Николай Радов: Вопрос газа - вопрос выбора для Беларуси
Белоруссия, 23 июня, 2010, 00:01 — ИА Регнум. 2010 год - год принятия окончательного решения, по какому пути будет в дальнейшем развиваться Республика Беларусь. Именно такой вывод напрашивается в ходе анализа современной обстановки как внутри страны, так и взаимоотношений официального Минска со своими внешнеполитическими партнерами и, прежде всего, с Россией.
Ситуация, сложившаяся в результате деятельности нынешнего политического режима, представляет сегодня достаточно большую угрозу экономической и культурной безопасности граждан Республики Беларусь. При этом говорить о том, что во всем виноват Кремль, по крайней мере, глупо. Россия достаточно долго спонсировала режим Лукашенко, не получая взамен практически ничего, кроме популистских обещаний не пустить танки
Время идет, и современное руководство Российской Федерации, ставя на первое место собственные национальные интересы, а не эфемерную белорусско-российскую дружбу, стало все больше сталкиваться с проблемами непонимания белорусской стороны изменившейся политической и экономической конъюнктуры. Официальный Минск, как и прежде, считает соизмеримыми разговоры о героическом прошлом советского народа в годы
Нынешнее противостояние - пятое по счету за девятнадцатилетний период отношений России и Беларуси в качестве независимых государств. Однако, необходимо отметить, что нынешний долг за газ является самым низким за всю историю газовых конфликтов: в 1996 году Беларусь должна была "Газпрому" около 1 млрд. долларов, в 2000 году долг составлял свыше 200 млн. долларов, в 2007-м - 450 млн. долларов, в 2010 году - 192 млн. долларов.
Первая "газовая война" приходится на 1995-1996 годы, когда в течение практически двух предыдущих лет белорусы исправно не платили за газ, поступавший из России. К 1996 году объем задолженности Беларуси за "голубое топливо" приблизился к сумме в 1 млрд. долларов. В 1996 году конфликт был разрешен подписанием двухстороннего договора, по которому Беларусь списала все свои денежные претензии к России за неоплаченную стоимость вывоза и обслуживания ядерных ракет, аренду военных баз и чернобыльскую программу (около 1 млрд. долларов). Помимо этого, по данному соглашению, вплоть до 2001 года Беларусь расплачивалась за газ преимущественно товарами белорусского производства.
В 2000-м году, накануне президентских выборов между двумя странами вновь разгорелся скандал, связанный с долгом Минска "Газпрому", который достиг к тому времени более 200 млн. долларов. Однако на фоне роста напряженности в российско-украинских газовых отношениях и уверениях в лояльности Лукашенко Москва не стала, несмотря на заключенный еще в 1999 году союзный договор, настаивать на приватизации "
Победив на выборах 2001 г. Лукашенко пообещал провести приватизацию "Белтрансгаза" в пользу "
Проведя выборы 2006 года и одержав на них, по собственным словам, "блестящую победу", Лукашенко вновь решил доказать россиянам, что именно он, а никто другой, хозяин в своей стране. Ситуация 2007 года достаточно близка к сегодняшней: несмотря на то, что с начала 2007 года "Газпром" повысил цену для Беларуси почти до 100 долларов за 1 тыс. куб. метров, белорусы продолжали все первое полугодие платить по "собственному тарифу", накопив к лету 450 млн. долларов долга. Однако, конфликт не стал продолжительным, так как имея значительные ресурс от экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений Минск практически без сопротивления и в кратчайшие сроки погасил долг.
Ситуация сложившаяся в нынешнем году имеет ряд своих специфических черт, отличающей ее от всех предыдущих. Во-первых, экспорт нефтепродуктов значительно сократился, а калийные удобрения не приносят таких больших валютных поступлений, как раньше, поэтому изыскать в бюджете "лишние" 192 млн. долларов представляется достаточно сложным. Во-вторых, нерешенность вопроса о
Несмотря на то, что нынешнее правительство России достаточно четко обозначило свой политически курс - национальные интересы прежде всего, в Москве осознают непричастность простых белорусов к происходящей в белорусских политических верхах переоценке ценностей. Об этом можно судить и по тому факту, что время постановки вопроса о прекращении поставок газа в Беларусь было выбрано не в период отопительного сезона, когда отключения газа могло бы вызвать резкое ухудшение уровня жизни населения Белоруссии, а летом. При этом, нельзя не отметить и тот факт, что именно в этот период будет решаться вопрос о дате проведения президентских выборов, что предоставляет возможность оказывать определенный нажим на Лукашенко.
В сложившихся условиях официальный Минск всеми силами стремится сохранить хорошую мину при плохой игре. Ведутся постоянные поиски зарубежных партнеров, инвестиции которых позволили бы решить проблему зависимости белорусского производства от российского газа. Например, Китай, который в ходе недавних переговоров предложил кредит на сумму около 15 млрд. долларов под совместные проекты в г. Минске. Опасность такой политики заключается в том, что, даже найдя возможность изъять из подобных инвестиций деньги для оплаты рыночной стоимости газа, Беларусь рискует окончательно потерять российскую внешнеполитическую и экономическую поддержку, заменить которую китайской будет невозможно. Помимо этого, следует помнить, что Китайская Народная Республика, проводя мировую культурную и экономическую экспансию, не будет заинтересована в дальнейшей интеграции славян на просторах бывшего СССР, а это, в свою очередь, будет означать резкое охлаждение отношений между Беларусью и Россией.
Одним из выходов из сложившейся ситуации может стать интеграция белорусской и российской экономик сначала в рамках Таможенного союза, а затем Единого экономического пространства с 2012 года. При этом необходимо понимать, что вхождение Беларуси в указанные структуры позволит более гибко решать возникающие противоречия между всеми их участниками, не увязывая газовые и нефтяные вопросы с политическими амбициями белорусского руководства. Однако, по всей видимости, официальный Минск будет вплоть до оглашения официальных итогов президентских выборов стараться оттянуть решение возникших российско-белорусских противоречий, надеясь в который раз купить себе лояльность Кремля пустыми обещаниями и разговорами о незыблемости братской дружбы между двумя народами.