Андрей Островский: Газовые проблемы Минска как зеркало белорусского развития
15 июня президент РФ
Вообще, белорусские политики достаточно просто объясняют самостоятельный переход в одностороннем порядке на прошлогодние цены: белорусам слишком дорого платить за газ по контрактной цене. Причём, белорусские чиновники увязывают цены на газ для Белоруссии с ценами на тот же газ внутри России. Представитель "Газпрома", в свою очередь, заявил, что в действительности такой привязки не существует, а есть расчёт белорусской цены, исходя из среднеевропейских показателей. Между прочим, сейчас Россия поставляет в Белоруссию газ со скидкой в 10 % от европейской цены, в позапрошлом году скидка была 30 %. В прошлом должна была составить 20 %, но россияне помогли братскому народу в кризисный год и оставили прежнюю льготу. Однако белорусы этого не оценили. В Белоруссии принято кусать руку дающего, если это не западная рука. В следующем 2011 году белорусы должны будут расплачиваться с "Газпромом" по рыночной цене.
В общем, Белоруссии дали пять дней для погашения задолженности, а с 21 июня, если долг так и не будет выплачен, российская сторона может прекратить поставки. Кстати, белорусы это поняли ещё до ультиматума. Значит, точно знали, что дело до этого дойдёт. Когда на горизонте только замаячил вопрос с задолженностью, белорусская сторона стала срочно заполнять газохранилища, что обычно делается при подготовке к зиме. Одна из белорусских чиновниц, связанных с данным вопросом, заявила, что когда на кону стоит национальная безопасность, то цены на газ - дело вторичное. То есть, получается для того, чтобы выжить (национальная безопасность), нужно воровать газ (цены вторичны). Так что изящная формулировка "несанкционированный отбор газа" может появиться в перепалках российских и белорусских властей.
Следует думать, что этот шаг России является прямым следствием неудачной попытки договориться о льготах и субсидиях 11 июня. Думается, что
Белорусы ожидали такого шага со стороны России, но оказались к нему не готовы информационно. Власть хранит молчание, предоставляя отдуваться за всё экспертам. Один из них сказал, что требование газового долга Россией - это не экономика, а политика. Большего обоснования никто придумать не смог. Давайте популярно разберёмся, где же здесь политика. Допустим, вы приходите в магазин, берёте булку хлеба, а на кассе даёте продавцу такое количество денег, которое покрывает стоимость хлеба лишь частично. Продавец начинает требовать с вас полную стоимость хлеба, а вы говорите, что магазинная цена вас не устраивает, поэтому вы платите столько, сколько считаете нужным, но хлеб на всякий случай покусали, чтобы его не отобрали. Скажите, требование продавца заплатить всю стоимость булки хлеба - это политика? Если вам не нравится цена в этом магазине, идите в другой. Но для Белоруссии проблема в том, что все другие поставщики газа недоступны. Если белорусы начнут искать альтернативных поставщиков, будет хуже, чем с нефтью. Белоруссия географически расположена так, что кроме как из России газ поставлять неоткуда. Поэтому и нет в белорусском правительстве криков по поводу альтернативных поставок газа.
Ситуация на внешних рубежах Белоруссии также не располагает к оптимизму в газовом споре. США недавно продлили запрет на въезд ряда белорусских чиновников, Канада - экономическое эмбарго.
Так что же нужно сделать Минску для того, чтобы уладить конфликт? Первое - это заплатить за неоплаченный газ, а второе, самое важное - принять Таможенный кодекс до 1 июля. И если белорусы сделают второе, то первое им могут и простить. Или каким-то другим образом свести ситуацию на нет. Причём в нынешней ситуации принятие Таможенного кодекса гораздо более экономически выгодно, чем оплата долга. Потому что депутаты в парламенте для ратификации есть, а денег в казне на оплату долга нет.
Откуда белорусы могут взять деньги для оплаты, если выберут этот путь? Российская сторона напомнила, что в этом году она перечислила последний транш за акции "