Узбекистан отвергает обвинения Таджикистана в преднамеренной задержке железнодорожных грузов
Таджикистан, 18 мая, 2010, 15:59 — ИА Регнум. Информационное агентство "Жахон" при МИД Узбекистана распространило официальное заявление по ситуации вокруг вагонов с грузами для Таджикистана, находящихся на узбекской территории, передает корреспондент ИА REGNUM Новости. Как отмечается в сообщении, в последнее время в ряде СМИ допускаются спекуляции о якобы осуществляемой Узбекистаном "транспортной блокаде" грузов, предназначенных для Таджикистана.
"Несмотря на то, что проблемы с задержкой транзита через территорию Узбекистана железнодорожных составов с грузами для Таджикистана имеют в основном технический, логистический характер и обусловлены многократным увеличением грузопотоков и большой загруженностью железнодорожной инфраструктуры республики, таджикская сторона обвиняет Узбекистан в нарушении ранее заключенных нормативно-правовых документов в области международного транзита грузов и пытается всячески политизировать данный вопрос и вывести его за рамки двухстороннего формата. Однако, такие заявления таджикской стороны неправомерны и ничем необоснованны, а попытки официального Душанбе апеллировать к различным международным организациям вызывают глубокое недоумение. В действительности проблема задержки вагонов состоит в следующем: перевозка экспортно-импортных грузов Таджикистана транзитом по территории Республики Узбекистан осуществляется в трех направлениях с назначением на станции, расположенные на Душанбинском, Курган-Тюбинском и Согдийском участках Таджикской железной дороги. Проблем по пропуску транзитных грузов по пограничным станциям Бекабад и Кудукли в Душанбинском и Согдийском направлениях не имеется. Вместе с тем, существуют определенные сложности по транзиту грузов в Курган-Тюбинском направлении, которые связаны с многократным увеличением грузопотоков и большой загруженностью железнодорожной инфраструктуры на этом участке. Это вызвано выполнением узбекской стороной своих международных договоренностей по обеспечению пропуска невоенных и гуманитарных грузов в Афганистан, а также существенным увеличением грузопотока и объемов перевозки товаров в первом квартале текущего года.
В связи с отсутствием достаточных финансовых и технических средств ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" не имеет возможности своевременно завершить ремонтные работы и реконструкцию железнодорожного участка Термез-Амузанг, который пролегает через неустойчивую сейсмическую зону, частыми обильными селевыми потоками. Данная ситуация напрямую влияет на пропуск грузовых вагонов в направлении Курган-Тюбинского участка железной дороги Республики Таджикистан. Тем не менее, в Узбекистане в настоящее время проводятся интенсивные работы по обеспечению опережающего пропуска железнодорожных составов с грузами, предназначенными для экономики Республики Таджикистан", - отмечается в официальном сообщении узбекской стороны.
Также сообщается, что по состоянию на середину апреля 2010 года перевезено 1298,1 тысяч тонн транзитных грузов, в том числе в Таджикистан - 1081,5, из Таджикистана - 216,6 тысяч тонн грузов. В том числе через пограничную станцию Бекабад на Согдийский участок таджикской железной дороги перевезено 374,8 тысяч тонн и через пограничную станцию Кудукли на Душанбинский участок перевезено 790,5 тысяч тонн транзитных грузов. Необходимо отметить, что сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние и на экономику Узбекистана (убытки из-за простоя ж/д вагонов составляют примерно $3,5 млн. в год). "В целях предотвращения нарушения сроков доставки грузов и простоя вагонов с назначением в южные регионы Таджикистана, со стороны ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" в соответствии с п.1.18 "Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств" в Центральный Совет по железнодорожному транспорту были направлены телеграфные обращения с просьбой объявить конвенционное запрещение на погрузку всех грузов, следующих через Межгосударственный стыковой пункт Амузанг с назначением на станции Курган-Тюбинского участка Таджикской железной дороги. Однако конвенционное запрещение объявлено не было. В связи с этим отгрузка в данном направлении со стороны железнодорожных администраций стран