании с участием послов. Приводим ее текст полностью:
"Президент России
Во-первых, необходим глубокий аналитический подход к событиям прогнозирования тенденций развития как двусторонних, так и многосторонних отношений. Здесь нужен свежий взгляд. Я недаром говорил о том, что нам в ряде случаев нужно находить в себе силы отрешаться от стереотипов, даже если они усвоены еще в период учебы в МГИМО...
Во-вторых, нужно мобильно реагировать на происходящее и действовать, что называется, на опережение. Здесь необходимо не только быть в курсе событий. Сегодня в курсе событий любой человек, имеющий современные коммуникативные устройства. Для этого вовсе не обязательно иметь допуск к получению шифротелеграмм. Иными словами, нужно жить и действовать, что называется, в режиме онлайн, а не пытаться догнать ушедший поезд и оглядываться по сторонам в поиске тех, кто отвечает за допущенные просчеты".
После подобных советов послы в кулуарах ворчали: "Начали нас учить как жить, сами с усами". Недовольство послов явно усиливалось жарой. А далее по пословице: "Не учите нас жить, лучше помогите материально". Кстати, помогли, но, видимо, недостаточно. В отношении заработной платы Медведев заявил: "В мае вступил в силу указ, касающийся оплаты вашего труда. Фонд оплаты увеличен почти на 10%. И сейчас Министерство иностранных дел лидирует по уровню среднемесячной зарплаты, а в 2009 г. было на 13-м месте среди других ведомств. Но это, естественно, потому, что у вас сложная работа и она проходит за границей. Понятно, что это не радикальные изменения. Мы и дальше будем улучшать условия работы, которую, безусловно, и я как Президент, и мои коллеги считаем очень и очень ценной".
Подсластили жизнь дипломатам и вручением орденов. Но Медведев не был бы Медведевым, если бы после награждения министра иностранных дел
"Внешняя политика нашей страны при всей сложности и многомерности этой политики преследует главную, но, может быть, если хотите, единственную цель, цель достаточно простую - всячески способствовать росту материального благосостояния наших граждан и их культурному развитию, развитию нашей страны, защите здоровья наших граждан и их человеческого достоинства в тех случаях, когда это необходимо, созданию условий для их безопасной и свободной деятельности во всех сферах современной общественной жизни. Поэтому приоритеты внутренней политики самым тесным образом влияют на выбор наших стратегий в международных отношениях. Так было всегда в истории Российского государства". Отметим, что после произнесения этих установок на задних рядах зашептались: "Это что, десакрализация российской внешней политики? Что, все сводится к бутерброду с маслом?"
Но Президент, разумеется, продолжил: "За последние годы произошло всестороннее обновление внутриполитической повестки дня. Изменился, надеюсь, в достаточной мере и настрой государственной работы. Мы стремимся к расширению конкуренции в экономике и политике, к большей открытости в отношениях государства и общества, к новому качеству политической, экономической и социальной культуры. Мы верим в жизнеспособность наших демократических институтов, в то, что их неуклонное развитие приведет к созданию в России процветающего общества, которое основано на принципах свободы и справедливости.
Мы верим и в торжество закона, в то, что мы сможем вытеснить коррупцию из жизненно важных социальных структур и дать каждому человеку возможность жить по нормальным цивилизованным правилам. Наконец, мы верим и в успех модернизации, в интеллектуальные и творческие силы наших людей. Мы верим в то, что наши российские предприниматели, ученые, инженеры при поддержке государства, в сотрудничестве с иностранными партнерами сделают нашу экономику одним из драйверов глобального развития. При всех острейших противоречиях на мировой сцене очевидно стремление сегодня к гармонизации отношений, к установке на диалог, на снижение конфликтности".
"Мы, кажется, уже слышали подобные речи во времена перестройки", - прокомментировали шепотом идеи Президента злопыхатели на задних рядах аудитории. Но Медведев своих недоброжелателей, конечно же, не слышал и стал перечислять стоящие перед российским обществом задачи. "Первая - это модернизация нашей экономики и прежде всего модернизация производства, создание элементов инновационной экономики. Здесь определены основные принципы модернизации. И несмотря на то что я выступаю в МИДе, тем не менее считаю, что все базовые направления, которыми мы занимаемся, должны как "Отче наш" знать и наши дипломаты, а не только сотрудники Министерства экономического развития или других экономических ведомств. Мы занимаемся изменением в сфере биомедицины, космическими, информационными технологиями, энергетикой, телекоммуникациями, и здесь мы определили свои приоритеты. Но нам нужно решить, сотрудничество с какими странами даст наибольшую отдачу для развития в России соответствующих технологий и рынков для выхода отечественной высокотехнологичной продукции на региональные и глобальные рынки. Это очень конкретная работа, ее результат легко оценить, в том числе и руководству страны.
Второе - это укрепление институтов российской демократии и гражданского общества. Мы должны способствовать гуманизации социальных систем повсюду в мире и прежде всего у себя дома, естественно, не поступаясь при этом нашими национальными интересами, и где необходимо, очень жестко их отстаивая. Но в целом интересам российской демократии отвечает следование как можно большего числа государств демократическим стандартам в их внутренней политике. Речь, конечно, не идет о вмешательстве во внутренние дела каких-либо стран.
Стандарты демократии не могут быть навязаны в одностороннем порядке, и мы отлично это знаем по собственному опыту, нам их тоже пытаются навязывать. Они должны вырабатываться совместно с учетом мнений всех заинтересованных государств, включая и те государства, где демократия утвердилась совсем недавно, а это наше государство или те государства, где демократия еще пока просто не утвердилась, и все отлично знают, о каких государствах идет речь. Таким совместно выработанным стандартам можно следовать именно без лицемерия и без принуждения, то есть это то, о чем мы договариваемся. Российские посольства, наши представительства должны шире вовлекать мировую интеллектуальную элиту и неправительственные организации в обсуждение этих вопросов на наших дискуссионных площадках, активнее вообще с ними работать". Вот эти-то слова Медведева ввели послов в полную прострацию. "Президент хотя бы понимает, что при нынешнем уровне работающих в МИДе кадров это невозможно?" - прокомментировал затем корреспонденту "РВ" слова главы государства один из представителей России за рубежом.
Видимо, Президент решил пожалеть дипломатов и добавил им еще более выполнимую задачу: "И третий приоритет, который я сейчас назову, - это борьба с организованной преступностью. Понятно, что это вопрос специальных ведомств, но тем не менее существующая система, интернациональная система организованной преступности такова, что и терроризм, и наркоторговля, и незаконная миграция являются по определению международными проблемами. И им, к сожалению, обычно способствует или сопутствует коррупция, что, к сожалению, происходит и у нас в стране. Поэтому это дело всех стран и, соответственно, дело наших внешнеполитических ведомств - нашего МИДа и его представительств".
А дальше речь пошла о конкретных направлениях внешней политики. "Те принципы, на которых стоит наша дипломатия, принципы нашей внешней политики, они, естественно, остаются прежними: мы должны работать прагматично, должны смотреть в разные стороны, исходя из многовекторности современной жизни, должны работать открыто, отказываясь от конфронтации, а иногда и просто снимать шоры, которые могут быть у любого государства и которые, наверное, существуют и у нас, отказываться от стереотипов, во всяком случае. Один из примеров такой работы - это начало совместной работы по преодолению трудного и общего исторического наследия в отношениях с Польшей.
Но нам нужны, я уже об этом говорил, специальные модернизационные альянсы с нашими основными международными партнерами. С кем? Прежде всего с такими странами, как Германия, Франция, Италия, с
Мой недавний визит в Соединенные Штаты, кстати, показал, что сотрудничество в сфере инноваций может быть вполне предметным, а не просто украшением саммита или какой-то досужей идеей. Оно может создавать вполне позитивную повестку дня в отношениях с Соединенными Штатами Америки и может позволить раскрыть и будущий потенциал нашего взаимодействия. А он не должен ограничиваться только сокращением ракет или пикировкой по отдельным региональным конфликтам. Необходимо держать курс на упрочение многосторонних контактов и стимулирование новых инвестиций. И здесь особые возможности, конечно, существуют у нас по линии того партнерства и тех контактов, которые существуют в рамках группы БРИК.
Важной задачей является использование в интересах совершенствования российской экономики потенциала Азиатско-Тихоокеанского региона. На обширном азиатско-тихоокеанском пространстве сосредоточены неисчерпаемые ресурсы, в том числе инвестиционные, научно-технологические, столь необходимые для обеспечения нормальной жизни на нашем Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, для перевода нашей экономики на инновационный путь. При этом политика России в
"Теперь наша внешняя политика подчинена задачам внедрения нанотехнологий, - прокомментировали слушатели на задних рядах. И задались вопросом: - А как же регион
"При всей значимости Запада, Азиатско-Тихоокеанского региона как внешних источников нашей модернизации крайне важным и приоритетным остается наше сотрудничество с партнерами по СНГ. Перед нами стоит задача формирования обширных и взаимодополняющих инновационных пространств, которые должны, кстати, совмещаться с европейскими. Здесь не надо противопоставлять нашу работу с СНГ тем процессам, которые идут на европейском треке, американском треке и азиатско-тихоокеанском.
Создание стимулов для интеграции идет на основе общности модернизационных императивов. С позиции текущего нашего председательства в Содружестве мы стремимся, конечно, использовать и потенциал двусторонних отношений, и возникшего недавно
Большие возможности в инновационной сфере открывают наши многоплановые связи с партнерами, которые ориентированы на взаимовыгодное сотрудничество, подчеркиваю, на взаимовыгодное сотрудничество. Серьезные перспективы здесь с нашим крупным партнером - с Казахстаном. Новое качество приобретают наши отношения с Украиной, и это особенно отрадно. Курс на конструктивное сотрудничество здесь является реальным достижением последнего времени, и на него работают как общие исторические традиции, так и осознание того, что мы должны заниматься очень близкими вещами сейчас, а именно модернизировать производство нашей экономики".
Один из послов затем обратил внимание корреспондента "РВ" на слова Президента, сказанные им в завершении выступления: "Координирующая роль МИДа, его ответственность сегодня должны быть востребованы как никогда". "Что это - бюрократическая условность или все-таки желание Президента перенести центр принятия внешнеполитических решений из Администрации Президента в МИД России?" - поделился своими размышлениями посол. "Выступление Дмитрия Медведева носило программный характер, и заявленные цели, безусловно, будут реализованы. Но хотелось бы отметить и то, что некоторые выступления послов показали, что они не живут в эпохе, очерченной в своем выступлении Президентом", - прокомментировал корреспонденту "РВ" прошедшее совещание участвовавший в нем председатель правления Института современного развития