Чингиз Велиев: Перед лицом санкций: уязвимость экономики Ирана и будущая борьба за Каспий
Перечень санкций, вводимых исключительно американским правительством, регулируется лично президентом СШ.А. Безусловно, они будут экстерриториального характера и выходящими за рамки согласованных решений мирового сообщества.
Иран, продолжительное время живущий в условиях мировых санкций, похоже, свыкся с ними. За это время промышленность страны, если и не сделала технологический рывок вперед, то обеспечивает свое 70-тимиллионное население практически всеми необходимыми товарами. Существенной помощью является импорт китайского ширпотреба, занимающий 10% иранского рынка.
Иран является крупным поставщиком, а также сотрудничает с соседними странами. В свою очередь, Иран импортирует из Туркмении природный газ в объеме 20 млрд кубометров, а из Азербайджана хочет нарастить объем поставок газа до 5 млрд кубометров. Иранский порт Нека получает туркменскую нефть наравне с Баку. Кроме того, Иран является единственным (после Грузии) покупателем азербайджанского бензина, ввоз которого запрещен в страны Евросоюза. Официальный Тегеран в одностороннем порядке ввел безвизовый режим с Азербайджаном. Для обеспечения текущих операций в Баку функционирует иранский Банк Милли Иран (Мelli Iran) закрытие которого нанесет больший удар по экономике Азербайджана, чем Ирана.
Одним из уязвимых мест экономики Ирана является дешевизна автомобильного топлива. В Иране до сих пор 100 литров бензина продаются по бросовым государственным ценам и еще 100 литров по фиксированным, но относительно низким ценам, а остальные по коммерческим. Дешевизна бензина породила огромное количество автолюбителей, которые при удорожании бензина сметут любое правительство. До сих пор в Иране всего 8% грузов и 3-4% пассажиров перевозится железнодорожным транспортом, все остальное - автомобильным.
Бедой Ирана является расточительство в расходовании нефтепродуктов, часть которых он возмещает импортом. Поэтому, чтобы Тегерану увеличить ВВП на 1 тыс. долларов требуется расход энергоносителей в эквиваленте 1700 литров углеводородного сырья. Теперь понятно, какую роль играют мировые цены на нефть в экономике Ирана. Отсюда и жесткая позиция Ирана по статусу Каспия, заключающаяся в делении его на 5 равных частей.
Основная борьба за каспийскую нефть развернется в регионе в 2020 году. К тому времени поток азербайджанской нефти в трубопровод
Для транспортировки каспийской нефти Иран планирует построить нефтепровод Нека - Джаск протяженностью 1560 км и мощностью 1 млн баррелей в сутки. Тариф на прокачку нефти по трубопроводу предполагается установить на уровне 45$. Транспортировка нефти через БТД обходится в настоящее время 75$ за баррель, по железной дороге Баку-Кулеви 73$ за баррель,
В настоящее время готовится ТЭО по наращиванию приема нефти каспийским портом Нека с 17,2 млн тонн до 25 млн тонн сырой нефти в год. Сами работы планируется завершить в 2015 году. Мощности терминалов по хранению нефти собираются увеличить с 1,5млн до 2,5 млн баррелей. Углубление порта Нека позволит принимать танкеры дедвейтом не только 14 млн тонн, но и 60 млн тонн. Сейчас в Иране функционирует 9 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) общей мощностью переработки 1,760 млн баррелей в сутки. Из них 3 НПЗ могут принять в общей сложности 350 тыс баррелей в сутки каспийской нефти. Планируется строительство 7 новых НПЗ общей мощностью 1.59 млн баррелей в сутки. Рассчитаны на каспийскую нефть будут 2 НПЗ общей мощностью почти 0,5 млн баррелей в сутки.
Как видим, Иран является серьезным конкурентом в борьбе за транспортировку каспийской нефти. Это также беспокоит американцев, заинтересованных в том, чтобы каспийская нефть шла в западном направлении. Это одна из причин, по которой США хотят сменить существующий в Тегеране режим на проамериканский. При этом Иран - страна, обладающая третьими в мире запасами нефти и вторыми - природного газа.
Чингиз Велиев - эксперт по топливно-энергетическому комплексу,кандидат технических наук СССР, старший научный сотрудник (Баку)