Чингиз Велиев: Кашаган: бесконечные надежды Казахстана и Азербайджана
18 ноября 1997 года между правительством Республики Казахстан (РК) и Северо-Каспийским консорциумом (КСО
На долю проекта Кашаган выпала трудная участь, изобилующая переносами графиков получения промышленной нефти, изменений стоимости работ и прочих скандалов. Следует отметить, что с этим месторождением связаны большие надежды не только самого Казахстана, но и стран прикаспийского региона и за его пределами, имеющих маршруты вывода нефти на мировые рынки или контролирующих их. Ведь эта нефть должна была реализовать амбициозные планы Казахстана по вхождению в десятку крупнейших нефтедобывающих стран мира к 2015 году со стабильной нефтедобычей в 150 млн т. в год и с соответствующими доходами. Потом эта цифра была пересмотрена в сторону понижения, сперва до 135 млн тонн, а далее и 110 млн тонн нефти в год. Но все равно: цифры внушительные. Нефть с Кашагана ждут в Баку - для заполнения нефтепровода
В целом же сроки получения первой промышленной нефти с месторождения Кашаган переносились 3 раза, каждый раз отражаясь на сумме инвестиций в проект, действие которого рассчитано на 40 лет, до 2037 года.
При заключении СРП, объём инвестиций в проект оценивался в $10 млрд, а сроки получения первой промышленной нефти планировались на 2005 год. Из-за разногласий по поводу того, как надо разрабатывать месторождение Кашаган, время ее получения затянулось аж до 2015 года. В итоге Казахстан получит $60 млрд, подрядные компании $85 млрд, возмещаемые затраты $57,1 млрд. Что касается масштабов проекта, то он вписывается в концепцию оценки запасов: геологические 5.447,9 млн тонн, извлекаемые - 2.241,7 млн тонн.
Но и на этом эпопея не кончилась. Участники консорциума решили объявить правительству Казахстана новую смету расходов, в которой стоимость возмещаемых затрат составляла $136 млрд в течение 40 лет. Сроки же получения первой нефти вновь переносились - на 2012 год. При этом консорциум решил пересмотреть свои планы с целью увеличения первоначальной добычи до 450 тыс бар в сутки, а затем на дальнейших этапах развития месторождения довести до 1,2 млн бар в сутки. Фактически консорциум решил полностью изменить проект с таким расчетом, чтобы увеличить темпы роста объемов добычи с первоначальных 9 млн тонн в год до 22 млн тонн в год, с последующим наращиванием до 56 млн тонн в год и далее. То есть применить агрессивный метод добычи нефти. С технологической позиции такой подход требует более основательной подготовки, а с экономической - резкого увеличения затрат. Первая схема ранней добычи позволила бы консорциуму начать возмещение затрат на более раннем этапе за счет экспорта нефти. Новая же схема, наоборот, требует больших затрат и длительного подготовительного периода. Другой вопрос - с чем останется по прошествии 40 лет Казахстан, если уже через 20 лет пройдет пик нефтедобычи. Согласно подписанному СРП на период возмещения затрат Казахстану (в Profile Oil) достается 10%, остальные 90% доходов от продажи нефти идут консорциуму. В таких условиях кратное увеличение затрат консорциума существенно отдаляет получение доходов, в которых доля Казахстана выше.
Но что-то подсказывает это ещё не конец, ведь консорциум вложил в проект $20 млрд и не получил ещё ни капли нефти. Кризис, поразивший весь мир, отразился и на разработке Кашагана. Консорциуму пришлось сократить количество инвестиций, вкладываемых в проект. Очередность участников консорциума в качестве оператора разработки только усиливает разногласия, что не способствует работе. Авария ВР в Мексиканском заливе делает его ненадежным партнером, вынужденным распродавать активы. Так что не исключается его выход из многих проектов. Если это коснется региона Каспийского моря то можно ожидать больших изменений политического и экономического характера. А здесь у ВР не все проекты приносят прибыль. Примером может послужить тот же самый Кашаган.