В ходе межрегиональной конференции партии "Единая Россия" по социально-экономическому развитию Северного Кавказа, состоявшейся в Нальчике и Кисловодске 5-6 июля, премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что одним из приоритетов развития транспортной структуры на Северном Кавказе является восстановление Военно-Сухумской автомобильной дороги. Как отметили эксперты, эта дорога позволит создать единый комплекс горного и морского туризма, соединив Северный Кавказ с черноморскими пляжами Абхазии.

Военно-Сухумская дорога существовала еще в царской России. Ее строительство было начато в середине 19 века и завершено в 1903 году. Она соединяла города Черкесск (тогда станица Баталпашинская) и Сухум. Общая протяженность дороги - 337 км. Со стороны Карачаево-Черкесии наибольшая часть дороги асфальтирована. Дорога там проходит через город Карачаевск, курорт Теберду и Домбайскую поляну. Последний пункт на дороге со стороны Карачаево-Черкесии - турбаза "Северный приют". Затем 13-километровый участок дороги пересекает Большой Кавказский хребет по Клухорскому перевалу (высота 2781 метр) и выходит к базе "Южный приют" в Кодорском ущелье Абхазии. Первый населенный пункт со стороны Абхазии после перевала - армянское село Ажара. Затем дорога идет по Кодорскому ущелью, вдоль реки Большая Мачара, и выходит на Черноморское шоссе в нескольких километрах южнее Сухума. На территории Абхазии вокруг дороги находится большое количество памятников древней архитектуры. Асфальтирована дорога в Абхазии лишь частично. Участок, ведущий через Клухорский перевал, в настоящее время совершенно не приспособлен для автомобильного движения. В советское время этот участок был одним из известных маршрутов горных туристов. С началом войны в Абхазии в 1992-1993 гг. он практически не используется.

Отметим, что проект восстановления Военно-Сухумской дороги на протяжении последних лет активно обсуждался на Северном Кавказе. Например, о целесообразности этого проекта в сентябре 2009 года заявил президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев. Вместе с тем, в недавнем комментарии для ИА REGNUM Новости эксперт из Карачаево-Черкесии Андрей Гудимов напомнил, что команда предыдущего президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева активно поддерживала другой проект транспортного соединения региона с черноморским побережьем - строительство автодороги Псемен (Карачаево-Черкесия) - Дагомыс (Краснодарский край). По данным СМИ, именно строительство этой автодороги внесено в проект Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа, подготовленный Министерством регионального развития по инициативе полпреда президента в Северо-Кавказском округе Александра Хлопонина и представленный на утверждение в правительство РФ.

Вместе с тем, 6 июля заместитель начальника федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесии Анатолий Озов в интервью изданию "Кавказский узел" дал понять, что, позитивно оценивая проект восстановления Военно-Сухумской дороги, считает целесообразным строить дорогу из Карачаево-Черкесии непосредственно к Большому Сочи: "Зачем ехать через Сухум на море в Россию, когда можно ехать в Адлер и уже потом - в Сухум. То есть вопрос связи с Абхазией дорога Черкесск-Адлер решает не хуже дороги Черкесск-Сухум. И я убежден, что для отдыхающих так удобнее".

Эксперты отмечают не только экономическое, но и этнополитическое значение восстановления Военно-Сухумской дороги, поскольку она установит прямой транспортный коридор между Абхазией и регионами Северного Кавказа, где проживают родственники абхазов - адыги (черкесы).