Почему премьер-министр России недоволен работой картографов?
В начале апреля председатель
Для начала - необходимые разъяснения для лучшего понимания вопроса. Цифровая навигационная карта - это вещь в себе, и совершенно неважно, будут ли ее использовать с приемником
Теперь вернемся к высказанными премьером претензиям по поводу неудовлетворительного картографического обеспечения России. По всей видимости, в распоряжении государства действительно нет полной цифровой навигационной карты России. Однако, это не значит, что таких данных не существует в принципе. Российский рынок навигационного ПО и карт на сегодняшний день можно назвать динамично развивающимся как по количеству игроков, так и по качеству представленных продуктов. Другими словами, для всех густонаселенных регионов России (и большей части всей площади страны) давно уже есть цифровые навигационные карты. Правда, владеют ими коммерческие компании (участники рынка).
Какие шаги в этом отношении может предпринять правительство РФ? Самый легкий путь - устроить тендер, выбрать поставщика и приобрести необходимые карты (оптом или в розницу - неважно) на рынке. Причем, можно ограничиться так называемыми "базовыми картами", а POI и прочую требуемую госслужбам информацию об инфраструктурных объектах наносить самостоятельно. Так или иначе, приобретение карт у коммерческих игроков рынка нисколько не уронит престиж России (в качестве уступки патриотам можно даже покупать их исключительно у отечественных поставщиков). Вместе с картами, кстати, можно договориться и об их регулярном обновлении. Немного отступив от темы, заметим, что регулярное внесение корректив в карты и их рассылка пользователям - крепкий орешек, о который обломало зубы немало навигационных брендов. Западные поставщики (например, NAVTEQ или TeleAtlas) выпускают обновления карт России не чаще раза в квартал. Соответственно, все навигационные системы (в том числе и российские), работающие с этими поставщиками, вынуждены следовать такому же ритму. Отечественные игроки, не связанные с западными брендами, имеют возможность корректировать карты чаще. Так, навигационный сервис "Прогород" выпускает обновления карт ежемесячно, а питерский "СитиГИД", использующий для текущей работы системы мобильный интернет, автоматически актуализирует карты пользователей, так что карта может обновляться чуть ли не еженедельно.
Есть и второй вариант решения проблемы. Ничто не мешает государству изготовить цифровые навигационные карты России самостоятельно. Для этого надо всего лишь раздобыть высокодетализированные спутниковые снимки всей территории России, найти коллектив картографов, которые разработают дорожный граф и организовать их объезд специальными мобильными бригадами, которые актуализируют картографическую информацию, уточнят наличие и расположение улиц, зданий и прочих важных элементов. В результате получится качественная навигационная карта России. Кстати, вышеупомянутый навигационный сервис "Прогород" создавал карты для своей системы именно так (на разработку самой программы и собственных навигационных карт было потрачено около $7 млн и полтора года работы коллектива из 150 человек).
Какой вариант выбрать правительству? Однозначного ответа нет. Купить готовые навигационные карты - быстрее и проще, создавать свой "цифровой атлас" сложнее. Добавьте сюда необходимость поддерживать его пользователей, строить систему своевременной и полной актуализации данных, что может оказаться чуть ли не сложнее, чем создание карт. Правда, потом все эти затраты можно частично окупить, выведя созданный продукт на все тот же навигационный рынок России. Но в любом случае, говорить о том, что в России нет цифровых навигационных карт России - неверно. Такие карты есть. И любой продавец отдела автонавигаторов это подтвердит...
Андрей Сабайдаш, генеральный директор ООО "МИТ" (торговая марка "СитиГИД"):
"Цифровые карты на всю территорию России (которые одинаково подходят и для GPS и для ГЛОНАСС) есть в большом количестве в коммерческом обороте. Они есть как у российских компаний, так и у иностранных поставщиков данных, работающих в РФ. Данных на рынке вполне достаточно, можно купить как отдельные карты, так и полные атласы карт России с высокой детализацией, базой POI и пр. На мой взгляд, государству нужно просто уделять больше внимания коммерческому российскому навигационному рынку. Для примера, в США даже на авианосцы устанавливаются коммерческие навигационные карты, хотя конечно это не означает того, что у государства или у военных нет своей специальной картографической информации. Несмотря на экономические сложности последних лет, частный рынок в России создал вполне конкурентоспособные с точки зрения принятых мировых стандартов, карты, навигационные программы и другие сервисы. Может быть, правительство не в курсе? Если же речь идет о замещении коммерческих карт государственными, то где гарантии того, что последние будут лучше по качеству и доступнее по цене?"
Павел Козлов, директор направления персональной и автомобильной навигации компании NAVTEQ Россия:
"На мой взгляд, с цифровыми картами России все в порядке. В настоящее время как минимум шесть компаний на совершенно легальной основе собирают информацию и изготавливают качественные навигационные базы данных страны. Детальными картами NAVTEQ, например, закрыта территория, на которой живет больше половины населения РФ. Если говорить о покрытии в целом, то это территория, на которой проживает более 80% населения России. Наши карты постоянно актуализируются. Это делается, в том числе и согласно пожеланиям со стороны госорганов, которым нужна детальная карта всей России.
Мне не совсем понятно, откуда взялась озвученная премьером проблема. Во всем мире государство покупает навигационные карты на открытом рынке. Организовывается тендер на поставку геоданных, выбирается лучшее с точки зрения качества и стоимости предложение... Потом при необходимости на карты добавляются слои со специализированной информацией (в том числе секретной) и карты передаются госструктурам для использования. Судите сами: правительство же не производит автомобили для своих нужд - оно покупает машины у автопроизводителей. Так же и с картами. Зачем тратить деньги на создание собственных карт, если можно купить готовые, качественные решения, да еще и с гарантированной поддержкой и обновлениями?"
Андрей Кузнецов, руководитель GPS-проекта "Автоспутник":
"То, что происходит последние годы вокруг ГЛОНАСС, показывает, что собственно навигация здесь вторична, а гораздо интереснее генерируемые ей денежные потоки. Почему правительство считает, что частные компании не способны делать навигационные карты? Во всём мире способны, а в нашей стране - нет? Почему государство, вместо решения более насущных проблем бросается делать карты? Подчёркиваю: не военные карты, не карты лесов или водных путей, не карты для
Александр Буянов, руководитель навигационного направления компании "Сидиком":
"На сегодняшний день ситуация с цифровой навигационной картографией неудовлетворительная, что и следует из выступления премьер-министра. Только в этом году появились первые требования к государственным навигационным картам, а все, что было сделано до этого, ими по своей структуре не являлось. Фактически это были цифровые топографические карты, а никак не навигационные.
Навигационная карта включает в себя один важнейший элемент - дорожный граф. Его создание в масштабах России - чрезвычайно трудоемкий и финансово затратный процесс. Не забывайте и о том, что цифровая навигационная карта должна создаваться не на базе устаревших топографических карт, а на основе актуальных высокодетальных данных дистанционного зондирования земли (в просторечии - спутниковой съемки). Работать с этими данными нужно с учетом дальнейшего наложения на такую картографическую основу дорожного графа и еще десятка информационных слоев, присущих навигационной карте. А здесь всплывает вопрос кадров, как технических, так и управленческих.
Чтобы выполнить поставленную премьер-министром задачу в срок к этому проекту необходимо привлечь компанию, которая уже имеет в своем активе серьезную базу цифровых навигационных карт (именно навигационных!), и располагающую кадрами необходимыми для успешной реализации этого проекта. По моей оценке инвестиции в проект с требованиями, озвученными премьером при создании карт с нуля должны быть не менее 4-5 млрд рублей. Если его реализовывать с привлечением компании с существующей картографической базой, готовым производством и кадрами - бюджет может быть меньше, но главное есть возможность уложиться в поставленный срок".