Совет директоров Всемирного Банка (ВБ) утвердил проект "Реконструкция-3 магистральных автодорог Азербайджана". В рамках данного проекта ВБ кредитует Азербайджану 241,6 миллионов долларов. Согласно проекту, общая стоимость которого оценивается в $356,15 млн., планируется расширение автомагистрали Баку-Шемаха.

Здесь следует особо отметить: с учетом того, что на реализацию первого этапа модернизации указанной автодороги уже истрачено $250 млн., общая стоимость обновленной магистрали превысит $600 млн. Новые кредиты будут израсходованы на строительство еще двух полос автодороги Баку-Шемаха, указывает Bizim yol.

Комментируя стоимость и реализацию проекта, председатель общественного объединения "Помощь экономическим инициативам" (ПЭИ) Ровшан Агаев сказал, как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, что азербайджанское правительство в беспрерывной погоне за кредитами продолжает увеличивать внешний долг государства. Он заявил: "Правительство считает, что размеры внешнего долга, составляющего 7,8% ВВП, не представляют опасности для государства. Но здесь беспокоит не объем долга, а стремительные темпы его роста. Если в прошлом году внешний долг Азербайджана не превышал 4% его ВВП, то в нынешнем году этот показатель вырос вдвое. Причем часть времени погашения этих долгов может прийтись на период, когда страна столкнется с тяжелыми финансовыми проблемами. Как известно, с 2015 года доходы от продажи нефти начнут снижаться с ощутимой скоростью. Если мы сейчас сталкиваемся с катастрофической опасностью затопления ряда районов страны, то через 5-6 лет мы можем остаться лицом к лицу с масштабной катастрофой другого рода - неспособностью платить по долгам со всеми вытекающими последствиями.

Эксперт посетовал, что правительство не обосновывает научно необходимость увеличения числа полос на трассе Баку-Шемаха. Можно услышать лишь уверения, что это даст возможность увеличить поступление сельхозпродуктов из аграрных регионов в Баку. Агаев продолжил: "Мне жаль, что ни правительство, ни международные финансовые организации не дали ответа на наши комментарии. Должна существовать рассчитанная на многие годы программа повышения качества и возможностей существующих и строительство новых дорог в стране. Есть понятие "пропускной способности" трассы. Кроме того, в мире существует пять категорий дорог, определяемых по числу полос, пропускной способности и емкости. Скажем, на дорогах первой категории предусматривается прохождение в час 10 тысяч автомашин. Однако в Азербайджане, несмотря на вложенные в строительство и реконструкцию автодорог огромные деньги, их пропускная способность не указывается. Вот сколько автомашин проходит в час по автотрассе Баку-Шемаха? На каком основании количество полос увеличивается с двух до четырех? Общественности не говорится, что, мол, в настоящее время по этой дороге может проходить всего лишь 3 тысяч машин в час, и именно поэтому число ее полос нужно увеличить вдвое".

По мнению Агаева, ВБ не контролирует, насколько эффективно расходуются в Азербайджане выделенные им кредиты. Глава ОО "ПЭИ" особо отметил, что тот же ВБ во всех других странах обусловливает выдачу кредитов жесткими требованиями к качеству работ: "Эта организация выделяет столь большую сумму для создания дорожной инфраструктуры. Но пока все дороги, в которые в Азербайджане вложены кредиты ВБ, некачественны. Складывается впечатление, что у данной организации нет механизма контроля.

Мы провели мониторинг реконструированных и заново отстроенных дорог, выявили их проседание и на днях сообщили об этом общественности. К примеру, автомагистраль, являющаяся частью Шелкового пути уже трижды с начала эксплуатации закрывалась на капитальный ремонт. Я уже дал прогноз, что в ближайшие три года автотрасса Баку-Шемаха будет нуждаться в капитальном ремонте. Дело в том, что, несмотря на миллионы истраченных манатов (1AZN=$1,25), дорога очень некачественная".

Подсчеты показали, что в Азербайджане в 2005-2010 годах в дорожную инфраструктуру вложено инвестиций на сумму, превышающую 6 миллиардов долларов. Причем порядка $5 млрд. этих денег выделено из госбюджета, $913 млн. предоставлено в кредит международными финансовыми институтами.

Согласно данным ряда СМИ, приведенным со ссылкой на экспертные оценки, по величине непомерно "раздутых" инвестиций в дорожную инфраструктуру Азербайджан считается вторым государством после России. Наверное, не нужно добавлять, что на зарубежных банковских счетах ряда причастных к строительству указанной инфраструктуры чиновников оседают суммы со многими нулями..."