Историк: 28 июня 1940 года бессарабцы встречали Красную Армию как освободителей
Молдавия, 28 июня, 2010, 20:17 — ИА Регнум. 24 июня временно исполняющий обязанности президента Молдавии Михаил Гимпу подписал указ об объявлении 28 июня 1940 года - дня освобождения Бессарабии от румынской оккупации - "днем советской оккупации". Кандидат исторических наук, председатель Общественной ассоциации "Русь", главный редактор международного исторического журнала "Русин" Сергей Суляк в комментарии для ИА REGNUM Новости описал, какими методами управляли Бессарабией румынские оккупанты в 1917-1940 гг., и как встречали жители края части
"Румыния, воспользовавшись начавшейся в России гражданской войной, аннексировала Бессарабию, которая с 1812 г. находилась в составе Российской империи. Большинство местного населения рассматривало вхождение Бессарабии в состав Румынии как оккупацию, что выразилось в многочисленных выступлениях против румынской власти (Хотинское (1919), Бендерское (1919), Татарбунарское (1924) восстания). За первые 8 лет оккупации в Бессарабии по приговорам судов было казнено 15.512 чел. гражданского населения. За 22 года Бессарабию покинуло 16,5% населения. Свыше 100 тыс. чел бежало в СССР. Во многих странах создавались общества бессарабцев, которые боролись за возвращение Бессарабии в состав России.
Румынское правительство управляло Бессарабией такими методами, что 29 сенаторов и депутатов Румынского парламента, представлявших Бессарабию (большинство из них было в свое время сторонниками объединения с Румынией) вынуждены были направить в 1924 г. послание румынскому королю, в котором в частности, говорилось: "Уже шесть лет Бессарабией управляют так, как невозможно сегодня управлять даже черными колониями Африки... Нынешний режим в Бессарабии невозможно продолжать! Бессарабия не может, не желает его больше терпеть!".
Несмотря на насильственную румынизацию, запрет говорить в присутственных местах по-русски, румынская газета Universul в апреле 1934 г. констатировала, что "положение румынизма, спустя 15 лет после объединения Бессарабии, крайне плачевно. Румынизация Бессарабии, особенно городов и местечек, задерживается. Культурное положение Бессарабии является одним из самых горестных. Бессарабская душа, все еще живущая в мираже старой России, не может быть достаточно близкой национальным стремлениям объединенной Румынии".
Советское государство никогда не признавало аннексию Бессарабии, пыталось решить данный вопрос дипломатическим путем. 26 июня 1940 г. правительство СССР передало королевскому правительству Румынии официальную ноту, в которой предлагало "мирным путем разрешить затянувшийся конфликт между СССР и Румынией". Во второй ноте от 27 июня правительство СССР потребовало от Румынии в четырехдневный срок, начиная с 14 часов 28 июня очистить территорию Бессарабии от румынских войск и румынской администрации. С середины дня 28 июня части Красной Армии вступили на территорию Бессарабии.
Численность покинувших Бессарабию после 28 июня 1940 г. составила до 100 тыс. чел. (в основном это уроженцы Румынии). В то же время из-за рубежа в Бессарабию возвратилось около 300 тыс. чел., в том числе 200 тыс. из Румынии. Румынские власти всячески препятствовали репатриации. 30 июня 1940 г. в г. Галаце произошла расправа над бессарабцами, возвращающимися на родину. Оцепив площадь перед железнодорожным вокзалом, где собралось свыше двух тысяч репатриантов, румынские жандармы и военные открыли огонь по безоружным людям, убив свыше 600 человек.
После 28 июня солдаты-бессарабцы массово дезертировали из румынской армии. Из 15 румынской пехотной дивизии бежало 3 тыс. солдат. По данным румынского генштаба, на 8 июля 1940 г. дезертировало 61.970 военнослужащих.
Оценивая настроения населения, представители румынской власти писали: "Правдой является то, что абсолютное большинство населения было охвачено настоящим радостным возбуждением, да еще и так было охвачено, что встреча с цветами в руках, со знаменами, оркестрами и угощением не являлась бегло выдуманной информацией, а представляет собой грандиозную и стихийную манифестацию радости по случаю прихода освободителей, которых желали и которых ожидали в течение многих лет".
2 августа 1940 г. на VII сессии Верховного Совета СССР по предложению молдавской делегации, в состав которой входили депутаты Верховного Совета СССР от МАССР и избранные на собраниях представители Бессарабии, был принят Закон об образовании Молдавской Советской Социалистической Республики.