Азербайджан удовлетворен заявлением президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ (США, России и Франции) по нагорно-карабахскому конфликту. Об этом заявил заведующий отделом по общественно-политическим вопросам Администрации президента Азербайджана Али Гасанов. "Заявление полностью удовлетворяет азербайджанскую сторону, в нем все три страны признают факт оккупации территорий Азербайджана и в нем также содержится требование о деоккупации азербайджанских земель", - уточнил при этом высокопоставленный азербайджанский чиновник. В общих чертах схема предполагаемого соглашения по карабахскому урегулированию - в интерпретации азербайджанской стороны - выглядит следующим образом: возвращение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом.
Более детально рассуждал на эту тему глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров на встрече с депутатами бундестага в Германии. По его словам, процесс урегулирования карабахской проблемы должен проходить следующим образом: на первом этапе освобождение 5-ти из 7-ми оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха с условием, что остальные 2 района будут освобождены через 5 лет; разблокирование коммуникаций в регионе (на этом этапе будет рассматриваться вопрос открытия турецко-армянской границы); проведение восстановительных работ, возвращение беженцев в свои дома, размещение миротворческих сил для гарантий безопасности населения; промежуточный статус для Нагорного Карабаха с широким самоуправлением; и лишь в конце, по мнению Эльмара Мамедъярова, "восстановив доверие между сторонами, можно будет в спокойной атмосфере обсудить окончательный статус Нагорного Карабаха". "Оккупация есть оккупация, и все это признают, - констатировал глава МИД Азербайджана. - Мой оптимизм по поводу решения нагорно-карабахского конфликта усилится, если мы будем знать, чего хотят армяне. Если они хотят аннексии Карабаха, то это исключено. Если они продолжат настаивать на независимости этого региона, то это мне также не представляется возможным".
Действительно, чего же хотят армяне? Внешне армянские политологи, как и Баку, положительно оценили совместное заявление президентов России, США и Франции по Нагорному Карабаху. Карабахский аналитик и политолог Давид Карабекян признал, что это заявление трех президентов "придаст динамизм процессу урегулирования". Тем более, что по его словам, в заявлении указывались положения, которые отражены и в Мадридских принципах 2007 года, и в заявлении, принятом во время встречи "восьмерки" в итальянской Аквиле в июле прошлого года. В принципе с такой оценкой согласен и бакинский политолог Расим Мусабеков: "Последнее заявление глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ практически является повторением заявления, которое прозвучало в прошлом году, после саммита в Аквиле". Тогда что же нового появилось в процессе карабахского урегулирования? По словам Расима Мусабекова, отличие нынешнего заявления только в том, что в аквильском заявлении не были непосредственно указаны принципы урегулирования конфликта. Их "расшифровали" тогда на сайтах ОБСЕ и госдепа США. А в заявлении в Канаде были определены все принципы и содержится призыв к конфликтующим сторонам "сделать последний шаг - перейти к непосредственной реализации плана урегулирования".
Тем не менее, этот призыв можно было бы отнести к действиям все же ритуального свойства. Если не некоторые " таинственные обстоятельства", на которые намекнул председатель ПАСЕ турецкий дипломат Мевлют Чавушоглу. По его мнению, карабахский конфликт должен быть разрешен как можно быстрее, "иначе, могут возникнуть нежелательные события".
Но вся сложность ситуации заключается именно в том, что, как итальянское, так и нынешнее канадское заявление президентов стран-сопредседателей США, России и Франции не имеют правового статуса. Точно так же, как и сами Мадридские принципы и их обновленные редакции, которые рассматриваются в качестве основы для подготовки принципов урегулирования конфликта. Следовательно, для того, чтобы деятельность Минской группы ОБСЕ приобрела полноценный характер - с точки зрения международного права - ей необходимо подготовить еще одни так называемые "Мадридские принципы", вступить в достаточно длительный дипломатический марафон. В итоге Карабах выигрывает для себя историческое время, которое на Большом Ближнем Востоке несет большие перемены.
Это- во-первых. Во-вторых, как показал опыт Аквилы, без взаимного согласия конфликтующих сторон искать "развязки", полагаясь только на заявления трех президентов, неперспективно. Вот почему озвученная главой азербайджанского МИД Эльмаром Мамедъяровым технология карабахского урегулирования выглядит по-прежнему странной. Он считает, что только после освобождения некоторых районов республики (или сразу всех), можно будет "восстановить доверие между сторонами и в спокойной атмосфере обсудить окончательный статус Нагорного Карабаха". Но все должно идти с точностью наоборот - сначала восстановление политического доверия друг к другу, а затем технологическое решение карабахской проблемы. Иначе любое решение Еревана в сторону сближения с Баку без конкретных компенсаций определенными силами в Армении будет рассматриваться как национальное предательство. Так Баку может потерять Ереван в качестве партнера и ему придется иметь дело с иными армянскими лидерами.
В этой связи отметим еще один важный момент. Баку проблему нормализации турецко-армянских отношений рассматривает как следствие начала освобождения азербайджанских районов. В то время как Ереван в принципе был готов начать этот процесс в случае ратификации турецким парламентом цюрихских протоколов. При таком ходе событий появлялась бы хоть какая-то "компенсационная логика": освобождение азербайджанских районов выглядело бы как следствие турецко-армянского альянса. Мы это к тому, что армянская дипломатия по-прежнему сохраняет возможность для самого широкого регионального маневра - как в сторону Турции, так и Ирана. Возможно, именно это и имел в виду председатель ПАСЕ Мевлют Чавушоглу, высказывая свои предупреждения.
В начале июля Азербайджан посетит госсекретарь США Хиллари Клинтон, а в Ереване побывает президент РФ Дмитрий Медведев. Однако для реального продвижения переговорного процесса по Карабаху делать полную ставку на согласованность позиций Вашингтона, Москвы и Парижа все же не стоит. Баку и Еревану необходимо самостоятельно приходить к соглашению, а не становиться заложниками в играх третьих стран. Готовы ли они? Многое станет ясным, если 16-17 июля в Астане министры иностранных дел Азербайджана и Армении в рамках СМИД ОБСЕ проведут встречу и о чем-то договорятся. Не исключено, что на этом направлении будет теперь действовать и Минская группа ОБСЕ, сопредседатели которой в первых числах июля также прибудут в Азербайджан.