Председатель Союза репрессированных народов России, председатель Калмыцкого регионального общественного фонда содействия полной реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий Аркадий Горяев ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости.

ИА REGNUM Новости: Накануне Дня Победы сообщалось о том, что Союз готовит к публикации уникальную книгу - коллективную монографию о вкладе репрессированных народов СССР в победу в Великой Отечественной войне. Она уже вышла в свет?

Первый том должен быть отпечатан в первой декаде июня. В него войдут монографии, представляющие вклад шести народов - российских немцев, карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей и балкарцев. Сейчас завершается литературная обработка текстов, впереди - научная редакция и верстка.

ИА REGNUM Новости: Поддержало ли проект руководство Калмыкии, как вы рассчитывали?

Это, конечно, позор. Но никакой поддержки со стороны республиканских властей оказано не было. На мое письмо в Элистинское городское Собрание пришел ответ, что в бюджете города средства на публикацию монографии не предусмотрены. За председателя правительства ответил вице-премьер, министр образования, культуры и науки Бадма Салаев, он сообщил, что перечень печатной продукции, выпускаемый при участии бюджета Калмыкии, уже утвержден, и нам отказано в финансировании. Тем не менее, общий тираж первого тома составит 5 тысяч экземпляров, что по нынешним временам, я думаю, прилично. Презентацию нам предложили провести в Грозном, в парламенте Чеченской республики.

ИА REGNUM Новости: В Советском Союзе было репрессировано более шести народов. Будете ли вы описывать их вклад в Победу?

Да, предполагается выпуск второго тома коллективной монографии. Прежде всего, в него войдут монографии, подготовленные учеными из числа крымских татар. Надо сказать, что Крымский полуостров был практически зачищен, оттуда выселяли армян, греков, болгар. После выпуска первого тома будем выходить с предложениями, искать общественные организации, ученых, которые помогли бы с составлением книги. Работа над расширением Союза репрессированных народов России ведется постоянно. Сейчас, по аналогии с организацией "Дети Казахстана" Чеченской республики идет подготовка к созданию общественной организации, которая взяла бы на себя защиту интересов детей крымских татар, рожденных в местах спецпоселений. Также я надеюсь наладить сотрудничество с народами Прибалтики.

ИА REGNUM Новости: Что является главной целью Союза?

Наша основная цель - инициирование международного военного трибунала над коммунистическим режимом. Это даст международную правовую оценку тем чудовищным преступлениям, которые были совершены в отношении целых народов, признание факта депортаций геноцидом. Это позволит цивилизованным путем решить вопрос территориальной, социальной и культурной реабилитации. Мы намерены поставить вопрос об экономической компенсации причиненного ущерба, выплат по европейским стандартам.

С момента реабилитации прошло 66 лет, 53 года - с момента возвращения репрессированных народов, 19 лет со дня выхода федерального закона о реабилитации. Но в плане реабилитации не сделано фактически ничего. Нам бросили по 10 тысяч рублей, а льготы, положенные реабилитированным жертвам политических репрессий, "повесили" на региональные бюджеты. Мы должны сами себе оплачивать льготы, как будто сами себя высылали.

ИА REGNUM Новости: Как обстоят дела с регистрацией Союза репрессированных народов России? В первый раз Минюст вам отказал, удалось ли пройти процедуру повторно?

Да, действительно, в первый раз нам отказали в регистрации Союза репрессированных народов России, по совершенно надуманному поводу. Минюст указал на то, что один из учредителей якобы является экстремистской организацией.

Второй отказ мы получили совсем недавно. Вновь - по надуманной причине. Дело в том, что в промежуток между первой и второй регистрацией было принято постановление Правительства РФ, ограничивающее некоммерческие организации в использовании в своих названиях слова Россия и его производных. Но учредительное собрание, на котором было принято решение о создании Союза репрессированных народов России, было принято до этих нововведений, а значит, не должно на нас распространяться. Я намерен обжаловать отказ Минюста в судебном порядке. На самом деле даже смешно, насколько страна, обладающая ядерным потенциалом, боится маленькой общественной организации.

ИА REGNUM Новости: Насколько верна информация о том, что вас сместили с поста председателя Фонда содействия полной реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий?

Сейчас вокруг Фонда действительно наблюдается некая неразбериха. Несколько представителей калмыцкой оппозиции, это те же люди, которые избили меня год назад, попытались инициировать мое смещение с поста председателя фонда по инициативе попечительного совета. Но эти попытки были оставлены, поскольку согласно уставу Фонда попечительский совет таких полномочий не имеет.

ИА REGNUM Новости: А как идет расследования нападения на вас, которое произошло 27 мая прошлого года?

Уголовное дело, наконец, передали в следственное управление при УВД Элисты. После отказов, долгой волокиты и моего требования привлечь к уголовной ответственности за бездействие дознавателя и и.о. начальника отдела дознания УВД. В Качестве подозреваемых фигурируют часть представителей оппозиции.

ИА REGNUM Новости: Получается, вы сталкиваетесь с противодействием не только со стороны чиновников, но и со стороны общественников, оппозиционеров?

Это действительно так. Не могу утверждать, но складывается впечатление, что некоторые оппозиционеры таковыми являются только по названию, в действительности же согласовывают все свои действия с властями. Поймите, власть ошибочно воспринимает нашу организацию как угрозу национальной безопасности, но мы считаем, что узел существующих проблем должен быть развязан, обиды должны быть сняты, причем - по инициативе "сверху". Решение вопросов, существующих в настоящее время у репрессированных народов, послужит укреплению российской государственности, снятию сепаратистских и антироссийских настроений. Ни у ФСБ, ни у МВД никаких претензий к нашей деятельности нет, мы действуем в рамках закона о реабилитации репрессированных народов и реабилитации жертв политических репрессий. И видим себя в дружной семье братских народов, в правовом и демократическим государстве - России.