Станислав Тарасов: "Дипломатическое неистовство": Турция может разменять Кавказ на Африку?
Во внешнеполитическом ведомстве Турции будет проведена реорганизация, целью которой является активизация работы министерства. Об этом сообщили многие турецкие СМИ. В турецкий парламент поступил законопроект, предусматривающий ряд преобразований в структуре МИДа. Он предусматривает, с одной стороны, сокращение 1.245 должностных позиций, а с другой - дополнительный набор на работу в МИД 4.127 человек. Будут изменены статусы и сферы деятельности некоторых категорий турецких дипломатов, реорганизована Дипломатическая академия, которая займется подготовкой профессиональных дипломатических работников.
По мнению французской газеты Le Figaro, Турция вступила в период "дипломатического неистовства". Незадолго до этого - в апреле 2010 года - президент Турции
Кадровой чистки в турецком внешнеполитическом ведомстве ждали давно, с того момента как в мае 2009 года министром иностранных дел был назначен доктор Ахмет Давитоглу. В Турции, как и во многих других странах Ближнего Востока, дипломаты являются приверженцами кастовых традиций, проверенных временем внешнеполитических доктрин. Но в новых условиях это ведет к расстыковке задач внешней и внутренней политики. Тем более, что новый глава МИД Турции решил использовать ресурсы внешней политики для стимулирования в стране появления ростков "нового капитализма". Поэтому невидимая борьба между кадровыми дипломатами и идеологами в стенах турецкого внешнеполитического ведомства была неизбежной.
Ахмет Давитоглу, еще будучи советником по внешней политике главы правительства, понимал, что после развала СССР неизбежна трансформация геополитического положения Турции на периферию, несмотря на ее членство в
Первая парадигма: продолжать развитие идей кемализма, представленного в Турции слабым частным сектором и господствующим госкапитализмом. Это возможно, но при условии получения гарантий принятия страны в полноправные члены ЕС, чтобы вывести страну на новые исходные рубежи на Ближнем Востоке. Будучи в новом формате, получая солидные инвестиции, Турция могла бы относительно безболезненно провести необходимые внутренние преобразования европейского типа, выступить в роли "образца" для всего мусульманского мира. Но Анкаре под разными предлогами закрывают двери перед "европейским клубом". Главная причина: Турция со своим 70-миллионным преимущественно мусульманским населением может грозить странам ЕС потерей христианской и секулярной идентичности. Правда, в этой связи президент Турции Абдулла Гюль продолжает заявлять, что вступление Турции в
Вторая парадигма внешней политики Турции - восточное направление, где у нее стало многое получаться, но которое вызывает ожесточенные споры как в самой Турции, так и в Европе. Анкару стали обвинять в реанимации идей османизма. Турция действительно урегулировала непростые отношения с Дамаском, начала, несмотря на все сложности, процесс примирения с Арменией, установила конструктивный диалог с Тегераном, взяв на себя роль посредника между этой страной и Западом по ядерной проблеме, пытается сблизить Афганистан и Пакистан. Одновременно турецкая дипломатия повышенное внимание уделяет
Но если присмотреться пристальнее к победам и поражениям турецкой дипломатии, то выясняется одна закономерность: выигрывая в широких подходах, турецкая дипломатия "проваливается" на технологии: палестинское урегулирование, кипрская проблема, Цюрихские протоколы с Арменией. Выясняется, что старые и появляющиеся новые конфликтные зоны лишают Анкару широкого политико-дипломатического маневра, приводят к потере динамики действий на широком географическом пространстве. В этой связи директор бакинского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу предполагает, что "если Израиль утратит на Ближнем Востоке функцию "смотрящего" США и Европы, то Турция получает шанс начать расширение зоны своего влияния не только в арабском мире, но и в Африке". В то же время азербайджанский политолог предупреждает, что при таком ходе событий "в ближайшие 3-4 года Анкара не будет отвлекаться на события на Кавказе, в том числе и на процесс разрешения карабахского конфликта".
С этой точкой зрения согласен и директор Института востоковедения Национальной АН Армении
Добавим, что Анкара в будущем может столкнуться вообще с ограничениями своей стратегии в Закавказье, где стремление Азербайджана к альянсу с Турцией может столкнуть ее с Ираном. В таком случае может посыпаться не только альянс с Сирией, но и исчезнут возможности серьезного влияния на процесс ближневосточного урегулирования.
Вот почему Турция, вступив в сложный период своей многовековой истории, решила реорганизовать свою дипломатическую службу. Но для того, чтобы в МИД страны пришли кадры, способные на основе опыта прошлого и настоящего сформировать новый взгляд на себя, на события в мире, понадобится немало времени.