Факторы внутриполитической дестабилизации в Армении и ОДКБ: Аналитический доклад
Дестабилизация ситуации в Киргизии поставила масштабные оперативные задачи перед Россией и
В связи с этим вопрос о возможной дестабилизации внутренней общественно-политической ситуации в других странах - членах организации приобретает особую актуальность.
Внутренние риски в Казахстане и Белоруссии в текущий период нельзя считать интенсивными. Ситуация в республиках хорошо контролируется властями. Вместе с тем, события в Оше, вне всякого сомнения, повлекут за собой общественно-политический эффект в Узбекистане и Таджикистане, однако последствия и риски этого "резонанса" в сложившейся ситуации будут, вероятнее всего, направлены не внутрь этих стран, а обратно в Киргизию.
Тесный диалог Москвы с властями Узбекистана и Казахстана должен возыметь стабилизирующий эффект. Узбекская сторона в текущей ситуации должна всячески сглаживать и "тушить" информационный поток, свидетельствующий об этнической составляющей конфликта в Оше, чтобы не допустить масштабной братоубийственной войны. С этой целью размещение миротворческих сил ОДКБ на рискованных участках киргизско-узбекской границы способствовало бы нивелированию угроз.
Внутриполитическая ситуация в Таджикистане в настоящее время в целом стабильна, однако, учитывая социально-экономическую напряженность и слабость систем государственного управления и армии, а также сложные отношения между Таджикистаном и Узбекистаном, существует риск дестабилизации ситуации в таджикско-узбекских приграничных регионах. Не утратил деструктивного содержания и "афганский фактор", воздействующий на Таджикистан независимо от внешнеполитической линии Ирана, Таджикистана и властей Афганистана на формирование "персидского блока". Учитывая это, руководство Таджикистана нуждается в максимально оперативных и публичных консультациях относительно текущей ситуации, существующих угроз и мерах по стабилизации обстановки.
Точкой ассиметричной (наряду с Киргизией) для России и ОДКБ внутренней дестабилизации может стать Армения. Можно сказать, что с точки зрения внутриполитической стабильности Армения - наиболее уязвимая точка ОДКБ, не считая Киргизию, где ситуация уже взорвалась.
Важно отметить, что миссию США в Ереване в настоящее время возглавляет
Вероятность негативного сценария в Армении в текущих условиях может расцениваться как незначительная, однако вполне вероятная. Между тем, факторы, способствующие дестабилизации внутриполитической ситуации в республике, остаются неизменными уже длительное время. Общественный протест может быть консолидирован вокруг следующих факторов (в порядке убывания значения и потенциальной взрывоопасности):
Карабахский конфликт и отношения с Турцией
На общественном уровне эти две проблемы рассматриваются как единое целое, хотя официальная позиция властей разделяет их. Главной особенностью армянской внутренней политики является ее полное подчинение внешним вызовам и угрозам. Карабахская проблема и отношения с Турцией, будучи вопросами внешней политики, являются вместе с тем наиболее острыми внутриполитическими факторами. Во многом именно по этой причине процесс урегулирования нагорно-карабахской проблемы полностью засекречен и лишь немногие армянские политики информированы о реальной сути переговоров и, главное, о возможных будущих шагах армянской стороны, исходящих из договоренностей с Азербайджаном.
Внутриполитический эффект будущих договоренностей по карабахской проблеме будет многократно преумножен, если эти договоренности не устроят политическое руководство и общественность самого Нагорного Карабаха. Политические системы и экономики Армении и Нагорного Карабаха тесно переплетены.
В этой связи в период дестабилизации ситуации в Киргизии, России необходимо максимально замедлить переговорный процесс между Ереваном и Баку. Решения, призывающие Армению инициативно нарушить статус-кво в зоне карабахского конфликта, бумерангом ударят по России и, в частности, поставят новые оперативные задачи перед ОДКБ. Вместе с тем радикальная оппозиция в Армении получит долгожданный повод для обвинения руководства страны в проигрыше дипломатической войны с Азербайджаном, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Социально-экономическая ситуация
Мировой финансовый кризис серьезным образом пошатнул экономику Армении. Резкая поляризация общества и социальный дисбаланс между Ереваном и регионами страны - другой фактор риска. Олигархи, контролирующие импорт и монополизировавшие важнейшие отрасли экономики - от промышленности до розничной торговли, вызывают острое неприятие общественности, но и вместе с тем обеспечивают экономический и отчасти силовой каркас действующей власти. Попытки правительства Армении провести мягкую налоговую реформу и перенаправить хотя бы часть теневого капитала в государственный бюджет длительное время блокируются на парламентском уровне второй по представительности партией коалиции власти - "Процветающей Арменией", лидером которой является олигарх
Тем не менее, значительная часть армянского населения практически самоизолировалась от экономической политики властей и не связывает с нею вопросы своего благосостояния. Основным источником дохода для значительной части населения являются внешние трансферты и в данном контексте стабильность банковской системы страны для них важнее популистских экономических инициатив правительства.
Таким образом, социально-экономический протест населения Армении - необходимый, но не главный элемент возможной дестабилизации. Он может быть востребован противниками действующих властей Армении лишь как дополнительный, побочный мотив. Катализатором протеста в Армении может быть только фактор безопасности, непосредственно связанный с перспективами урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Однако данный катализатор также не может сработать автономно и может быть востребован в случае столкновения интересов крупных кланов или групп по интересам.
Столкновение интересов властных и околовластных групп
Конкуренция кланов, криминальных и олигархических финансово-экономических групп - еще один внутриполитический вызов в условиях современной Армении. В армянском обществе уже длительное время насаждается информация о противостоянии между действующим президентом страны
С другой стороны определенная конкуренция между окружениями Саргсяна и Кочаряна все-таки наличествует. В условный лагерь экс-президента Кочаряна входят бывший министр иностранных дел страны
Вероятность поддержки Роберта Кочаряна со стороны коалиционной партии "Процветающая Армения" не представляется высокой, поскольку лидер этой политической силы Гагик Царукян в последние годы демонстрирует тяготение к позиции самостоятельного, но при этом балансирующего центра. В позиции лидера второй по численности фракции в армянском парламенте, Гагик Царукян является весьма привлекательным партнером для спикера Национального Собрания и крупного по армянским меркам капиталиста Овика Абрамяна.
Однако спикер состоит в
Еще одним балансирующим центром является действующий президент Нагорного Карабаха Бако Саакян. Перспективы его политического позиционирования полностью зависят от результатов переговорного процесса по карабахскому урегулированию. С другой стороны, жесткая позиция Бако Саакяна в будущем может сыграть позитивную роль "громоотвода" для президента Саргсяна.
Цементирующим элементом системы правления Сержа Саргсяна являются силовые структуры. Лояльность армии и полиции - его главный политический капитал, который будет сохранен в том случае, если армянская власть воздержится от каких-либо резких движений и шагов в карабахском вопросе. Стержневым элементом системы власти Армении является и мэр города Еревана Гагик Бегларян, обладающий серьезным финансовым и силовым ресурсом.
Агрессивное столкновение между указанными группами практически исключается, поскольку налицо широкое поле взаимных интересов, а также многополярная система, облекающая взаимные договоренности.
Расклад сил в нынешнем армянском парламенте также не сулит никаких рисков для правящего режима. Парламентская оппозиция, формально представленная в лице двух фракций - АРФД и партии "Наследие" (соответственно 19 и 7 мандатов), - придерживается в целом конструктивной позиции, не переводя конфликтные темы в плоскость "уличного" противостояния. Обе оппозиционные партии армянского парламента позиционируют себя в качестве патриотических политических объединений, а значит "карабахский катализатор" - опять-таки единственный фактор, который может "вытолкнуть" их протест в агрессивное русло.
Более того, АРФД, вошедшая в состав правящей коалиции в период правления Роберта Кочаряна и ушедшая в оппозицию при Серже Саргсяне, рассматривается экспертами именно в качестве противовеса реакционному Армянскому национальному конгрессу (АНК) - объединению политических сил под эгидой экс-правящего Армянского общенационального движения (АОД) во главе с экс-президентом
Радикальные и маргинальные группы
Радикальная оппозиция после ряда попыток свержения власти (в 2003, 2004 и 2008 гг.) во многом растеряла свои ресурсы и потенциал. Апогеем протестного нажима на власть в Армении стали события начала марта 2008 года. Напряжение, возникшее по итогам президентских выборов, обеспечивших переход власти от президента Роберта Кочаряна к премьер-министру Сержу Саргсяну в феврале 2008 года, вылилось в беспорядки и столкновения в Ереване. Жертвами тех событий, по официальным данным, стали 10 человек, сотни получили ранения.
В настоящее время оппозиционный лагерь Армении можно условно разделить на три группы:
• парламентская оппозиция (АРФД, партия "Наследие")
• радикальная оппозиция - АНК
• маргинальная группа - отдельные деятели и группы, действующие самостоятельно в силу идеологической несовместимости с крупными группами (например, группа
Провал оппозиционного движения в 2003-2004 гг., когда экс-президенту Роберту Кочаряну с трудом, но удалось удержать власть, во многом предопределил дальнейший характер блокирования в лагере протестных сил. Избрание Роберта Кочаряна на второй президентский срок стало возможным благодаря нейтрализации активного оппозиционного деятеля
Президентские выборы 2008 года стали "моментом истины" для экс-президента Левона Тер-Петросяна. По сообщениям армянской прессы, окружение Тер-Петросяна уговаривало его вернуться в активную политику вплоть с 2002 года, однако опытный политик предпочитал хранить молчание, поскольку реально оценивал собственный потенциал. Тер-Петросян понимал, что обеспечить возврат к власти посредством электорального процесса в такой стране, как Армения, невозможно. Да и по рейтингу доверия на тот период он катастрофически уступал Кочаряну. "Прорыв" Тер-Петросяна мог бы состояться только в момент передачи власти Кочаряном преемнику, коим и был Серж Саргсян. Именно поэтому лидер АОД пережидал два срока правления Кочаряна, рассчитывая в нужный момент использовать лояльных себе людей в различных министерствах и ведомствах.
К президентским выборам 2008 года в команду Тер-Петросяна влились молодые политтехнологи, прошедшие подготовку в различных западных организациях и фондах. Наиболее активным из них стал Левон Зурабян - бывший аналитик Международной кризисной группы (International crisis group) - тесно сотрудничающей с западными спецслужбами организации, занимающейся изучением и влиянием на конфликтные регионы, в том числе и Южного Кавказа. Молодая команда экс-президента Тер-Петросяна провела весьма эффективную предвыборную кампанию с использованием возможностей различных мультимедийных площадок, таких как, например, Youtube. Продуманным было и решение отказаться от крайне непопулярного в народе бренда Армянского общенационального движения (АОД), который на уровне подсознания ассоциировался с "темнотой и голодом" начала 1990-ых. Тер-Петросян выступил на политическую арену во главе нового проекта - АНК. В него влились поверженные Кочаряном оппозиционные деятели, наиболее известные из которых - Степан Демирчян и
Вступление Тер-Петросяна в активную политическую борьбу разбередило внутриполитическое "болото", застоявшееся в период правления Кочаряна. Благодаря финансовой поддержке армянских кругов Франции и России, грамотной работе штаба и многочасовым выступлениям на митингах, Тер-Петросяну удалось фантастическим образом нарастить свой рейтинг с 2%-3% до 20%-25%. Однако выборы завершились победой Сержа Саргсяна, и команда Тер-Петросяна перешла к апробированному на Украине и Грузии сценарию свержения власти. И здесь Тер-Петросян использовал свой главный козырь - единомышленников АОД, которым тем или иным образом удалось остаться на государственной службе в период правления Кочаряна. На сторону оппозиции перешел ряд высокопоставленных сотрудников МИД Армении, заместитель Генпрокурора и некоторые генералы.
Система государственного управления страны встала перед угрозой развала, а это означало, что действующий еще на тот момент президент Кочарян (инаугурация Сержа Саргсяна состоялась через 40 дней после погромов 1 марта) не в состоянии передать своему преемнику всю полноту власти и целостный государственный аппарат. Кочарян отдал приказ о разгоне оппозиции и введении чрезвычайного положения. Одновременно власть предприняла меры по изоляции политического и силового крыла АНК, оставив митингующую толпу фактически без ориентиров и управления.
Разгром оппозиции 1 марта 2008 года можно было спрогнозировать и до этих событий, если учесть, что Тер-Петросян совершенно адекватно оценивал и оценивает возможности тандема Кочарян-Саргсян. Важнейшим минусом политической платформы Тер-Петросяна было очевидное отсутствие прорывных тезисов по карабахской повестке. Можно сказать, что главный оппозиционер в этой части придерживается сопоставимых с Саргсяном взглядов.
Важно отметить, что созданный в августе 2008 года АНК с самого начала не дотянул до заявленной "общенациональной" планки - в него отказалась вступить парламентская партия "Наследие". Безрезультатными были и переговоры Тер-Петросяна с его давними противниками - руководством "Дашнакцутюн". С первых же дней создания в АНК встал вопрос координации действий и разделения полномочий.
АОД - костяк Конгресса и его опытные члены, например Арам Манукян, не демонстрировали особого энтузиазма по поводу активности новых привлеченных членов и составных частей блока АНК. Однако безынициативность членов АОД не означала, что они не желают сохранять свою ведущую роль и уступать ее новым партнерам Тер-Петросяна уже по блоку АНК - Левону Зурабяну, Степану Демирчяну и Араму Саркисяну. Активность Зурабяна и его тесный контакт с Тер-Петросяном и вовсе стали предметом острой ревности и недовольства для столпов АОД. Например, немалую ревность Зурабян вызывает у экс-министра иностранных дел в правительстве АОД Алика Арзуманяна, который сегодня остался практически не у дел.
Пассивность Тер-Петросяна уже после разгрома движения 1 марта 2008 года породила недовольство уже среди тех, кто по итогам тех событий оказался за решеткой и получил самый сильный удар властей. Среди таковых можно назвать Сасуна Микаеляна и Мясника Малхасяна. Еще один активист движения - главный редактор газеты "Айкакан Жаманак" Никол Пашинян - продолжает пребывать под арестом, его соратники и нанятые ими адвокаты не смогли облегчить его участь. Еще одной показательной (для других) жертвой тех событий стал бизнесмен Хачатур Сукиасян, поставивший под удар свои активы в Армении. Дальнейшая "отсидка" и "раскулачивание" Сукиасяна состоялись под "оглушительное" молчание Тер-Петросяна и его коллег.
Недовольство АОД провалом проекта АНК и бездеятельностью Тер-Петросяна начало давать первые результаты. Заместитель правления АОД Хачатур Кокобелян, являющийся совладельцем рудников, а также председатель правления АОД Арарат Зурабян практически поставили вопрос об обособлении АОД от проекта АНК и выступлении на парламентских выборах 2012 года в автономном режиме. Таким образом, речь идет о развале оппозиционного проекта "Армянский национальный конгресс", который сыграл ключевую роль в президентских выборах 2008 года. Однако 14 июня Кокобелян подал в отставку со своего поста. Пресс-служба АОД сообщила, что он, будучи "сторонником более открытой и публичной политики, предложил заменить неопределенную политическую линию оппозиции на более конкретные и решительные действия".
В свою очередь АНК пытается демонстрировать бурную деятельность, показывать, что им интересуются за рубежом и, в частности, в России. Называется имя руководителя национального клуба "Миабануцюн" Смбата Караханяна, якобы тесно связанного с Кремлем и специально "поставленного" следить за армянскими делами. На самом деле миссия Караханяна заключается в проталкивании подготовленных в Ереване теми же политтехнологами АНК антиправительственных статей в различные российские СМИ (в том числе и на третьесортные сайты), что буквально через день преподносится уже в Ереване в качестве "критического отношения" руководства России к армянским партнерам.
По некоторым данным, АНК переживает период дефицита финансов. Главный источник дохода АНК - частные пожертвования из США и России, общая сумма которых не достигает 25 тысяч долларов в месяц. Жизнь в блоке поддерживается и американскими правительственными фондами, такими как
Таким образом, можно констатировать, что лагерь радикальной оппозиции в Армении не восстановил свои силы после 2008 года. Более того, разлад в рядах АНК может принять интенсивный характер, учитывая пассивную позицию ее лидера Тер-Петросяна. По всей видимости, АНК (или АОД, в случае выхода из АНК) будет вынужден выступить с новым лидером, определение которого является крайне сложной задачей. Важно также отметить, что само существование АНК в качестве резко оппозиционной силы является консолидирующим и сдерживающим элементом для околовластных конкурирующих группировок. Полная маргинализация внепарламентской оппозиции не исходит из интересов Сержа Саргсяна. С другой стороны, сама внепарламентская оппозиция сегодня остро нуждается в блокировании с оппозиционной парламентской силой. Однако единственная из двух таких сил, которая могла бы пойти на союз с Тер-Петросяном, партия "Наследие" сама недавно пережила этап внутреннего раскола, а ее лидер
Всё это должно быть учтено при политическом планировании активности стран ОДКБ в зоне карабахского конфликта и самым решительным образом должно повлиять на любые официальные декларации об "ускорении" или "близости" карабахского урегулирования, даже если в этом урегулировании будут просматриваться элементы миротворческой деятельности ОДКБ в целом или стран-участник ОДКБ в отдельности.