с первой частью статьи Юрия Баранчика можно ознакомиться здесь

Экономическая составляющая

Какие еще есть основания судить о том, что визит не был успешным? На мой взгляд, к ним можно отнести следующие косвенные проявления.

Во-первых, отказ МВФ предоставить Беларуси кредит до проведения выборов президента. Если немного напрячь память, то точно такого же поведения контролируемый американцами МВФ придерживался и накануне президентских выборов на Украине, которые привели к смене власти. Вспомним также, что в украинской игре отказ МВФ дать очередной транш кредита стал одной из причин проигрыша Юлии Тимошенко. Таким образом, отказ МВФ в предоставлении кредита Беларуси можно воспринимать как неофициальный ответ США относительно их позиции в ходе предстоящих президентских выборов в Беларуси. Это означает, что США, памятуя об особо теплых внешнеполитических отношениях с нынешним белорусским руководством, отказали ему в экономической помощи накануне выборов.

В результате, чтобы обеспечить необходимый приток валюты в страну до проведения выборов, Минск вынужден был пойти на еще большее увязание в долговой кабале у мирового финансового капитала, за что будет расплачиваться через несколько лет рядовой белорусский избиратель, и принял решение о выпуске еврооблигаций на сумму в 2 млрд долларов. Результатом чего стал указ белорусского президента о повышении планки госдолга - с 9,5 млрд долларов до 11 млрд долларов.

Во-вторых, несмотря на очевидную непопулярность меры, правительство приняло решение о третьем за прошедший год повышении цен на бензин. В этой связи можно сказать о несомненном успехе проекта Чавеса по доставке венесуэльской нефти на белорусские НПЗ - белорусы стали платить за нее практически сразу же после доставки первого танкера непосредственно из своего кармана.

С венесуэльской нефтью и, как оказалось, с США, связаны еще несколько проблем официального Минска, которые, скорее всего, также могли быть предметом обсуждения главы президентской администрации в Вашингтоне.

Во-первых, как оказалось, вопрос доставки венесуэльской нефти в Клайпеду надо решать не с властями Литвы, а с американцами, которые жестко отслеживают режим санкций в отношении Беларуси. Во-вторых, несколько дней назад один белорусский источник, имеющий отношение к венесуэльской нефтяной проблематике, сказал, что нефтепродукты из венесуэльской нефти будут экспортироваться только на Украину, из чего можно сделать вывод о том, что Европа закрыла свой рынок для венесуэльской нефти. Что это решение было принято без участия США - в это очень трудно поверить.

Тут вообще очень интересный момент может нарисоваться - зачем Украине транспортировать через себя венесуэльскую нефть в Беларусь железнодорожным транспортом, а потом получать оттуда нефтепродукты, когда можно ее перерабатывать на своих НПЗ, что будет гораздо дешевле? Следовательно, США имеют прямое и непосредственное отношение к прибыльности проекта по поставке венесуэльской нефти в Беларусь.

Еще одним весьма серьезным для официального Минска фактором является вопрос отмены американских санкций в отношении концерна "Белнефтехим", поскольку в течении последних месяцев политика санкций ужесточилась. Ровно за месяц до заключения венесуэльско-белорусского контракта, 16 февраля, Офис контроля иностранных активов Министерства финансов США (OFAC) обнародовал дополнение к 5-й главе Кодекса федерального регулирования (CFR) США, расширив её новым 548-м разделом Belarus Sanctions Regulations. Как пишет украинское издание "Транспортный бизнес", этот документ определил новый, более жесткий, чем ранее, механизм регулирования санкций в отношении Беларуси.

Первое из изменений - имущество какого рода подлежит блокировке и аресту; второе - какие юридические процедуры должны осуществляется на территории США, а какие в отношении американских предприятий за рубежом; третье - что должно происходить со средствами на замороженных счетах; четвертое - как будут начисляться проценты на арестованное имущество; пятое - каков будет порядок ареста недвижимости и кто понесет расходы по ее содержанию. Кроме этого, новый "белорусский" раздел Кодекса CFR в своей результативной части установил тарифную сетку штрафов за нарушение этого распоряжения, а также определил юридический порядок вывода активов из-под силы действия указанного документа.

До принятия "548 раздела" основным инструментом американской политики санкций в отношении Беларуси являлся документ прямого действия, оставлявший место для юридических лазеек - это распоряжение президента США №13405 от 16 июня 2007 г. "О блокировке собственности отдельных лиц, подрывающих демократические процессы в Беларуси". Впервые этот документ был введен в действие в ноябре 2007 г., когда были арестованы зарубежные счета концерна "Белнефтехим". В последствии, в 2008-2009 гг., санкции были расширены на все родственные предприятия с участием капитала этого концерна. После прихода к власти администрации Барака Обамы, политика санкций еще более ужесточилась: параллельно с дополнениями к Кодексу CFR, американские законодатели одобрили законопроект конгрессмена Илеаны Рос-Лехтинен "Акт об учете белорусских поставок вооружений".

19 апреля, за неделю до начала венесуэльского транзита нефти через Одессу, новые меры OFAC были впервые озвучены на официальном уровне. Их смысл раскрыла советник заместителя госсекретаря Карен Стюарт (бывший посол США в Беларуси), которая заявила, что в новой политике США в отношении Минска много преемственности: "Мы по-прежнему обеспокоены ограничением свободы слова и прессы в стране, нас беспокоят последние события, связанные с обысками в квартирах независимых журналистов. Ранее США, отреагировав на изменения, позволили двум кампаниям концерна "Белнефтехим" вести у нас торговую деятельность. Это была разумная реакция на тот момент... Но правда в том, что в Беларуси нет никакого прогресса", - пояснила Карен Стюарт.

Активное участие бывшего посла в Беларуси, а ныне помощника Госсекретаря Карен Стюарт в определении позиции США в отношении Беларуси не вызывает больше сомнений, как и то, какими могут быть ее предложения относительно политики санкций США в отношении официального Минска.

Мы рассмотрели перечень возможных экономических вопросов белорусской стороны в ходе тайного визита главы президентской администрации в Вашингтон. Как показывает их анализ, несмотря на небольшой для Беларуси прямой экономический урон, т.к. товарооборот Беларуси и США совершенно незначителен, торгово-экономические санкции США в отношении Беларуси больше имеют политический характер как для стран Прибалтики, так и для стран Европы, в результате чего их наличие все же имеет экономический эффект для официального Минска. Поэтому естественно желание белорусской стороны их отменить. Однако, как и по политической повестке встречи, что может предложить официальный Минск американцам взамен их отмены?

Судя по словам Карен Стюарт, США в качестве предмета торга рассматривают только изменения в политической системе страны - отмену смертной казни, проведение свободных демократических выборов, отсутствие репрессий в отношении оппозиции и т.д., в общем, перечень их политических требований известен. Что в ответ может предложить Минск? В принципе, в условиях, по сути дела, начавшейся президентской кампании - ничего. Более того, как показывают последние события - вызов на допросы белорусских журналисток, тотальные обыски в квартирах членов гражданской кампании "Говори правду" - власть в очередной раз накануне крупных политических событий усиливает давление на гражданское общество.

Очевидно, что в этих условиях договориться с Вашингтоном принципиально невозможно. Скорее всего, Вашингтон совместно с ЕС будет вести дело к тому, что выборы будут вновь признаны несвободными и недемократическими. Следовательно, если Александр Лукашенко в очередной раз выставит на этих выборах свою кандидатуру и вновь "элегантно" победит с оглушительным успехом, он не будет признан США и ЕС легитимным главой государства.

Представляется, что подобную реакцию США можно было предсказать заранее, она была очевидна. И ехать в Вашингтон, в очередной раз демонстрируя Москве свою "надежность" как партнера, было совсем необязательно. В этих условиях главным является вопрос того, какую позицию в отношении белорусских выборов займет Москва.

Следовательно, надо снова ехать в Москву. Только теперь, после метаний в Вашингтон, большим вопросом будет даже российско-белорусская встреча на уровне глав администраций. В связи с этим, несмотря на формальное наличие договора между Россией и Беларусью о создании Союзного государства, можно констатировать как факт, что отношения между руководством двух стран находятся в состоянии глубокой заморозки. Они опустились практически на тот уровень, на котором находились отношения между Россией и Украиной в последние полгода нахождения у власти Виктора Ющенко. Чем закончил Ющенко, всем уже известно - ушел в политическое небытие. Не хотелось бы, чтобы Дмитрий Медведев выступил с еще одним вечерним обращением на фоне военных кораблей на рейде.

Сможет ли Александр Лукашенко выиграть предстоящие президентские выборы, хватит ли ему политической мудрости и смелости признать новые геополитические и экономические реалии и выстраивать свою политическую судьбу и вверенного ему в руки государства исходя из них - покажут ближайшие несколько месяцев.