Имущество элиты Татарстана - коллекция тракторов и богатые жены
На ведомственных сайтах и в местных СМИ Татарстана опубликованы сведения о доходах и имуществе депутатов Госсовета и членов правительства РТ за 2009 год. Оригинальнее всего выглядят вице-премьер и глава Минэнерго РТ
Вице-премьер РТ Ильшат Фардиев (являющийся родным племянником экс-президента РТ
Совершенная противоположность вице-премьеру Фардиеву другой вице-премьер, а также - министр информатизации и связи РТ 27-летний Николай Никифоров, у которого в графе доходов значится неслыханная для татарстанского чиновника цифра 310 тысяч рублей. Объясняется это просто: до своего назначения в апреле Никифоров работал гендиректором Центра информационных технологий Татарстана и жил на одну зарплату.
По сравнению с другими высокопоставленными чиновниками и членами правительства молодой вице-премьер выглядит практически нищим. Хотя и они предпочитают декларировать суммы в пределах 3 млн. рублей, основной упор делая на заработок и имущество своих жен.
Например, супруга татарстанского министра по делам ГО и ЧС Рафиса Хабибуллина заработала в прошлом году 16,75 млн. рублей, а ее муж всего 1,93 млн. Кроме того, она владеет тремя квартирами общей площадью 414,6 кв. м и двумя автомобилями - Audi Q5 и BMW 525. Жена министра строительства, архитектуры и ЖКХ
Скромен в быту и недавно назначенный премьер-министр Татарстана
Честнее многих оказался первый вице-премьер РТ
Что касается законодательной власти, то депутаты Госсовета РТ оказались, в целом, богаче представителей власти исполнительной. Например, спикер парламента республики
Такая же машина есть и у коллеги Мухаметшина - зампредседателя комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию и аграрным вопросам Илсура Сафиуллина. Но в отличие от председателя, в автопарке депутата официально есть еще и Chevrolet-Нива и Opel Antara. Впрочем, судя по заявленному доходу 9,41 млн. рублей, Илсур Сафиуллин мог бы себе позволить гораздо больше, но почему-то не позволил. Скромность его тем более удивительна, что как следует из декларации, жена Илсура Сафиуллина приносит в семью даже больше мужа - 9,69 млн. рублей.
Официально самым обеспеченным представителем Татарстана в Госдуме России стал миллиардер Фоат Комаров - зампредседателя комитета Госдумы по транспорту. Его доход - свыше 700 млн. рублей. В прошлом Комаров руководил Альметьевским районом РТ, но теперь стал удачливым предпринимателем, получающим доходы сразу от нескольких бизнесов, в том числе - от нефтедобычи и строительства дорог.
За Фоатом Комаровым следует первый зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам
За Хайруллиным в списке стоит еще один представитель Татарстана в Госдуме РФ с доходом 102 млн. рублей - Ирек Богуславский, владеющий группой "
На порядок ниже стоят другие депутаты от Татарстана Ринат Губайдуллин (совладелец группы "Золотой Колос", около 5 млн.) и бывший глава Нурлатского района Фатих Сибагатуллин (4,45 млн.). У первого зампредседателя Госдумы
Подводя небольшой итог опубликованным сведениям о доходах и имуществе татарстанской элиты, можно констатировать, что "жесткие объятия кризиса", о которых так много и с удовольствием говорят руководители республики на встречах с федеральными властями, совершенно не коснулись доходов представителей власти Татарии. Даже наоборот - способствовали их прогрессивному росту. А все заявления о необходимости "жить по средствам" и помнить о "непростой экономической ситуации в республике" - не более чем колебания воздуха.
В качестве примера можно привести данные о тендере, объявленном Госкомитетом Татарстана по тарифам, который возглавляет
Спустя два года после скандала то же ведомство (призванное следить за умеренностью потребления граждан и организаций) снова провело тендер на поставки мебели для себя. Как следует из опубликованных результатов, привычки жить красиво остались - комитет заказал "две столешницы, два сектора на 90 градусов и несколько опор итальянской серии Lipari LPR вишневого цвета общей начальной стоимостью 115 тысяч рублей". Правда, в ходе торгов заказчику удалось немного сбить цену - до 90,7 тысячи рублей, но аппетиты и масштаб деятельности чиновников ничуть не изменились.
Электронные площадки и антикоррупционные программы - это наиболее часто повторяющиеся тезисы татарстанских властей в публичных выступлениях. Особенно, если речь заходит о сравнении с другими регионами России по накалу антикоррупционной борьбы. Тем не менее, следует признать, что сами по себе инструменты, вроде электронной отчетности и сети коммуникаций, не являются и никогда не будут являться залогом успеха в этом трудном деле. Нужно еще стремление самой власти изменить положение. А вот с этим в Татарстане пока что проблемы, и решения в обозримом будущем не предвидится.