Станислав Тарасов: Ближний Восток на грани войны
Резкое заявление премьер-министра Турции
По мнению эксперта Фонда "Наследие" Джеймса Карафано, этот факт свидетельствует о том, что США на сей раз не поддержали Израиль. Но дело тут не в ослаблении в целом влияния США на Ближнем Востоке. Речь идет о серьезной смене векторов политики США в этом регионе, когда они отказываются "складывать яйца в одну корзину". "Турецкий джин" стал стимулировать давление на США со стороны большинства арабских стран. что предоставляет для Вашингтона немало возможностей для самых широких политико-дипломатических маневров в арабском мире. Не случайно глава израильской разведки Меир Даган решил предупредить правительство, что "Израиль из стратегического союзника США превращается для него в непосильное бремя". Но это - в стратегии. В тактике пока наибольшую обеспокоенность у Израиля вызывает то, что "из строя" первым выведут Египет, который поддерживал через посредников переговоры с палестинцами.
Еще одно примечательное явление последних дней - выход на сцену большой ближневосточной политики организации
В целом события на Ближнем Востоке развиваются настолько динамично и комплексно, что выявить главный механизм, приводящий в движение сложнейшие процессы, непросто. Многие эксперты, например, усматривают определенную связь военного нападения на гуманитарный конвой в Средиземном море с готовящейся антииранской резолюцией в СБ ООН. Фактом является то, что турецко-израильский конфликт привлекает сейчас главное внимание СБ ООН. К тому же Турция стала активно вводить в оборот большой политики факт наличия у Израиля ядерного военного арсенала.
Еще одна особенность складывающейся ситуации: новые ближневосточные потрясения могут напрямую затронуть и Закавказье.
Турция заявила и о намерении пересмотреть свои отношения с Израилем в области энергетики. "Мы рассмотрели все стороны сотрудничества между нами и Израилем в области энергетики. Стратегическое решение по этому вопросу примет премьер-министр Турции", - заявил в этой связи министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Речь идет об отказе Анкары принимать участие в проекте прокладки морских нефте- и газопроводов между турецким Джейханом и израильским Ашкелоном (протяженностью 480 километров). Сырье для заполнения этих трубопроводов должно было поступать в Джейхан из Азербайджана. Далее планировалось проложить сухопутные трубопроводы по территории Израиля до Эйлата на побережье Красного моря, чтобы оттуда экспортировать нефть танкерами в Индию, Китай и другие азиатские государства. Отметим также, что потребность Израиля в нефти ежегодно составляет 12 млн. тонн, из которых 2 млн. тонн удовлетворяются за счет азербайджанской нефти. Теперь Анкара может не только блокировать поставку азербайджанской нефти через свою территорию в Израиль, но и начать процесс принуждения Азербайджана к выполнению "союзных договоренностей".
Не будем забывать, что под давлением Баку Анкара отказалась ратифицировать цюрихские протоколы с Арменией без увязки их с проблемами карабахского урегулирования. Пока МИД Азербайджана осторожно "выразил свою обеспокоенность в связи с произошедшим событием, когда благородное дело оказания гуманитарной помощи населению Газы окончилось человеческими жертвами". Но, похоже, Азербайджану все же придется в скором времени делать серьезный стратегический выбор. Если, к примеру, он активно поддержит Турцию, то в ответ Израиль может запустить в своем парламенте процедуру принятия резолюции по геноциду армян в 1915 году.
Таким образом, на Ближнем Востоке стремительно нарастает критическая масса, которая реально может вылиться даже в вооруженный конфликт. Руководители Сирии и Ливана уже предупредили, что акция израильского военно-морского флота против конвоя с гуманитарной помощью, может привести к такой войне, которая, "не будут ограничена только одним регионом".
В ближайшие дни должен состояться рабочий визит в Стамбул председателя правительства Российской Федерации