Юрий Баранчик: "Белорусский проект - 1994": начало и завершение. Часть вторая
с первой частью статьи Юрия Баранчика можно ознакомиться здесь
Экономическая составляющая.
С 1994 г. ставка в этой сфере была сделана на построение централизованной плановой экономики, основу которой составили крупные промышленные нефтехимические и машиностроительные производства, доставшиеся Беларуси по наследству от Советского Союза. Если до 1991 года Беларусь была сборочным цехом Советского Союза, то после его распада она стала сборочным цехом России.
Базисом "белорусской экономической модели" стали российские энергетические ресурсы (нефть и газ), получаемые Беларусью по ценам существенно ниже мировых. По подсчетам экспертов, только по нефти в 1992-2009 годах дотации России составили около 35 млрд долларов, что существенно превышает прежние оценки. Если же сюда добавить и самый дешевый в Европе газ, то сумма явно зашкаливает за 50 млрд долларов.
Это позволяло официальному Минску иметь очень внушительную в финансовом плане дельту, за счет которой закрывались дыры неэффективной экономической модели и реализовывались те социальные проекты, которые предназначались для того, чтобы зримо показать населению эффективность проводимой властью социально-экономической политики. Дешевый газ позволял обеспечивать дешевое жилье (коммунальные платежи) и конкурентоспособность продукции белорусских предприятий на мировом и российском рынке, дешевая нефть (с учетом резкого скачка ее стоимости на мировых рынках после 2000 года) позволяла осуществлять реэкспорт нефти и нефтепродуктов на Запад. Такая политика давала возможность поставлять на мировые рынки продукцию, которая по потребительским свойствам хуже, но дешевле мировых аналогов; медленно, но постепенно и стабильно перевооружать промышленность в условиях недостатка крупных иностранных и частных инвестиций.
В условиях развала промышленности в России 1991-1999 гг., сохранение крупных аналогичных производств в Беларуси позволило занять существенные ниши российского рынка по ряду направлений. В настоящее же время после начала развертывания на территории России производств ведущих мировых ТНК, а также роста непосредственно российских предприятий, белорусская товарная масса стала вымываться не только с российского рынка, но и проигрывать конкуренцию на белорусском.
Внешнеполитическая составляющая.
В этом вопросе можно выделить три этапа. Первый этап - "романтический" (1994-2000 гг.). На этом этапе
Третий этап - интеграция как пиар-проект (2004-2009 гг.). После осознания невозможности прийти к власти в России при Путине, белорусский лидер стал осознанно рассматривать идею Союзного государства исключительно как пиар-проект до новых президентских выборов в России в 2008 г., когда Путина сменит новый президент, с которым Лукашенко начнет игру заново. Белорусский президент уже не молод, энергетика уже не та, и он прекрасно понимает, что ничего в мире изменить не удастся: США будут США, Россия будет Россией, а Беларусь будет Беларусью. Остается Беларусь, в которой надо остаться на максимально долгий срок.
С момента прихода к власти Лукашенко во внешней политике была сделана ставка на самую тесную интеграцию с Россией, вплоть до построения Союзного государства и активного противостояния западной гуманитарной интервенции. Именно поэтому многие действия главы белорусского государства пользовались такой народной поддержкой, а на многое люди просто закрывали глаза.
Ключевой момент в белорусско-российских отношениях настал после президентских выборов 2006 г.: Россия выполнила перед белорусским руководством все свои обязательства и рассчитывала на соответствующую ответную реакцию. Именно в этот период лето-осень 2006 г. в целях сохранения власти, белорусский президент сделал свой выбор и фактически благословил единение интересов двух внешне диаметрально противоположных группировок белорусской элиты (части "пропрезидентской" и откровенно антипрезидентской) относительно ключевого вопроса внешней политики Беларуси (а опосредованно - и внутренней) - а именно об отношениях с Россией.
В последние годы власть запустила процесс переформатирования белорусского проекта и попыталась самым активным образом установить контакты с США и
Оценка роли личностей
При анализе данного вопроса, конечно, надо исходить из установки, что вся белорусская модель развития - это отражение личности первого белорусского президента, его политических, экономических взглядов, степени допустимости тех или иных шагов и мер в политике и т.д., и того, с каким внешним объективным миром ему приходится иметь дело. Т.к. вся белорусская система - это система личной власти Лукашенко со всеми плюсами и минусами, то нет никакого сомнения в том, что как только в Беларуси будет новый президент, вся белорусская система власти претерпит радикальные изменения.
Радикальная оппозиция исходит из огульной критики всех последних двенадцати лет белорусского развития. Белорусский агитпроп, наоборот, из видения всего происходящего в стране исключительно в розовом свете. Истина, как известно, где-то посередине. И оценка деятельности Лукашенко на посту президента Беларуси должна исходить из каких-то определённых критериев. Какой же взять критерий для оценки первого президента Беларуси? Где границы объективного и субъективного в любой оценке? Как избежать привязки к ситуации и вовлеченности в политический процесс и попробовать посмотреть на него с точки зрения истории?
Конечно, может быть множество критериев оценки - для кого-то подавление свободы, отсутствие "Эуропы", а для кого-то возможность построить квартиру за счет льготного кредита. И этого второго на фоне его маленькой победы мало волнует, что откуда берется, и до Европы ему нет никакого дела. И он - прав, это его повседневная будничная правда. Понимая всю спорность данного шага, в качестве критерия оценки деятельности Лукашенко возьмем политику российских лидеров.
В чем различия?
У белорусского президента поле маневра существенно меньше. Однако у российского президента гораздо выше ответственность за принятое решение - основные "партнеры" России по диалогу прощать ошибки не будут. Лукашенко отгораживает страну от мира, Путин и Медведев пытаются вписать её в мир. Они ведут за собой команду, что говорит о сохранении и преемственности курса, Лукашенко же находится в полном одиночестве, потому что никто из белорусской элиты, из тех, кто с ним рядом, не будет продолжать "проект-1994", а начнет более или менее радикально трансформировать проект "Лукашенко".
Путин после второго срока ушел. Лукашенко остался на третий и пойдет на четвертый. В России формируется средний класс, класс собственников, в Беларуси он отсутствует, государство поддерживает только наемных работников, точнее, миф о том, что оно их поддерживает. Путин и Медведев делают ставку на союз сильного государства и сильного бизнеса, Лукашенко - только на сильное государство.
Каждый может добавить от себя еще множество совпадающих и отличающихся черт. Я не ставил своей задачей дать их всеохватывающий перечень, а только подчеркнуть, что сходств много, а отличий - еще больше. Притом сходства носят характер формальный, а различия - содержательный и качественный.
Что из этого следует. Методы преобразований у российских и белорусского президентов приводят к принципиально разным "картинкам": Россия - страна на подъеме, ее характеризует динамизм и открытость, ее голос все более уверенно звучит на мировой арене, а российский бизнес все активней проникает в мировую финансово-экономическую систему. Беларусь все больше закрывается в собственной скорлупе.
В России все больше успешных людей, которые реализуют себя, будь это политика, бизнес или творчество. В Беларуси успешных людей все меньше, и они сознательно пытаются уйти в тень, чтобы их не заметили. Следовательно, можно сделать вывод: у президентов двух стран отличаются целевые установки деятельности. А это уже серьезно.
Наиболее яркое технологическое и целевое отличие между двумя лидерами состоит в том, что Владимир Путин и
Российские лидеры расширяют политическое пространство России, делает его более сложным и многофакторным, менее подверженным ударам извне. Лукашенко сознательно максимально сужает политическое пространство Беларуси: власть в стране держится исключительно на фигуре президента и его поддержке силовыми структурами.
Фундаментальное противоречие в целевых установках лидеров двух стран нашло свое самое прямое и непосредственное отражение в белорусско-российском конфликте вокруг построения Союзного государства. Лукашенко упустил свой исторический шанс быть одним из собирателей земель. Теперь его место в истории займет кто-то другой.
Причины завершения "Белорусского проекта - 1994".
Причинами завершения "Белорусского проекта-1994" (или проекта "Лукашенко") стали те же факторы, которые и пробудили его к жизни, только со знаком "минус": Александр Лукашенко отказался закончить тот союзный проект, под который он в 1994 году получил кредит доверия и одобрение Москвы; соответственно, руководство России приняло решение об отказе от субсидирования белорусского проекта под руководством нынешнего белорусского президента. Таким образом, "Белорусский проект - 1994" завершился исключительно по воле его инициатора, который в одностороннем порядке решил изменить условия своего контракта, т.к. единственным и главным условием легитимности белорусской власти с 1996 г. и по настоящий момент была позиция России.
Т.е. в своем основании сложившаяся ситуация завершения Союзного проекта имеет сугубо субъективный фактор: Лукашенко отказался завершить начатое дело только потому, что терял часть власти, что в его трактовке равносильно потере всей власти. И то, что это решение (отказ от строительства Союзного государства) влияет на "судьбы славянства", российского и белорусского народов, о чем он так горячо в свое время говорил, его мало волнует. Следовательно, эти слова, как и многие другие, были пустой декларацией или, если применить этот вывод к области общественных ожиданий, манипуляцией.
Поэтому и нынешний призыв к суверенности и независимости со стороны нынешнего главы белорусского государства мы имеем право рассматривать исключительно как манипуляцию общественным мнением, направленную на сохранение личной власти на неопределенно длительную перспективу. Поэтому после отказа Лукашенко от идеи построения Союзного государства можно говорить со всей очевидностью о том, что цели проекта "Беларусь" и цели проекта "Лукашенко" начали кардинально расходиться. Проект "Беларусь-2011" - это проект без Лукашенко.
Решение Москвы прекратить дотировать "дружественный" белорусский режим как раз таки и говорит о том, что Россия намерена начать новый белорусский проект. Почему именно этот шаг вызвал такой вал эмоций со стороны белорусского президента, который оставил далеко позади любые бурные эскапады Лукашенко в сторону Запада? Потому что именно этот шаг: а) означает прекращение финансирования "Белорусского проекта - 1994" (проекта "Лукашенко"); б) меняет экономический и, следовательно, внутриполитический расклад в стране; в) лишает Лукашенко монополии на белорусско-российские отношения; г) достаточно серьезно бьет по выстроенной модели консервации общественно-политической и экономической жизни в стране.