Парламент Турции 14 июля ратифицировал российско-турецкое соглашение о строительстве первой в стране АЭС. Соглашение было подписано 12 мая 2010 года в Анкаре. В соответствии с документом, Россия и Турция будут сотрудничать в строительстве и эксплуатации АЭС в Аккую в южной провинции Мерсин. Российская сторона после вступления соглашения в силу запустит процедуру создания проектной компании. Ожидается, что мощность будущей АЭС составит 4800 МВт, что составит 14% от нынешнего объема энергии, вырабатываемого Турцией.

"Безусловно, расширение географии всегда хорошо, - отметил старший аналитик по электроэнергетике ИФК "Метрополь" Сергей Бейден. - Сейчас на международном рынке существует серьезное разделение, конкуренция между Россией, Западной Европой и Соединенными Штатами вместе с Японией на рынке строительства и вообще всей интегрированной цепочки атомной энергетики. Турция, безусловно, представляет существенный интерес. И тем более, как я понимаю, там были некие подвижки, связанные с ценой приобретения электроэнергии, что, в общем, сделало проект более привлекательным по сравнению с теми условиями, которые оговаривались раньше. И мы видим, что у Интер РАО есть некое присутствие в Турции. Так что Турция находится в рамках наших интересов и с точки зрения экспорта, и общих энергетических интересов. Поэтому выход на этот рынок представляется вполне логичным и интересным".

"У Болгарии тоже очень интересный проект атомной станции, - отметил эксперт. - У нас, например, Балтийская АЭС, которую мы планируем, и в которой неким образом может проявиться интерес ENEL, она тоже главным образом будет ориентирована на внешние рынки. И весь прилегающий регион Восточной Европы и Южной Европы, включая Болгарию и Турцию, который идет по границам СНГ и российским границам, неким образом органически вписывается в эту стратегию расширения как присутствия с точки атомной энергетики, так и с точки зрения возможности экспорта-импорта электроэнергии в эти регионы. Поэтому я думаю, что Болгария с Турцией должны были идти параллельно, за исключением того, что Болгария, затянула всё, и вопрос о том, будет ли вообще эта станция, подвис в воздухе".

"Вход на международные рынки позволяет развивать отечественное атомное машиностроение, которое все 90-е и начало 2000-х простаивало из-за отсутствия заказов, из-за чего ряд предприятий фактически прекратил существование, - заявил аналитик УК "Ингосстрах-Инвестиции" Евгений Шаго. - Так, если советская промышленность была способна производить более 5 реакторов в год, сейчас единственное оставшееся предприятие - Ижорские заводы - способно производить один, после модернизации - два реактора в год. Также экспорт способствует развитию технологий, иностранные заказчики, в отличие от российских, требуют современные технологические решения, заставляя предприятия модернизировать оборудование и поддерживать продукцию как минимум на уровне французских и японских конкурентов, что скажется в дальнейшем и на внутренних поставках. Нельзя забывать также и о том, что строительство мощностей за рубежом создаст дополнительный спрос на российское топливо в дальнейшем. Турецкая АЭС рассчитана скорее на покрытие собственных нужд, нежели на экспорт. Эта электроэнергия будет способна заместить на турецком рынке дорогую газовую генерацию и создать возможности для роста потребления в условиях быстрого роста экономики".