На Дальнем Востоке около 70% рыбопромысловых судов эксплуатируются сверх нормативного срока. Как 5 июля сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе дальневосточного полпреда, такие данные озвучил полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, который отметил, что сдерживается освоение новых районов и объектов лова в открытом океане.

"Сегодня судам по 20-25 лет. К сожалению, судостроительные заводы на Дальнем Востоке не загружены, а рыбаки приобретают суда заграницей. Крайне важно развивать лизинг. Лишь незначительная часть предприятий может приобрести суда без лизинга", - подчеркнул полпред.

Как известно, добавил Ишаев, в начале июня состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации, посвященное вопросам развития судостроения в стране: "Озвученные на заседании факты шокируют - российское гражданское судостроение сегодня составляет 0,4% от мирового судостроения. До 15 июля будет согласован и внесен в Государственную Думу законопроект о мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ. Он будет предусматривать меры, которые в свое время использовались при создании судостроения в Корее, Японии и Китае. Это - организация судостроительных кластеров, освобождение их продукции от большей части налогов, а ввозимых комплектующих - от налогов и импортных пошлин. В частности, по этому пути шел Китай, который за 20 лет создал с нуля свое судостроение. Центр выстраивания партнерских отношений с зарубежными судостроителями будет находиться в Приморье. Специальное отделение морской техники появится в создающемся Дальневосточном федеральном университете, где будут готовить специалистов для судостроения на Дальнем Востоке".

Кроме того, Ишаев сообщил, что основная масса гидротехнических сооружений терминалов (причалы, молы и т.п.) построены в 50-60-х годах прошлого века и имеют значительную изношенность или находятся в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность и грузооборот терминалов, обеспечить безопасную эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.

"Государство планирует, что в перспективе наиболее интенсивными темпами будет развиваться именно обрабатывающее производство Дальневосточного бассейна, - заявил Ишаев. - За период реализации Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года в Дальневосточном бассейне будет введено около 50% общего ввода мощностей, из которых более 60% составят мощности консервного производства и 20% холодильных установок".

"В перспективе внутренний рынок Российской Федерации в условиях экономической стабилизации, роста доходов населения потребует значительного расширения ассортимента рыбной продукции, особенно в сторону продукции, готовой к употреблению. В перспективе предусматривается увеличение удельного веса рыбных товаров улучшенного ассортимента в общих объемах товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы с 66,9% в 2008 году до 85,7% в 2020 году. Предусматривается увеличение выпуска рыбных консервов на береговых предприятиях, основной рост которых планируется в Дальневосточном бассейне, где возможен рост их объемов из таких видов сырья как сайра, кальмары, водоросли", - добавил полпред.

Согласно Стратегии приоритетным направлением развития рыбоводства в Дальневосточном федеральном округе станет выращивание водных биоресурсов, чему способствуют природно-климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий.

В первую очередь в стране будут осуществляться мероприятия по развитию морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота Владивостокского, Петропавловск-Камчатского, Хасанского, Невельского, Холмского морских портов.

"Кстати, - подчеркнул Виктор Ишаев. - Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрены средства на предоставление субсидий на возмещение части затрат рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов сроком на 5 лет, в сумме 150,6 миллионов рублей. В бюджете предусмотрено 239,1 млн рублей на уплату процентов по кредитам, полученных на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры. Государство выделило также 187,4 млн рублей на поддержку желающих создать в регионах специализированные рынки по реализации рыбной продукции, и 31,3 млн рублей на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования".