Казахский эксперт: "Группа угодников хотела сделать Назарбаеву подарок!"
Известный в Казахстане юрист, бывший депутат Верховного совета Виталий Воронов - один из тех людей, кто знает действующего президента уже без малого 20 лет. То есть еще со времен, когда
ИА REGNUM: Как бы вы оценили пакет поправок по лидеру нации?
Этот вопрос можно оценивать с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Если говорить о содержательной части этого вопроса, то какого-либо личного неприятия наделения действующего президента Н.А. Назарбаева статусом, титулом лидера нации у меня не возникает. Я, действительно, считаю, что Назарбаев заслужил быть лидером новой казахстанской нации, которая сформировалась за период государственного суверенитета. А вот по форме, по законодательному закреплению возникает много вопросов, непонятностей и неприятия в том числе.
ИА REGNUM: Нужно ли законодательное закрепление этой инициативе?
Лидерство нации можно было закрепить путем проведения всенародного референдума. Это был бы более объективный и весомый фактор. Вся нация во время референдума признала определенного гражданина лидером нации. Хотя это тоже законодательно закрепление, потому что высшую силу над всеми законами и даже Конституцией имеет народный республиканский референдум. Этого не произошло. То, что сделал парламент, путем скорого принятия конституционного закона о лидере нации, лично мне представляется не совсем продуманным шагом,. Тем более, что содержание законодательных инициатив и принятых законов свелось, в конечном счете, не к лидерству нации, а к попытке сделать одного гражданина страны не равным по отношению к другим гражданам страны и освободить его от всякой ответственности за свои действия. Хотя в нашей конституции написано, что все мы равны в правах, и Всеобщая декларация прав человека начинается с того, что все люди рождаются свободными, в своем достоинстве и правах. Поэтому эти вопросы вызывают некоторое непонимание.
ИА REGNUM: А как бы вы видели лидера нации? В каком виде можно было бы закрепить такой статус, чтобы это не вызывало вопросов? Может быть, имеет смысл законодательно закрепить его - не только для Нурсултана Назарбаева, но и для остальных? К примеру - восьмой президент Казахстана принимает этот статус. И он будет включать в себя эдакий набор определенных функций.
Понимаете, в чем дело. Этот вопрос внешне возник не неожиданно. Но такое быстрое решение и постановка вопроса говорит о некоторой искусственности самой проблемы. Потому что, может, действительно надо было подумать над принятием законодательства, подразумевающего возможность существования в государстве, кроме других государственных постов: президента, председателя Мажилиса - еще и поста Лидера нации? Почему, например, не может быть лидером нации глава правящей партии или законодательного органа? Ну, я не говорю про судей? Или лидер общественного образования? Или поэт, не входящий ни в какие государственные структуры? Может быть, если бы был принят закон о процедуре провозглашения какого-то человека лидером нации, это было бы правильно. Например, закон о референдуме по определению лидера нации. С периодичностью в 5-10 лет. Тот же самый
ИА REGNUM: Давайте вернемся к содержанию лидерства нации. Если не принимать во внимание челобитную составляющую инициативы - то вырисовывается желание создать нацию вокруг ее лидера. Ведь в Казахстане немало разломов, угрожающих государственности - разделение по родам, по жузовой структуре. А мнение, что только один человек может принудить элиты договариваться, может быть верховным арбитром - оно ведь не вчера появилось.
Это благая идея, если бы она имела место. Но тогда надо говорить откровенно, для чего это делается. К сожалению, для большинства населения, в том числе и для меня, необходимость принятия этого закона не донесена. Если есть такие глубинные замыслы, на что это направлено, тогда надо разъяснять населению. Может быть, гораздо более глубокая поддержка была бы у этого предложения. Инвесторы подержали многие инициативы с целью сохранения в Казахстане какой-то стабильности, в том числе при действующем президенте. Другие слои населения поддерживают по другим основаниям, для них Назарбаев - это "лишь бы не было войны", например. Но об этом надо говорить. К сожалению, об этом ничего не говорилось. Есть и другое видение проблемы, что это просто группа угодников хотела сделать президенту таким образом подарок к его 70-летнему юбилею. Если только в этом смысл всех этих мероприятий, то это очень плохо, конечно.
ИА REGNUM: Как вы считаете, есть ли наверху понимание таким проблем и предпринимаются ли попытки сконструировать, сформировать, смоделировать ситуацию на будущее?
Если попытаться спрогнозировать, что произойдет в будущем, исходя из принятия этих законодательных актов, то я был бы стойким сторонников даже того, что сделал парламент, если бы четко понимал, что это в будущем ведет к улучшению для меня, для Вас, для большинства населения. Если в результате принятия пакета этих законодательных актов успокоится политическая элита, успокоится сам Нурсултан Назарбаев, если у него есть какие-то проблемы, неуверенность в завтрашнем дне и тому подобное. И начнутся, на этой почве, какие-то реформы, направленные на улучшение. Политические реформы, экономические, социальные реформы. Тогда большинство населения увидит, что в результате этого стало лучше, условно. А мы знаем, что есть лидер нации, действующий президент. В 2012 году пройдут президентские выборы, в которых лидер нации может участвовать, либо не будет, но эти выборы будут свободными, честными справедливыми, демократическими. И, может быть, если президент будет в них участвовать, он победит, но победит безо всяких сомнений, что выборы были честными. В результате того, что элита успокоилась, начались реальные экономические реформы. Прекратилось воровство из госбюджета, и началась реальная борьба с коррупцией, а не охота на ведьм. А если в результате принятия этого пакета после юбилея начнется закручивание гаек, все меньше станет свободной прессы, все хуже будут работать суды, и сильнее станут зависеть от исполнительной власти, которой руководит действующий президент страны и лидер нации. Естественно, что это совсем нежелательные последствия этого закона.
ИА REGNUM: А вообще возможен институт лидера нации в Казахстане?
И мне, и Вам достаточно сложно прогнозировать эти вопросы. Поскольку не вносятся изменения в конституцию, то все должностные лица и госорганы прописаны Конституцией, и в ней же - расписаны их полномочия. А лидер нации обладает неконституционными полномочиями. Так получается. И ладно, если будет совпадение в одном лице лидера нации и президента. А в случае, если лидер нации и президент не будут совпадать в одном лице, естественно, наверное, могут возникать какие-то конфликты. Либо конфликты интересов, либо конфликты полномочий, любо конфликты личностей. Это вполне вероятно.
ИА REGNUM: С другой стороны, тот Назарбаев, которого знали Вы, - он пришел руководить государством в трудное время, это был человек, который умел идти на компромиссы.
Я, действительно, знаком с президентом 20 лет, с 1990-го года. И тогда ему было ровно столько лет, сколько мне сейчас. И в 1990-м году, 24 апреля его избрали на Верховном Совете 12-го созыва действующим президентом страны, первым. В то время большинство - я бы сказал, 90%, были влюблены в Нурсултана Назарбаева. Он был очень прогрессивен, толерантен, коммуникативен. Он на наших глазах действительно рос. Он превратился в политика мирового масштаба. Я и сейчас считаю, что Назарбаев политик мирового масштаба. Один из ведущих политиков XX и начала XXI века. Этого не отнимешь. Другое дело, что после 95-го года, после принятия Конституции, к сожалению, Казахстан становился, по моему мнению, страной, в которой все меньше и меньше оставалось демократических институтов, демократических процедур. Так и не сформировалось гражданское общество. И после 1998-го года я уже не имел никаких контактов с президентом. И люди из его ближайшего окружения говорят о том, что Нурсултан Назарбаев 1990-го года, и Нурсултан Назарбаев 2010-го года - это совершенно разные люди. Другое дело, что короля делает свита. Президента, действительно, делает его окружение. Есть достаточно информированные люди, которые говорят, что, к сожалению, президент не полностью владеет ситуацией в стране. Президент, может быть, на самом деле верит, что 91% населения его поддерживает. Его пытаются оградить от негативной информации, его пытаются оградить от проблемных вопросов, все лица, которые попадают к нему на прием, насколько я знаю, должны сдать в администрацию президента содержание своего будущего разговора с главой государства и не отступить ни на йоту от написанного сценария. Ни в коем случае нельзя критиковать самого президента, его реформы, отношение людей к президенту. Это очень плохо. Ведь раньше президент, условно говоря, чуть не каждый день ходил в парламент. Разговаривал с людьми, встречался с шахтерами. Было много серьезных ситуаций, где он проявил себя серьезным переговорщиком. Сейчас переговариваться в стране не с кем. Диалога с оппозицией президент не ведет. Да и оппозиция в стране позволяет поступать с ней так, как поступает нынешняя власть, к сожалению. Голос оппозиции тонок. Голос единицы тоньше писка, как говорил Маяковский.
ИА REGNUM: Что, на ваш взгляд, должно быть основой законопроектов, наделяющих действующего президента статусом лидера нации?
Если бы основной мыслью этого была не попытка освободить президента и членов его семьи, и ближайшее окружение от ответственности, уголовной, административной, имущественной и прочей, ответственности за действия, совершенные на посту президента страны, а если б в основу законопроекта была положена повышенная ответственность президента за все, что он совершает. Потому что его действия, его решения оказывают влияние на жизнь любого из нас, на жизнь каждого гражданина и всей страны в целом. И, может быть, если бы идеология законопроекта исходила из того, что не надо делать одного человека более защищенным, более неприкасаемым, а попытаться всех нас, граждан Казахстана сделать такими же защищенными в правах, как и президенты страны, и лидеры наций. Тогда, я думаю, каждый из нас поддержал бы этот закон. И не только на бумаге, но и на практике. Если бы каждый из нас чувствовал себя защищенным также, как лидер нации и президент страны, и вся система государственной власти, и вся система отношений в стране была направлена именно на это, я думаю, мы бы все единодушно поддержали такую попытку, такой подход.