Если государственное финансирование медицины будет нормальным, то государственно-частное партнерство в медицине не потребуется. Об этом сегодня, 28 июня, в Санкт-Петербурге в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заявил президент Национальной медицинской палаты России, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН профессор Леонид Рошаль.

Рошаль сегодня принял участие в проходящей в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате первой международной конференции "Государственно-частное партнерство в здравоохранении. Перспективы и пути развития в России". "Я некоммерческий человек, но если бы у меня было полное неверие к ГЧП, то я бы сюда не приехал", - сказал профессор Рошаль и подчеркнул, что "нужна разъяснительная работа, чтобы каждый организатор здравоохранения четко понимал, зачем ему ГЧП, потому что, когда кто-то дает деньги, он хочет заработать на этом". По мнению Леонида Рошаля, частно-государственные проекты в области здравоохранения надо начинать с малого: взаимовыгодного использования лабораторного оборудования, сложной и дорогостоящей техники типа компьютерных томографов и т.п. "Самое главное, чтобы все это не ухудшало здравоохранения и не увеличивало платное здравоохранение в ущерб доступности медицинской помощи", - считает Рошаль.

"Основное, почему я приехал сюда, - это недофинансирование здравоохранения и поиск того, где найти дополнительный источник его финансирования. У нас на здравоохранение тратится 3,9% от ВВП, между тем в развитых странах нижняя граница - это 6% от ВВП, ниже этого считается, что здравоохранение разваливается, мы же по уровню развития здравоохранения находимся на 120-м месте в мире, если финансирование государством будет нормальным, то ГЧП не потребуется", - сказал профессор Рошаль.

Заместитель председателя комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга по экономике Фарит Кадыров отметил, что "ГЧП - это не благотворительность со стороны бизнеса, а поиск непростых компромиссов в условиях, когда государство не может выделить ресурсы, но может предоставить помещения, здания и т.п.".

Между тем в российском законодательстве на федеральном уровне нет четкого определения государственно-частного партнерства и отношения такого рода регулируются лишь федеральным законом "О концессиях" и рядом законодательных актов регионального уровня. Причем, подобные законы приняты лишь в 13 регионах России, в том числе и в Санкт-Петербурге. Большинство примеров реализации государственно-частного партнерства в России, по данным Tenzor Consulting Group, сосредоточено в сфере развития транспортной инфраструктуры - 65%, на долю здравоохранения приходится лишь 18%.

Российские инвесторы пока настороженно относятся к вложению средств в ГЧП в области медицины - эти проекты рассчитаны на 30-40 лет, они очень затратные и связаны с целым рядом рисков. "Окупаемость инвестиций за счет возврата их из бюджета неэффективна. Ни один коммерческий банк не предоставит рублевый ресурс более чем на 5-7 лет, а привлекать иностранных операторов дл строительства больничных зданий невыгодно, что же касается оборудования - то не проще ли закупить его соответствии с федеральным законом №94?", - считает исполнительный директор департамента проектного и структурного финансирования ОАО "Газпромбанк" Павел Бруссер.

"Государственное - это ничье, медицинские объекты разваливаются, а обслуживающим организациям, которые вступают в ГЧП, государство дает лишь год по договору, а я должен быть уверен по крайней мере на пять лет стабильной работы, при этом используя часть больничных объектов для своих нужд", - заявил в прениях на конференции генеральный директор ООО "МедСтройСервис" Александр Коростылев.

Главный врач детской городской больницы (ДГБ) №5 Александр Голышев считает, что в Санкт-Петербурге есть законодательная основа для создания на базе больницы ГЧП. Александр Голышев напомнил, что ДГБ№5 была построена 14 лет назад и "построена плохо - палаты обветшали, я вынужден закрывать палаты, потому что мне стыдно перед родителями и детьми". Голышев рассказал, что в больнице провели опрос родителей пациентов - они жаловались не на медицинское обслуживание, а на плохие палаты, белье, питание, холод в палатах и т.п. Голышев разрабатывает проект государственно-частного партнерства, рассчитанный на 30 лет и включающий в себя архитектурный проект, создание реабилитационного центра, фактически "создание медицинского кластера внутри квартала". По мнению главного врача, "это может быть частная больница на 30 лет - на время соглашения, которая будет работать в государственной системе здравоохранения а по окончании соглашения будет передана государству". Сейчас ДГБ №5 финансируется на 10% от потребности и занимает 37% рынка медицинских услуг детских стационаров и осуществляет 91% от объема экстренной медицинской помощи детям, поток пациентов составляет 62 тысячи в год.

Леонид Рошаль, выслушав Голышева, задал вопрос о потенциальном инвесторе, но внятного ответа не получил. После чего Леонид Рошаль рассказал, что при создании Московского НИИ неотложной детской хирургии тоже "приходили разные иностранные инвесторы, но пока московское правительство не выделило бюджетных денег, ничего создано не было".