"Украина и Россия еще раз подтвердили, что независимость Приднестровью не светит": обзор СМИ Приднестровья
Приднестровское урегулирование: "Есть ли смысл вести переговоры с теми, кто уже через несколько месяцев может оказаться не у дел?" Российская гуманитарная помощь: "Брать деньги у России безнравственно". Политика: Созданная в Приднестровье Общественная палата "вполне сгодится для шельмования оппонентов действующей власти". Дата: "Образованию в 1989 году Народного фронта Молдавии в Кремле если и не аплодировали, то, во всяком случае, не мешали". Образование: В поступлении приднестровцев в зарубежные вузы "ничего хорошего нет".
Приднестровское урегулирование: "Есть ли смысл вести переговоры с теми, кто уже через несколько месяцев может оказаться не у дел?"
Прошедшие 24 мая в Астане неформальные консультации в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты,
Во-первых, Молдавия ни на йоту не намерена отступать от своих позиций, определяя статус ПМР исключительно на основе закона РМ 2005 года, в котором Приднестровью отводится роль рядового молдавского уезда (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости), продолжает "Ольвия-пресс". Во-вторых, Кишинев по-прежнему не хочет отказываться от политического и экономического давления на Приднестровье, тем самым игнорируя изначальное условие Тирасполя, не единожды заявлявшего о том, что в условиях блокад и давления о каком-либо возобновлении переговоров не может быть и речи. В-третьих, молдавские власти продолжают отказываться выполнять принятые ранее двусторонние соглашения между РМ и ПМР, требуя начать диалог с чистого листа, тем самым похоронив договоренности, наработанные за двадцать лет сложнейших переговоров между сторонами конфликта. Это стремление вполне понятно, ибо за эти годы Молдавией был заключен целый ряд соглашений, идущих в разрез с нынешней политикой официального Кишинева. Здесь можно вспомнить и договор о неприменении военной силы и экономических санкций, подписанный в 1995 году, и меморандум "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" 1997 года, закрепивший право ПМР самостоятельно устанавливать и развивать экономические, научно-технические и культурные связи с другими государствами, и соглашение 1998 года о внешних экономических связях, урегулировании долговых обязательств, порядке взимания акцизов и налога на добавленную стоимость, взаимоотношениях в топливно-энергетическом комплексе.
Начинать переговоры с чистого листа, как того требует сегодня Молдавия, - это означает отказаться от тех гарантий безопасности в экономической, политической и военной сферах, которые Приднестровью удалось добиться в ходе многолетних дипломатических усилий при содействии стран-гарантов и посредников переговорного процесса, пишет "Ольвия-пресс". Поэтому в ходе неформальных консультаций в Астане приднестровская сторона в первую очередь затронула вопрос гарантий выполнения ранее принятых договоренностей, а также тех, которые будут наработаны в будущем. Но таких гарантий Кишинев предоставить не может. Его не устраивает, что существующие соглашения гарантируют Приднестровью широкие права, определяющие достаточно большую степень самостоятельности. Понятно, что подобная позиция Молдавии еще дальше заводит в тупик как сами молдавско-приднестровские отношения, так и возможность ведения диалога между двумя берегами Днестра. Мало того, сегодня все более очевидным становится тот факт, что Молдавия не в состоянии предложить Приднестровью ни устраивающую его формулу политического урегулирования конфликта, ни пакет предложений по налаживанию взаимоотношений между двумя берегами Днестра, который мог бы заинтересовать Тирасполь.
Приднестровье всегда выступало за ведение переговоров с Молдавией, понимая, что только путем диалога можно сгладить те острые углы, которые существуют во взаимоотношениях Тирасполя и Кишинева, продолжает "Ольвия-пресс". Как неоднократно заявлял президент ПМР
Однако сегодня существует целый ряд факторов, которые ставят под сомнение необходимость диалога между двумя берегами Днестра на нынешнем этапе, пишет "Ольвия-пресс". Кроме осуществляемого Кишиневом экономического и политического давления на Приднестровье и отказа выполнять ранее принятые соглашения, существует еще один весьма важный фактор, из-за которого возобновление переговоров в настоящий момент является нецелесообразным. Это политическая неопределенность, которая существует сегодня в Молдавии. На ноябрь нынешнего года назначены перевыборы молдавского парламента. Одновременно с этим могут пройти прямые президентские выборы. Вероятность того, что в Молдавии произойдет смена власти, достаточно высокая. Есть ли смысл вести переговоры с теми, кто уже через несколько месяцев может оказаться не у дел? Мало того, как известно, переговорный процесс в формате "5+2" является консультативным, вопросы, касающиеся взаимоотношений Молдавии и Приднестровья, в том числе и урегулирования конфликта, могут быть решены только на высшем уровне президентами Молдавии и Приднестровья. Поэтому, глава внешнеполитического ведомства Приднестровья вполне резонно отметил, что не видит смысла в переговорах на высшем уровне между РМ и ПМР до тех пор, пока Молдавия не обретет полноценного главу государства.
Действительно, вести сегодня переговоры с Молдавией бесперспективно, продолжает "Ольвия-пресс". Тем более что позиции сторон давно озвучены, те вопросы, по которым Молдавия и Приднестровье готовы сотрудничать, сегодня обсуждаются в рамках экспертных групп. Застарелые же проблемы, по которым Кишинев и Тирасполь стоят на диаметрально противоположных позициях, невозможно разрешить до тех пор, пока Молдавия не согласится идти на компромиссы и, прежде всего, не откажется от принятого в одностороннем порядке в 2005 году закона "Об основных принципах особого правового статуса населенных пунктов восточных районов Республики Молдова", который, по сути, ставит крест на поиске каких бы то ни было компромиссных решений. О чем говорить Тирасполю и Кишиневу, если молдавский парламент давно уже определил и форму государственного устройства РМ, и полномочия отводимые Приднестровью? Разве что требовать от ПМР исполнения данного закона. Но на таких условиях Тирасполь тем более не намерен вести переговоры. Молдавия лишь на словах ратует за налаживание связей между двумя берегами Днестра, рассуждает об укреплении мер доверия, но дальше деклараций и заявлений дело не идет. Причина этому проста. Кишинев не интересует мнение Приднестровья, ему не нужен поиск компромиссов и взаимоприемлемых решений, ибо разрешить молдавско-приднестровский конфликт он намерен исключительно на собственных условиях, абсолютно не считаясь с мнением Тирасполя.
Приднестровье не единожды шло на уступки, пыталось договориться с Молдавией о формах построения совместного государства, пока окончательно не пришло понимание - найти компромисс с Кишиневом невозможно, он не намерен считаться с мнением народа ПМР. На референдуме 2006 года приднестровцы окончательно сделали свой выбор (по итогам проведённого 17 сентября 2006 года в ПМР референдума, более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM Новости). После этого единственный вопрос, который Приднестровье готово обсуждать с Молдавией - налаживание добрососедских отношений между двумя суверенными, независимыми государствами, подводит итог агентство.
Прошедший 17-18 мая визит президента России
Гораздо важнее то, что не вошло в протоколы и заявление, продолжает "Человек и его права". А что там было..., о том можно только догадываться. Если говорить о реальных вещах, то и Украина, и Россия еще раз подтвердили, что независимость Приднестровью не светит. Это означает, что те мифы, которые нам навязывали и скармливали 20 лет, пора выбросить на свалку. Нужно быть реалистами. Нужно договариваться с Молдавией - либо о едином государстве, либо о цивилизованном разводе. Беда только в том, что разговаривать в Молдавии с Приднестровьем некому. За 20 лет нам не удалось найти в Молдавии ни одной политической силы, которая была бы готова вести с Приднестровьем системный диалог - и через этот диалог озвучивать в Кишинёве нашу позицию. Силы, которая выступала бы как посредник, которая была бы инструментом поиска компромисса.
В Молдавии в этом году все же состоятся выборы в парламент и выборы президента всеобщим голосованием. Крайне правые во главе с Михаем Гимпу скомпрометировали себя. Шансов войти в новый парламент у них не осталось. Наиболее вероятен успех центристов во главе с
Сегодня Евросоюз предлагает запустить дизель-поезд "Кишинёв-Одесса" через посреднический механизм, пишет информагентство "Ольвия-пресс". Схема, выдвинутая европейскими экспертами, такова: в Приднестровье создается фирма, в уставных целях которой будет записано, что она может заниматься железнодорожными перевозками на маршруте "Кишинев-Одесса". Затем эта фирма получает временную регистрацию в Кишиневе и заключает договоры как с Железной дорогой Молдавии (ЖДМ), так и с
Агентство публикует комментарий по этой теме генерального директора Приднестровской железной дороги (ПЖД)
По словам Марцинко, в ближайшее время европейские эксперты намерены составить паспорт приднестровского участка железной дороги, чтобы еще раз подтвердить, что никаких технических проблем на нем нет, и движение дизель-поезда "Кишинев-Одесса" вполне возможно. Генеральный директор ПЖД отметил, что процессу взаимодействия с молдавской стороной сегодня могут помешать кадровые перестановки, намечающиеся на ЖДМ. "Ожидается, что на Железной дороге Молдавии будет новый руководитель, и не исключено, что он прибудет из Румынии. Есть также планы масштабных сокращений на ЖДМ - могут быть уволены около 3 тысяч человек из нынешних 14 тысяч работников", - сказал Сергей Марцинко.
Справка ИА REGNUM Новости: В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу, результатом которых стала экономическая блокада Приднестровской Молдавской Республики. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Молдавия перенаправила через север республики, в обход Приднестровья, все пассажирские и грузовые поезда, следовавшие транзитом по территории этого региона из стран
Российская гуманитарная помощь: "Брать деньги у России безнравственно"
Ни для кого не секрет, что Приднестровье чрезвычайно зависимо от российской финансовой помощи, пишет "Человек и его права" в статье "Конец халявы?". Однако между помощью и пенсией существует определенная разница. Пенсия назначается пожизненно, а помощь предоставляется в случаях чрезвычайных. Иными словами, получив помощь, ей следует с благодарностью воспользоваться - но одновременно принять меры к тому, чтобы впредь обходится без нее. Между тем, зависимость нашей республики от помощи из России год от года растет. Разумеется, России за помощь спасибо, но...так ли все благополучно в ней самой, чтобы мы могли рассчитывать на нее бесконечно долго? Очень похоже на то, что дела в российской экономике не столь хороши, чтобы надеяться на то, что помощь из России будет идти вечно.
На днях ГД РФ приняла закон, ограничивающий объемы бесплатного среднего образования, продолжает "Человек и его права". В бесплатный лимит могут войти 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религии (ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Остальные предметы и дополнительные часы будут платными - от 500 до тысячи российских рублей в месяц за каждый предмет. Такая суровая экономия объяснима только чрезвычайной экономической ситуацией. Очевидно, что, несмотря на относительно высокие цены на энергоносители, российский бюджет испытывает большие трудности. Здесь не лишне будет заметить, что Россия, используя при удобном случае высокий уровень цен на нефть и газ, фактически не участвует в ценообразовании на энергоносители. Цены на энергоносители складываются в результате сложной игры на мировых биржах, и напрямую зависят от мировой экономической конъюнктуры в целом. Между тем, ведущие экономисты заговорили о второй волне кризиса, предсказывая, что первые ее последствия придутся на осень нынешнего года.
Последствия не замедлили сказаться, пишет "Человек и его права". Правительство России намерено отказаться от индексации зарплат бюджетникам в 2010-2011 годах - закон об автономных учреждениях ставит крест на практике повышения зарплат в бюджетном секторе в целом. Правительство России также засекретило информацию о доходах и расходах Резервного фонда России и Фонда национального благосостояния. Кроме того, вплоть до 1 января 2013 года Минфин перестанет размещать на своем сайте и информацию о размерах и направлениях расходования нефтегазовых доходов бюджета. По мнению ряда экспертов, эта мера вызвана убыточностью фондов. Доходность этих фондов ранее была достаточно высокой, но кризис меняет ситуацию.
Зимой наша газета публиковала статью из немецкого издания о бедственном положении российской глубинки, о том, как умирает российская деревня, продолжает "Человек и его права". Для того чтобы реанимировать глубинку необходимы колоссальные вложения в сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность. Средств этих у России нет. Поэтому брать Приднестровью деньги у России безнравственно. Деньги наши руководители берут не на развитие нашего народного хозяйства, а на прокорм. Для того чтобы еще много лет не работать над развитием собственной экономики. Оставленный нам в наследство от СССР промышленный, энергетический, сельскохозяйственный, социальный потенциал позволял бы нам самим оказывать финансовую помощь России. Но все разрушено, разграблено. И Приднестровье, словно промотавшийся пьяница-гуляка, стоит с протянутой рукой на паперти. Наши руководители даже не говорят о необходимости развивать собственное народное хозяйство. Они насквозь пропитаны духом иждивенчества.
Во второй половине года организуется Второй инвестиционный форум в Тирасполе. А где результаты первого? Нет их. Не будет и результатов второго форума. Форум проводится ради форума. Красиво, знаете ли, звучит. Солидно так посидеть в президиуме, покивать выступающим. Произнести тост. Деловые люди не хотят иметь дело с нашими руководителями. Не доверяют им. Считают неперспективным наше законодательство. И то, что в недемократической стране не может быть демократичной свободной экономики. Итак, экономическое положение России сегодня непростое. Вероятно, что помощь Приднестровью будет существенно сокращена или прекращена. Готово ли наше правительство к такому повороту? Очевидно, нет. Готовилось ли оно к тому, чтобы перейти от положения опекаемых к самостоятельному экономическому "плаванию"? Если и готовилось, то результатов не видно, делает заключение издание.
Справка ИА REGNUM Новости: Российский гуманитарный проект по оказанию финансовой помощи социально-незащищённым категориям граждан Приднестровья осуществляется с конца 2007 года. Всего за 2008-2009 гг. Приднестровье получило более $55,5 миллионов помощи. Средства российской финансовой помощи предназначены для выплат дополнительной надбавки к пенсии приднестровским пенсионерам в эквиваленте $15. Также средства направляются на улучшение качества питания в детских домах, школах-интернатах, детских лечебных учреждениях, родильных отделениях, в центрах для детей-инвалидов, и других специализированных лечебных учреждениях.
Политика: Созданная в Приднестровье Общественная палата "вполне сгодится для шельмования оппонентов действующей власти"
Для приднестровской власти стало уже недоброй традицией вершить свои дела под шумный аккомпанемент так называемых "общественников", которые уже двадцать лет вещают нам о божественности и незаменимости наших правителей, пишет "Правда Приднестровья". Но, если на заре становления республики активисты Советов трудовых коллективов искренне верили в то, что говорят и к чему призывают людей, то уже через какой-то десяток лет для создания эффекта "общественного доверия к власти" последней приходилось прилагать немало усилий. После разбазаривания и фактического уничтожения промышленного потенциала республики стало ясно, что Советы трудовых коллективов не способны далее выполнять эту важную идеологическую функцию. Тогда в ПМР начали с небывалой скоростью множиться общественные организации "патриотической" направленности, которые продолжили публично петь дифирамбы руководителям республики. Правда, в отличие от деятелей ОСТК, новое поколение общественников исполняло свои арии фальшиво с самого начала. Но такое положение дел заказчиков, по-видимому, устраивало.
Однако и патриотическим концертам со временем пришел конец, продолжает "Правда Приднестровья" Рядовые члены многочисленных пропрезидентских общественных организаций, не найдя для себя лично никакой выгоды от участия в них, начали активно оттуда разбегаться. В итоге эти организации остались существовать лишь на бумаге, а их "руководители" свели всю свою деятельность к надуванию щек на заседаниях различных координационных советов. Всю свою немощность эти некогда грозные защитники власти продемонстрировали в прошлом году, когда в разгар конституционного кризиса на пикетирование Верховного совета пропрезидентские общественники сумели вывести всего несколько человек. После этого президент Приднестровья Игорь Смирнов, видно, понял, что с таким войском ему долго не протянуть. И изобрел новый инструмент для "замыливания мозгов" населению. Так родилась в нашей республике Общественная палата, которая недавно начала свою работу.
Впрочем, по официальной легенде, функции данного органа куда более важные, пишет "Правда Приднестровья". В частности, это "экспертиза действующих законов и новых законопроектов", "осуществление общественного контроля над органами государственной власти и местного самоуправления", "привлечение граждан и общественных организаций к обсуждению важных для республики вопросов". Что это действительно будет так, верится с трудом. Где вы видели, например, чтобы контролер находил ошибки у контролируемого, будучи назначенным на свою должность самим же контролируемым? А в нашем случае именно так и происходит: все члены Общественной палаты либо назначены напрямую, либо утверждены по представлению все тех же общественных организаций президентом ПМР. Более того - большая часть членов палаты и без этого зависимы от центральных и местных органов власти, находясь на госслужбе. Откуда тут взяться объективному контролю с их стороны?
Зато для шельмования оппонентов действующей власти они вполне сгодятся, продолжает "Правда Приднестровья". Равно как и для выражения дежурного "народного одобрямса" на те или иные сомнительные инициативы своих шефов. И здесь весьма показателен тот факт, что председателем Общественной палаты избран
Как говорится, комментарии излишни. Если таких людей ставят во главе органа, призванного обеспечивать "учет потребностей и интересов жителей республики, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики", то ничего хорошего от этого ждать не приходится. Уже сейчас ясно, что Общественная палата в Приднестровье в том виде, в котором она создана, является отнюдь не катализатором формирования гражданского общества, а скорее инструментом уничтожения его зачатков, приходит к заключению издание.
Дата: "Образованию в 1989 году Народного фронта Молдавии в Кремле если и не аплодировали, то, во всяком случае, не мешали"
Двадцать лет прошло с того дня, как в селе Парканы Слободзейского района ПМР депутаты всех уровней Приднестровья провели съезд, пишет "Ольвия-пресс". Экстраординарность данного события заключается в том, что ничего подобного никогда на территории Советского Союза ещё не происходило. В одном зале собрались депутаты общесоюзного и республиканского Верховных советов, а также городских, районных, сельских и поселковых советов народных депутатов - люди, представляющие народ на всех уровнях власти. Да и повод был не совсем типичен для тогдашнего Советского Союза. Если где-то в то время кто-то и собирался, то только с одной целью - придать дополнительный импульс процессу развала единого государства. В этом же случае наоборот была предпринята попытка противостоять устремлениям кишинёвских властей, которые стремились отколоть Молдавскую ССР от Советского Союза.
По прошествии двух десятков лет, события конца 80-х - начала 90-х годов воспринимаются несколько иначе, продолжает "Ольвия-пресс". Взятый союзным руководством курс на "демократизацию общества" был "правильно" понят на местах. Аналогичные процессы протекали в то время повсеместно - от прибалтийских республик до среднеазиатских. Москва реагировала в исключительных случаях, да и то не всегда адекватно. Поэтому происходившее тогда в Молдавии мало интересовало общесоюзное руководство. Создание "литературных" кружков и "этнокультурных" обществ прекрасно укладывалось в программу. Кто ее задал - Запад или Кремль, или те и другие одновременно - сегодня историки все еще спорят. Однако факт остается фактом: образованию 20 мая 1989 года на основе этих кружков Народного фронта Молдавии (НФМ) в Кремле если и не аплодировали, то, во всяком случае, не мешали.
Ровно спустя год, в аккурат на первую годовщину образования НФМ, "народнофронтовцами" была предпринята первая попытка похода на Приднестровье, пишет "Ольвия-пресс". Правда, пока без оружия. Цель - водрузить в Бендерах "триколоры". Не удалось. НФМ-овцы были остановлены рабочими дружинами. Примечательно, что аналогичные безуспешные попытки в мае 1990 года предпринимались активистами НФМ и в других населённых пунктах, вошедших впоследствии в состав нынешней Приднестровской Молдавской Республики, в том числе и в Тирасполе, где группа студенческой молодёжи попыталась буквально штурмом взять здание Дома Советов. При этом стоит отметить, что никакой согласованности в действиях приднестровцев ещё не было. Просто не хотели в Приднестровье видеть флаг иностранного государства, который ассоциировался с румынской оккупацией в годы
В отличие от Кишинёва, в Тирасполе социально-политическая активность проявлялась снизу, продолжает "Ольвия-пресс" Применительно к Приднестровью как раз и можно говорить, что произошла спайка народных масс с советскими и партийными органами. Причём, что характерно - именно местная власть примкнула к трудовым коллективам, а не наоборот. Опять же проследим хронологию. 22 мая 1989 года Конференция трудового коллектива завода литейных машин имени Кирова выдвигает требование о двух государственных языках. На следующий день Внеочередная сессия тираспольского городского Совета народных депутатов принимает обращение к Президиуму Верховного совета МССР, содержащее предложения по вышеозначенным законопроектам. Заключались они в необходимости зафиксировать в будущих республиканских законах обеспечение равных прав всем нациям, принятии двух государственных языков, сохранение молдавского языка на основе кириллической графики (в 1989 году решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка - прим. ИА REGNUM Новости), проведение обязательного референдума по рассматриваемым законопроектам. Обращение депутатов тираспольского Горсовета осталось без ответа. То, чего не замечали или не хотели замечать в Москве, отлично осознавали в Тирасполе - Молдавия взяла курс на выход из состава Союза. Было более чем понятно, что декларация о независимости, по образцу и подобию литовской - дело времени.
2 сентября 1990 года на втором съезде депутатов всех уровней, проходившем в Тираспольском драматическом театре, была образована Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика (ПМССР), пишет "Ольвия-пресс". Что характерно, после этого приднестровцев не только в Кишинёве, но и в Москве стали называть сепаратистами. Никто даже и не задался вопросом, а почему "сепаратисты", в отличие от той же Молдавии, так упорно желают сохранить в названии своего государственного образования аббревиатуру "ССР". Хотя в те времена у так называемых московских демократов логику вообще искать было трудно. Они, правда, ею и сейчас не страдают. Но, факт остаётся фактом: приднестровцев, которые не желали выходить из состава СССР, окрестили в "сепаратистов". Образование новой союзной республики 2 сентября 1990 года, правда, так и не воспринятой в Кремле, было вынужденной мерой. На первом же съезде депутатов всех уровней, состоявшемся 2 июня двадцать лет назад, этот вопрос ещё не ставился. Речь пока шла о свободной экономической зоне. Стоит добавить, что незадолго до того, как в Парканах собрался первый съезд депутатов всех уровней, 22 мая 1990 года группа депутатов Верховного совета МССР от городов и районов, позднее вошедших в состав ПМР, была избита в Кишинёве "народнофронтовцами". Заметьте, что и после этого не шла речь ни о создании автономной, ни тем более, союзной республики. Идея о создании ПМССР стала актуальной лишь после того, как 23 июня 1990 года на своём первом пленарном заседании Верховный совет ССРМ принял декларацию о суверенитете ССР Молдова.
Как бы ни хотел сегодня кое-кто переиначить историю начала сложных взаимоотношений между Тирасполем и Кишинёвом, но даже одна лишь хронология событий, происходивших в Молдавской ССР в 1989-90 годы, позволяет сделать выводы о том, кто был виновен в разрушении некогда единой союзной республики. Историческая правда на стороне приднестровцев. Сегодня в Кишинёве любят, касаясь событий двадцатилетней давности, порассуждать о руке Москвы. В Кремле, повторимся, создание ПМССР проигнорировали, так же как вообще не обращали внимание на всё, что происходило в те годы в Молдавии. Так что Приднестровская Молдавская Республика рождалась благодаря усилиям и тогдашнего молдавского руководства, и тех, кто выражал его позицию на кишинёвских площадях. Примечательным является факт создания Временного Верховного Совета - первого высшего органа государственной власти в ПМР (тогда - ПМССР). Его создание также оговаривалось делегатами 2-го съезда. В состав этой структуры вошли 50 депутатов, многие из которых влились в ряды Верховного совета ПМР следующих созывов. Председателем временного Верховного совета был избран Игорь Смирнов - уже тогда бесспорный политический лидер приднестровцев, заключает информагентство.
Образование: В поступлении приднестровцев в зарубежные вузы "ничего хорошего нет"
В 2010 году Приднестровский госуниверситет отметит своё 80-летие, сообщает Первый республиканский телеканал Приднестровья. Сегодня здесь высшее образование получают 12 тысяч студентов. В старейшем вузе уже готовятся принять пополнение - с 14 июня в ПГУ начинает работать приемная комиссия. У окончивших неполную среднюю школу есть выбор - вернуться в школу или поступить в среднеспециальные учебные заведения. Кстати, все больше 9-классников останавливают свой выбор на втором варианте. Сегодня только треть идет в 10 класс. А вот выпускники 11 классов из множества учебных заведений, готовых их принять, все чаще выбирают Приднестровский госуниверситет. В 13-ти образовательных структурах ПГУ сегодня более 12 тысяч студентов получают высшее образование по 73 специальностям. А со следующего учебного года вводится еще одна - промышленная электроника. Кроме того, с 2011 года студенты госуниверситета будут учиться по новым образовательным стандартам Российской Федерации.
По данным министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики, праздники "последнего звонка" в этом году собрали порядка 51,3 тысяч учащихся, пишет информационное агентство "Ольвия-пресс". 3,5 тысяч из них - выпускники полной средней школы, что на 300 человек меньше, чем в прошлом году, когда выпускников было порядка 3,8 тысячи. Как отмечает министр просвещения ПМР
Минувший учебный год показал, что успеваемость приднестровских школьников не снизилась, продолжает "Ольвия-пресс". Окончательные данные появятся в конце июня, когда юноши и девушки сдадут итоговые испытания. В Приднестровье, как и в России, выпускные экзамены ребята сдают в форме тестов, так как республика реализует российские образовательные стандарты и работает в едином образовательном поле с РФ. Местные педагоги констатируют: существовавшие еще недавно "боязнь
Чем заняться по окончании школы - продолжить обучение, либо начать трудовую деятельность - каждый выпускник решит для себя сам. Данные 2009 года свидетельствуют, что 64% молодых людей продолжили свое обучение в профессиональных учебных заведениях Приднестровья. Более половины из них - 52% - поступили в вузы. За пределы республики выехали 23% от общего числа выпускников. По данным министерства просвещения ПМР, все больше ребят предпочитают по окончании школы продолжить обучение в главном вузе республики - Приднестровском государственном университете им.
Большинство приднестровских выпускников продолжат обучения в высших учебных заведениях, и вот перед ними станет сложный выбор: продолжить учиться на территории Приднестровья или уехать учиться за пределы нашего государства, пишет "Стратегия Приднестровья". Большинство отличников и медалистов наших школ предпочитают продолжить свое обучение в вузах Украины, России и Молдавии. Многие могут задаться вопросом: "Что в этом плохого?". На наш взгляд, и ничего хорошего в этом нет. Ведь государство вкладывало бюджетные средства в обучение - значительная часть бюджета Приднестровья выделяется и используется именно на образование - развитие и воспитание сегодняшних выпускников с учетом того, что они останутся и продолжат жить и работать на благо своей страны. Практика показывает, что далеко не каждый из выпускников, получивший образование за границей, возвращается обратно. Это приводит не только к "оттоку мозгов" из Приднестровья, но и к ухудшению демографической ситуации в государстве.
В связи с такой ситуацией, ответственным органам государственной власти целесообразно было бы разработать программу по мотивации абитуриентов выбирать именно вузы ПМР. Эта программа обязательно должна включать в себя предоставление социально-экономических гарантий молодежи, оканчивающей вузы. Также молодым приднестровцам нужно предоставить рабочие места, достойную заработную плату, жилье или выделить денежные средства на постройку дома и т.д. Это лишь основные гарантии, соблюдение которых сможет решить проблему выезда студентов. Также целесообразно было бы ввести государственный заказ на специалистов, что поможет молодым людям определиться со своей будущей профессией не только по ее престижности, но и по тому, насколько он будет востребован после окончания вуза, делает вывод издание.